Главная | Карта сайта | Библиотека |
Житие святого праведного Авраама
После
смешения Богом языков во время столпотворения Вавилонского1, люди, рассеявшись по земле и
разделившись на многие народы, забыли истинного Бога и стали покланяться
идолам, ими же самими сделанным, животным, солнцу и луне и другим явлениям
природы. Тогда, для обновления Ветхозаветной Церкви и для сохранения в ней
истинного Богопознания, Господь избрал одного благочестивого мужа, по имени
Авраама. Авраам первоначально назывался Аврамом и был младшим сыном Фарры2, который имел, кроме того, еще
двух сыновей: Аррана и Нахора; первый из них умер в молодости, оставив после
себя сына Лота, которого Аврам и взял себе на воспитание. Фарра жил с своими
сыновьями в Уре Халдейском3; но Господь благоволил отделить
благочестивого Аврама, избранника Своего, из развращенной среды
идолопоклонников. И вот Аврам получил от Бога повеление:
– Выйди из земли твоей, от родства
твоего и из дому отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу
от тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу имя твое, и ты будешь
виновником и образцом благословения для многих. Я благословлю благословляющих тебя
и злословящих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земные4.
Аврам с верою и покорностью принял
повеление Божие, и вышел из Ура Халдейского с женою своею Сарою, отцом своим
Фаррою и племянником Лотом. Остановившись на время в Харране5, где отец его умер6, он продолжал потом путь свой один
с семейством своим и Лотом. Прибыв в землю Ханаанскую, он прошел ее до Сихема,
до дубравы Море7. Здесь явился ему Господь и обещал
эту землю отдать потомству его. В память сего Богоявления и в благодарность
Богу за обетование, Аврам соорудил на том месте жертвенник. После сего Аврам
прошел всю ту землю в длину, по направлению к югу, создав между Вефилем и Гаем
другой жертвенник Господу8.
Аврам вместе с своим семейством и
Лотом поселился в долине Сихемской. Оба они сначала жили вместе и были богаты
скотом, серебром и золотом; но потом, во избежание раздора между их домашними и
слугами, Аврам отпустил от себя Лота, предоставив ему выбор земли. Лот избрал
себе цветущую равнину, орошаемую водами Иордана9.
После того, как Лот отделился от
Аврама, Бог явился избраннику Своему и сказал:
– Возведи очи свои, и с сего места,
на котором ты теперь находишься, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к
западу: всю землю, которую ты видишь с горы, дам Я тебе и потомству твоему на
веки10. И дам тебе потомство, как песок
земной. Встань, пройди по земле сей в долготу и ширину ее: ибо Я тебе дам ее и
потомству твоему на веки.
Послушный повелению Божию, Аврам
двинулся к югу и поселился у дубравы Мамре11,
создав там жертвенник Господу.
Между тем на равнине Иорданской,
которую выбрал для своего жилища Лот, было пять городов12, управляемых особыми царями, но
уже 12 лет находившихся в порабощении у царя Еламского13. На тринадцатый год они
возмутились против царя, но были побеждены им, причем многие жители той страны,
и в том числе Лот, были взяты в плен. Узнав об этом, Аврам вооружил рабов
своих, разбил неприятелей, освободил Лота и всех пленных и отнял всю добычу,
унесенную неприятелем, которую и возвратил царям по принадлежности. Когда Аврам
возвращался с победою, на встречу ему вышли цари. Мельхиседек, царь Салимский,
священник Бога Всевышняго14, вынес хлеб и вино и благословил
Аврама, говоря:
– Благословен Аврам от Бога
Всевышняго, Владыки неба и земли. И благословен Бог Всевышний, предавший врагов
твоих в руки твои.
Аврам поднес Мельхиседеку десятую
часть всей военной добычи; сам же, когда царь Содомский предлагал ему удержать
за собою имущество, возвращенное от неприятелей, отказался взять что-либо.
После сего Аврам сделался весьма
известным в земле Ханаанской. Его успехи возбудили зависть и опасение в ее
обитателях. Тогда Господь ночью в видении сказал Авраму:
– Не бойся, Аврам, Я – твой щит;
тебе готовится величайшая награда.
Аврам сказал:
– Господи! Чем Тебе наградить меня?
Детей у меня нет: Ты не даль мне их. За домом моим смотрит Елиезер из Дамаска:
он и будет моим наследником.
– Не он, – сказал Господь, – а твой
родной сын будет твоим наследником.
После сего Господь вывел Аврама на
двор и сказал:
– Посмотри на небо и сочти звезды,
если только можешь: столько и у тебя будет потомков15.
Аврам поверил обетованию, и сия
вера вменилась ему в праведность16 и послужила основанием праведной и
Богоугодной жизни.
В наступивший после сего день,
Аврам, по повелению Божию, рассек пополам трехлетних телицу, козу и овна, и
положил одну часть против другой; к ним присоединены были горлица и молодой
голубь17. Аврам стерег трупы от хищных птиц18. При захождении солнца, на него
нашел сон и объял его ужас и густой мрак. Тогда Господь приблизился к нему и
сказал:
– Знай, что потомки твои в
продолжение четырехсот лет будут пришельцами в земле чужой и будут в порабощении
и в угнетении19. Но Я произведу суд над народом, у
которого они будут в порабощении, и после того они выйдут сюда с большим
имуществом. А ты отойдешь к отцам своим в мире, и будешь погребен в старости
доброй. Возвратятся же сюда потомки твои не прежде, как сменятся у них четыре
поколения20, ибо мера беззаконий аморреев еще
не наполнилась21.
Когда зашло солнце и наступила
тьма, между рассеченными животными прошли дым, как бы из печи, и пламя огня22. И в этот день таким образом
Господь заключил завет Свой с Аврамом, сказав:
– Потомству твоему даю Я землю сию
от реки Египетской до реки Евфрата23.
Прошло уже много лет с того
времени, как Аврам переселился в землю Ханаанскую. После откровения, бывшего
ему в Уре Халдейском, Бог еще три раза повторял ему обетование о многочисленном
потомстве, которое должно было произойти от него; но Сара, жена его, не
рождала, а между тем оба они были уже преклонных лет. Бездетство было для
Аврама великим испытанием24.
Тогда Сара, думая, что препятствие
к исполнению обетования Божия заключается в ней, предложила Авраму взять еще в
супружество служанку свою, Египтянку Агарь, которая и родила ему сына Измаила25.
Когда Авраму исполнилось уже 99
лет, Господь явился ему и сказал:
– Я – Бог Всемогущий; ходи пред
Лицем Моим, и будь непорочен: и Я поставлю завет Мой с тобою и дам тебе
многочисленнейшее потомство.
Аврам в чувстве благоговения и
преданности пал на лице свое. Бог сказал ему:
– Теперь ты не будешь называться
Аврамом, но да будет тебе имя: Авраам26; ибо Я сделаю тебя отцом множества
народов. И народы и цари произойдут от тебя; и Я поставлю вечный завет Мой с
тобою и потомками твоими27 в том, что Я буду Богом твоим и
потомков твоих после тебя, и дам вам всю землю Ханаанскую в вечное наследство28. Видимым же знаком завета между
Мною и вами должно быть то, чтобы у вас весь мужеский пол был обрезан. Осьми
дней от рождения надобно обрезывать всякого младенца мужеского пола, не только
из ваших детей, но и из рабов, купленных за серебро у иноплеменников.
Необрезанный, как нарушитель завета Моего, лишается общения с своим народом29. Сару, жену твою, не называй
Сарою, но да будет имя ей – Сарра30. Я благословлю ее, и произойдут от
нее народы, и цари народов произойдут от нее.
Авраам возрадовался и засмеялся, но
в то же время с недоумением спрашивал про себя:
– Неужели от столетнего будут дети?
И неужели Сарра в девяносто лет родит?
Но Господь повторил Свое обетование
и предрек самое имя их будущему сыну – Исаак.
Вскоре после сего, Господь опять
явился Аврааму у дубравы Мамре – следующим образом. Однажды в полдень Авраам
сидел у шатра своего. Подняв глаза свои, он увидел пред собою трех странников.
Он тотчас же поспешил к ним на встречу и, поклонясь до земли, сказал первому из
них:
– Государь мой! Если я обрел
благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Позвольте принести
немного воды и омыть ноги ваши31; потом отдохните под этим деревом32. А я принесу хлеба, чтобы
подкрепиться вам на дорогу.
Странники33 согласились на его просьбу. Тогда
Авраам поспешил в шатер к Сарре и сказал ей, чтобы она замесила поскорее
пшеничной муки и испекла пресные хлебы; потом побежал к стаду, выбрал нежного,
хорошего теленка и велел своему рабу приготовить его. Когда приготовлены были и
пресные хлебы и теленок, Авраам взял еще сыру и молока, и все это поставил пред
гостями. Они стали есть, а Авраам в это время стоял под деревом, прислуживая
им. Во время обеда странники спросили Авраама:
– Где Сарра, жена твоя?
– Она здесь, в шатре, – ответил
Авраам.
Тогда один из них, – это был Сам
Господь, – сказал: – На следующий год, когда Я опять в это же время буду у
тебя, у жены твоей Сарры будет сын.
Сарра стояла у входа в шатер.
Услыхав предсказание, она рассмеялась, подумавши про себя:
– Мне ли в старости иметь сие
утешение? Да и господин мой стар.
Но Господь сказал Аврааму.
– Зачем рассмеялась Сарра? Разве
есть что невозможное у Бога? В назначенный срок буду Я у тебя, и у Сарры будет
сын.
Тогда Сарра пришла в страх. Она
почувствовала, что находится пред высшею Божественною Силою, провидящею ее
внутренние чувствования, и в смятении стала уверять, что она не смеялась. Но
Господь обличил ее и еще раз повторил, что она смеялась. Таким образом, Он
показал Себя Сердцеведцем, а Сарру научил быть внимательнее к собственным
помыслам и быть более покорною Божественным обетованиям.
После сего странники встали, и
направились оттуда к Содому. Авраам же, по слову Апостола, «сверх надежды,
поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному:
«так [многочисленно] будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял,
что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав
славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и
вменилось ему в праведность» (Рим.4:18-22)34. Веруя в благодатное обетование об
имеющем произойти от него многочисленном потомстве, Авраам с живейшим чувством
радости, благодарности и благоговения к своим Божественным посетителям,
сопровождал их.
На пути Господь открыл Аврааму о
Своем намерении погубить жителей Содома и Гоморры за их бесчисленные
беззакония. Авраам стал умолять Бога пощадить нечестивые города, ради того, что
в них найдется хотя пятьдесят праведников. Но такового числа их не нашлось в
городах сих. После сего Господь обещал Аврааму, по молитве его, пощадить
нечестивые города, если в них найдется хотя сорок, потом тридцать, двадцать и,
наконец, хотя бы десять праведников. Но и такого числа праведных не нашлось в
Содоме и Гоморре. Тогда участь нечестивых городов была решена. Однако же,
ходатайство Авраама не осталось напрасным и совершенно бесплодным; ибо
племянник его Лот был спасен от общей погибели.
Вечером два ангела, посетившие
Авраама, пришли в образе странников в Содом, когда Лот сидел у ворот города.
Увидев странников, Лот, поклонившись им до земли, сказал:
– Государи мои! Зайдите в дом раба
вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, а поутру пойдете в путь свой.
Когда же странники стали
отказываться, испытывая Лота, и отклонять его гостеприимство, – он стал сильно
упрашивать их, и они вошли в дом. Лот приготовил пресные хлебы, и предложил им
угощение, и они ели. Еще не легли они спать, как содомляне, с разных концов города,
окружили дом Лота и стали требовать выдачи странников. Лот вышел успокоить их и
уговорить, чтобы они не причиняли зла странникам, пользующимся его
гостеприимством; но они оскорбляли его и грозили выломать двери. Тогда Ангелы,
явившиеся под видом странников, поразили содомлян слепотою, а Лота ввели в дом
и велели взять родственников своих и уходить из города, осужденного за
беззакония на погибель; при сем ангелы открылись Лоту, кто они, объявив прямо,
что они посланы к нему Господом. Занималась уже заря, а Лот еще медлил. Тогда
ангелы, взяв за руки его, жену его и дочерей, вывели их вон. Один из ангелов
сказал Лоту:
– Спасай душу свою; не оглядывайся
назад, и нигде не останавливайся на равнине сей; спасайся на гору35, чтобы тебе не погибнуть.
Но Лот сказал:
– Нет, Владыка! Вот раб Твой обрел
благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сотворил со
мною, спасши жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигло меня
бедствие, и мне не умереть. Вот ближе город сей, – он же и мал; благоволи мне
бежать в него, дабы сохранилась в нем жизнь моя.
Ангел отвечал:
– В угодность тебе я сделаю и это и
не истреблю сего города; спасайся в него, но нимало не медли: потому что я не
могу исполнить своего дела, пока ты не уйдешь туда.
Так велика милость Божия к
праведным! Ради слабого волею, но чистого душою Лота, и ради родства его с
избранником Божиим Авраамом, Господь не только дарует спасение городу, но и по
милосердию Своему замедляет совершить правосудную кару Свою над нечестивыми
городами, до тех пор, пока Лот успеет спастись.
Когда Лот достиг сего города,
солнце уже зашло. Тогда Господь пролил с неба на Содом, Гоморру, Адаму и Севоим
в виде дождя серу и огонь, и истребил эти города и всю эту равнину со всем их
населением, – и вся страна та обратилась в соленое озеро36.
Жена Лотова не исполнила повеления
ангела: на пути из Содома она оглянулась назад; но тотчас же обратилась в
соляной столб. Сам же Лот, страшась остаться в Сигоре, удалился в гору с двумя
дочерями своими и стал жить там в пещере.
Между тем Бог посетил, наконец,
Сарру Своею милостью. Когда Аврааму исполнилось сто лет, она родила ему сына,
которому он, согласно предвещанию о том Самого Бога, нарек имя Исаак. На
восьмой день Авраам обрезал его, как заповедал ему Бог. И девятидесятилетняя
Сарра говорила:
– Смех радости37 сотворил мне Бог; кто ни услышит
обо мне, обрадуется. Кто бы мог сказать Аврааму: «Сарра будет кормить детей
грудью?» Ибо в старости его я родила сына.
Когда дитя выросло и было отнято от
груди, Авраам устроил по сему случаю большой пир. Сарра, увидев, что Измаил,
которого родила Аврааму Агарь Египтянка, насмехается над ее сыном Исааком,
сказала Аврааму:
– Прогони эту рабыню и сына ее; ибо
не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.
Аврааму было прискорбно слышать эти
слова; он, как отец, любил и жалел Измаила. Но Бог сказал ему:
– Не огорчайся ради отрока и рабыни
твоей; во всем, что ни скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее; ибо в Исааке
наречется тебе семя. Впрочем, и от сына рабыни Я произведу народ, потому что и
он – семя твое38.
Тогда Авраам с полною преданностью
воле Божией отпустил Агарь с сыном ее Измаилом. Странствуя, они заблудились в
пустыне и уже умирали от жажды, но Бог чудесно спас их и утешил скорбящую мать
обетованием произвести от ее сына великий народ39.
В то время Авраам пользовался
огромным влиянием и уважением посреди соседних царей и владетелей Ханаана.
Высшее покровительство и особенное благословение Божие на Аврааме так было ясно
для всех, что Авимелех, царь Герарский, искал с ним союза. Но Авраам и после
сего жил по-прежнему как странник, нигде не имея постоянного для себя жилища.
Вся жизнь Авраама протекала среди
многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и
непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но
вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И
вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание,
превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал
к нему и сказал:
– Возьми сына твоего единственного,
которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во
всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе.
Не смотря на всю необычайность
такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам ни мало
не усомнился, что оно – от Бога, и что его должно исполнить без всякого
прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести
в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он
верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с
прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного
Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых
воскресить ему сына обетования (Евр.11:19). И вот, не открывая никому своего
намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг,
наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место,
о котором сказал ему Господь40. На третий день, по особенному
знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для
жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв
дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, – и
пошли оба вместе на гору.
И сказал Исаак Аврааму:
– Отец мой! Вот огонь и дрова, –
где же агнец для всесожжения?
Авраам отвечал:
– Бог усмотрит Себе агнца для
всесожжения, сын мой. И они пошли далее оба вместе.
Достигнув места, которое указал ему
Бог, Авраам устроил там жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего
Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и
взял нож, чтобы заколоть сына своего.
Но в это время с неба раздался Божественный
голос:
– Авраам! Авраам!
Авраам остановился, чтобы выслушать
повеление Божие.
– Не поднимай руки своей на отрока,
– продолжал Господь, – и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что
боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего единственного для Меня.
Тогда Авраам, в чувстве глубокой
радости и благодарности к Богу, возвел очи свои от земли и увидел позади себя
овна, запутавшегося в чаще рогами. Тогда он развязал Исаака и, взяв овна,
принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего41.
После сего Господь снова воззвал к
Аврааму с неба:
– Мною клянусь, что так как ты
сделал сие дело, и не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я
благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные
и песок на берегу моря, и овладеет семя твое городами врагов своих, и
благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа
Моего.
Получив сие великое, благодатное
обетование, Авраам и Исаак в страхе и радости спустились с горы и возвратились
в Вирсаву42, где жил тогда Авраам.
Спустя лет двенадцать после сего,
скончалась Сарра, жена Авраамова и была погребена в пещере Махпеле43 против Мамре, впоследствии –
Хеврона земли Ханаанской.
Через три года, когда Исааку
исполнилось сорок лет, а Аврааму было сто сорок лет, святой праведный праотец
имел утешение женить сына своего на добродетельной Ревекке, внучке Нахора,
брата Авраамова. Впоследствии Авраам и сам вступил в новое супружество с
Хеттурою, от которой имел еще шесть сыновей. Авраам прожил сто семьдесят пять
лет, и потом с миром предал дух свой Господу Богу, Которому так верно служил и
благоугодил в жизни своей, будучи сосудом и образцом веры в истинного Бога,
сохранившим ее для потомства из рода в род. За высокие качества и достоинства
Авраама Господь возлюбил его, почему и называет Себя его Богом по преимуществу
(Быт. 17:7; 26:24; 28:13), а Св. Писание называет его другом Божиим (2Пар.20:7;
Ис.4:8; Иак.2:29). Ветхозаветные потомки его и даже святые пред Богом, Моисей и
Давид, призывали Авраама в ходатаи пред Богом. От сего родоначальника народа
иудейского, в потомстве которого сохранялась истинная вера на земле, произошел
Сам Христос по плоти, и все истинно верующие во Христа называются сынами
Авраама (Рим.6:7-8; Гал.3:7, 26-29). И в
будущей участи нашей за гробом – только с верным Авраамом можно надеяться
получить наследие вечной жизни и спасения. Сам Господь в Своей притче о богатом
и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии
Небесном (Мф.8:11; Лк.16:22; Гал.3:9, 29), коего да сподобит Христос и всех нас
молитвами святого праведного Авраама, праотца Своего по плоти. Аминь.
________________________________________________________________________
1
Событие это отожествляют со временем рождения у патриарха Евера сына Фалека,
получившего
в память сего события свое имя (Фалек – с еврейского – значит рассечение,
разделение); т. е. приблизительно почти за 2600 лет до Р.Х.
2
Фарра – десятый патриарх, от Ноя. Авраам родился почти за 2000 лет до Р. Хр.
3
Ур Халдейский – один из царственных городов Халдеи, в Месопотамии, невдалеке от
устья Евфрата; он был главным складочным местом торговли. Теперь имя Ура дают
развалинам, находящимся к западу от русла Евфрата (в шести милях), на высоте
соединения его с Хатч-ель-Хие (рукав Тигра, впадающий в Евфрат).
4
Сие Божественное обетование имеет Мессианское значение, как то ясно показывает
св. ап. Павел, ссылаясь на эти слова Божии к Аврааму. «Познайте же, – пишет он,
– что верующие суть сыны Авраама, и Писание, провидя, что Бог верою оправдывает
язычников, предвозвестил Аврааму, что в нем благословятся все народы. И так
верующие благословятся с верным Авраамом» (Гал.3:9).
5
Харран – город в северо-западной части Месопотамии, между Хавором (приток
Евфрата) и Евфратом, на широкой, окруженной горами равнине, к юго-востоку от
Едессы; в древности был важным торговым пунктом на большой торговой дороге
между Средиземным морем и востоком. Ныне – это незначительный и небольшой
городок Месопотамии.
6
Некоторые учители Церкви смерть Фарры в Харране объясняют премудрым устроением
Промысла Божия; ибо Богу не угодно было, чтобы виновный в идолослужении Фарра
внес заразу суеверия в отделяемое от него поколение. Посему-то Писание так
точно и отмечает это событие.
7
Под землею Ханаанской в теснейшем и собственном смысле разумеется земля по эту
сторону Иордана, Финикия (северная часть Ханаана) и земля Филистимская; – в
новейшее время под землею Ханаанской часто разумеют всю Палестину, всю землю
обетованную, которую заняли потом израильтяне, по обе стороны Иордана. Сихем –
древний город земли Ханаанской, в Самарии, на горе Ефремовой, в 18-ти часах
пути от Иерусалима; Авраам прошел землю Ханаанскую собственно не до Сихема,
которого тогда еще не было, а до места, где после построен был Сихем. Море –
дубрава близ Сихема.
8
Вефиль – древнейший город Ханаанский, при Аврааме называвшийся – Луз, к северу
от Иерусалима в гористой местности колена Ефремова, при горе, получившей от
города имя Вефильской; место это необыкновенно дико и в настоящее время
представляет собою не иное что, как пастушеское кочевье на грудах развалин. Гай
– древний город Ханаанский, в северной части колена Вениаминова, на восток от
Вефиля.
9
Долина Иорданская, которую выбрал себе для жительства Лот, и в которой
находилось русло Иордана, была довольно широка; Мертвого моря, как предполагает
большинство ученых исследователей, тогда еще не существовало, а Иордан
разливался несколькими рукавами и, вероятно, достигал посредством долины до
залива Аравийского, или Красного моря.
10
Исполнение Божия обетования относится к потомству Аврама не по плоти только, но
и по вере, и потому обетование сие названо вечным. Исполнение всех сих обетований
– во Христе, Который кровию Своею соделал сию землю священною и приобрел для
всех верующих, соделав ее отчизною души христианина. Вот почему, независимо от
неисчислимых остатков избранного и потом рассеянного по всему земному шару
народа, – Аврам по вере имеет еще другое потомство, для которого Палестина есть
земля спасения, по истине – земля обетования.
11
Мамре – собственно имя Аммореянина, союзника Авраамова (Кн. Быт. гл. 14, ст.
24). Дубрава Мамре была расположена при Хевроне, древнейшем городе Ханаанском,
находящемся на дороге к Иерусалиму, в плодородной и красивой местности.
См. далее здесь