Главная | Карта сайта | Библиотека |
Преподобной Досифеи затворницы, Киевской
В
В
Работая над жизнеописанием прп. Досифея, Зноско, по-видимому, осознавал
отсутствие убедительных доказательств в предании о Дарье Тяпкиной, в результате
чего в конце составленного Зноско жизнеописания Досифея, как можно думать,
появился рассказ об узнавании старца-девицы его сестрой: "И только по
смерти Досифея, когда сестра его во второй раз приехала в Киев и, не застав
старца в живых, стала осведомляться о его жизни и взглянула на его портрет,
всем стало известно, что затворник Киево-Печерской лавры Досифей был не
мужчина-монах, а девица Дарья из рода рязанских дворян Тяпкиных"[7].
Косвенным доказательством такого отождествления послужила и якобы имевшаяся
посмертная записка Досифея, которая приводится Зноско, но не упоминается ни в
других жизнеописаниях старца, ни в сохранившихся документах: "Тело мое
приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь,
предать его обычному погребению"[8].
После издания книги Зноско существование этой ничем не подтвержденной записки
не вызывало сомнений у почитателей старца. Более того, данный "факт"
дал пищу новым вымыслам. Так, в
"Собственноручной" записки монаха Досифея быть не могло, поскольку,
по известным документам, он был неграмотен[12].
Можно на это возразить, что старец юродствовал, скрывая дворянское
происхождение. Однако такое утверждение, которым Досифей отождествляется с
дворянкой Д. Тяпкиной, противоречит повествованию Зноско, в котором
неоднократно подчеркиваются начитанность и широкая образованность рязанской
дворянки. Кроме того, прп. Досифей канонизирован не как юродивый, а как
прозорливец и затворник. Лишь один эпизод в жизнеописании Зноско, изложенный в
примечании, позволяет предположить, что именно за юродство старец вторично был
переведен из кельи на территории Дальних (Феодосиевых) пещер лавры в Китаевскую
пустынь[13].
Однако и этот факт опровергается в отношении причины перевода документами,
которые публикуются в качестве приложения к настоящей статье[14].
Впервые версия о том, что за беглого крестьянина Досифея выдавала себя Д.
Тяпкина, была изложена в издании
Последнее, отредактированное переиздание сочинения Зноско было предпринято в
Между тем, поминая по церковному календарю прп. Досифею, следует продолжить
биографическое последование личности, стоящей за этим монашеским именем. В
фонде Киево-Печерской лавры Центрального государственного исторического архива
Украины (ЦГИАК Украины) обнаружены документы, относящиеся ко времени пребывания
затворника в Киеве[20].
(Несмотря на встречающееся в некоторых современных работах мнение о том, что
прозорливец Досифей и "Досифей-девица" – разные люди[21],
сопоставление архивных документов и произведения Зноско приводит к обратному
выводу.) Найденные материалы относятся к 3 важным событиям земного пути
подвижника: его поселению в пещере вблизи приписной к Киево-Печерскому
монастырю Китаевской пустыни; испытанию, которому подвергся монах Досифей в
лавре, когда жил возле Феодосиевых пещер; и, наконец, они содержат
свидетельство о завершении земного пути старца. Сопоставление полученной из них
информации с "Описанием" епископа Евгения (Болховитинова),
публикацией в "Киевской старине" за
Поскольку наиболее авторитетным жизнеописанием прп. Досифея на сегодня является
произведение Зноско, считаю необходимым сравнить его (в той части, где
повествуется о киевском периоде жизни святого) со сведениями, содержащимися в
документальных материалах о монахе Досифее.
По версии Зноско, Дарья Тяпкина появилась в Киево-Печерском монастыре в конце
1739 – начале
Эта часть повествования Зноско ставится под сомнение архивными материалами,
относящимися к монаху Досифею. В документе за
По рассказу Зноско, около
В ЦГИАК Украины сохранился фрагмент описи дел канцелярии киевского
генерал-губернатора М. И. Леонтьева за
В изложении Зноско, после пострига Досифея в рясофор, на котором императрица
присутствовала лично, она вручила ему кошелек с деньгами. Простившись с
государыней, затворник оставил кошелек при входе в пещеру, а когда к нему
пришел крестьянин из селения Пирогово, Досифей велел ему забрать деньги и распорядиться
ими по собственному усмотрению. "Тогда удивленный крестьянин немедленно
отнес кошелек в Киево-Печерскую лавру и представил духовному собору… С общего
совета соборных старцев и с согласия монаха Досифея решено было на эти деньги
выстроить в селении Пирогове церковь… В то же самое посещение Китаевской
пустыни государыня императрица изволила пожаловать братии сей пустыни 1000
рублей"[29].
Из дела за
С данным пожертвованием связан любопытный эпизод: начальник пустыни
иеросхимонах Феодосий, надеясь получить "на церковное и другое той
пустынки строение" дополнительные деньги, вероятно из тех 10 тыс. руб.,
которые были пожертвованы Киево-Печерскому монастырю, обратился в духовный
собор, выказывая неудовлетворение суммой, оставленной Чуйковым в Китаеве.
Духовный собор резко отреагировал на обращение Феодосия, пригрозив ему штрафом
"за… власти своей презрение", и приказал отобрать подаренные
насельникам пустыни средства, доставить деньги в монастырь и для дальнейшего
распределения членами их духовного собора. 9 октября
Таким образом, описанные Зноско важные для жизни Китаевской пустыни события –
посещение императрицей и ее присутствие на постриге пещерника Досифея – не
находят подтверждения в документах. Не принесли результатов и поиски
обязательного для пострига Досифея императорского указа с определением
Святейшего Синода, поскольку при постриге пустынника нарушались положения
"Духовного регламента" о невозможности пострига "неотпущенного
раба", к тому же не достигшего 30-летнего возраста (Д. Тяпкиной в
В заключительной главе произведения Зноско отсутствует четкая хронологизация
событий, изложение становится противоречивым. Сказано, что после пострига в
рясофор Досифей продолжал жить в пещере, там состоялась его встреча с Прохором
Мошниным (в иночестве Серафим) в
По изложению Зноско, преподобный поселился в келье на Дальних пещерах, в
келейники ему был определен 17-летний послушник Феофан, из украинских крестьян.
В
Архивное дело за
Источник также поясняет причину возвращения Досифея в Китаевскую пустынь,
которая кроме славы образцовой обители, засвидетельствованной прп. Паисием
(Величковским)[34], воспринималась как место
ссылки провинившихся. После разбора жалобы Савича духовный собор
Киево-Печерского монастыря постановил: "Оного монаха Досифея отправить при
ордере в Китаевскую пустынку, с тем чтоб он там жил не затворнически, но в
келии… дабы ж он не с кем и разговоров никаких уединенно без присутствия
другого брата не имел, о том, как и о всем выше писанном, в надлежащих
обстоятельствах накрепко предложить тамошнему отцу начальнику иметь
непрестанное наблюдательство и, что происходить будет, рапортовать"[35].
Отголоски этой истории и попали в примечание к рассказу Зноско относительно
возвращения старца в Китаево: "Существует предание, что Досифей в
последнее время своего пребывания в лавре… восприняв на себя высший подвиг
Христа ради юродства, начал бегать по городским улицам и обличать народ, почему
лаврское начальство и предложило ему переселиться снова в Китаевскую
пустынь"[36].
Зноско писал о том, что прп. Досифей скончался 25 сентября
В просмотренных мной списках монахов Киево-Печерского монастыря в 1744-1777 гг.
(период документально подтвержденного пребывания Досифея в монастыре и
приписной к нему пустыни) встречаются упоминания нескольких иноков с именем
Досифей. В 1748-1749 гг. назван "палатный иеромонах Досифей"[39],
однако очевидно, что китаевский затворник к этому времени не мог занимать эту
должность. В именном табеле
[1] Зноско В., свящ.
Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской
лавры и первый руководитель-наставник препод. Серафима Саровского. Киев, 1906.
В предисловии Зноско писал, что со дня кончины старца Досифея прошло ровно 130
лет. Дело о смерти монаха Досифея свидетельствует о его кончине в
[2] Содержание автографа следующее: "В библиотеку Киево-Печерской лавры, от автора – послушника Владимира Зноско. Май, 1907. К. П. Л.".
[3] Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Сентябрь. М., 1909. С. 255-270; Зноско В., свящ. Рясофорный монах (девица) Досифей. Киев, 1911.
[4] Крайняя О. А. Свято-Троицкий Китаевский монастырь. Киев, 2004.
[5] Зноско В., свящ. Рясофорный монах (девица) Досифей // Киевские подвижники благочестия. Т. 1. Киев, 1994 (далее – Рясофорный монах (девица) Досифей 1994). С. 3-72.
[6] Патерик Киево-Печерский / Под ред. В. Дятлова. Т. 1: Подвижники Киево-Печерской Лавры ХI-XV вв. и древние святые, причисляемые к ее чудотворцам. Киев, 2004. С. 152
[7] Зноско В., свящ. Рясофорный монах (девица) Досифей 1994. С. 72.
[8] Там же.
[9] Никодимов И. Н.
Воспоминание о Киево-Печерской лавре (1918-1943 гг.). Киев, 1999. С. 99-100. В
начале книги автор указал, что в 1919-1922 гг. состоял юрисконсультом в
Киево-Печерской лавре и жил в ней. В документах лаврского архива за указанные
годы в ЦГИАК Украины фамилия Никодимов отсутствует, что дает основание считать
ее псевдонимом, тем более что с теми же инициалами "И. Н."
юрисконсультом значится И. Н. Шумилин. См.: ЦГИАК Украины, ф. 128, оп. 3 общ.,
д. 746 – Список лиц, входящих в состав трудовой с/х и ремесленной артели
"Трудолюбие" (Киев, Цитадель, N 9), 1919-1920 гг., п. 4; оп. 1, д.
740 – Протокол заседания духовного собора. 4/17 января
[10] Зноско В., свящ. Рясофорный монах (девица) Досифей 1994. С. 72.
[11] Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры. Киев, 1826.С. 190.
[12] ЦГИАК Украины, ф. 128,
оп. 2 мон., д.
[13] Зноско В. Рясофорный монах (девица) Досифей 1994. С. 70.
[14] ЦГИАК Украины, ф. 128, оп. 2 мон., д. 57.
[15] Пустынник Феофан // Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-141.
[16] Лашкевич А. Киевский пещерник ХVIII ст. // Киевская старина. Т. 9. N 7. С. 541-543.
[17] Преподобная Досифея, затворница Киевская: Житие с акафистом / Под ред. Сисоя (Савченко), иером. и др. Киев, 2003.
[18] Там же, примечания на основе "Воспоминаний" Никодимова. С. 56, 67.
[19] Икона "Собор Киевских жен", среди которых можно найти изображение прп. Досифея, помещена в притворе Введенской церкви одноименного мужского монастыря в Киеве.
См. далее здесь