Главная | Карта сайта | Библиотека |
Страдание святых мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия
Святой Назарий родился в Риме; отец его был еврей, а матерь, по
имени Перпетуя, – христианкою: святое крещение она приняла от самого апостола
Петра. Придя в отроческий возраст, Назарий долго размышлял, какой держаться ему
веры – отцовой или матерней. Наконец он решил быть подражателем своей святой
матери, молитва коей много способствовала его просвещению, – и был крещен
епископом Лином1.
Когда
святой Назарий достиг совершенного возраста, то оказался совершенным и в
добродетелях: усердно служа Господу, он заботился не о своем только спасении,
но и о спасении других, ибо многих неверующих обратил ко Христу. Но скоро
Назарий ушел из Рима; он взял от своих родителей приходившуюся ему часть
имения, и стал там благодетельствовать неимущим; придя же в Медиолан, он раздал
там все, что имел, творя милостыню убогим и служа своим имением узникам,
страдавшим за Христа.
Тогда, в
царствование нечестивого Нерона2, было
великое гонение на христиан, и многие исповедники Христовы были содержимы в
оковах и мучимы; святой Назарий, служа им, утверждал их в вере и укреплял на
мученический подвиг. В это время правителем Анулином были взяты и заключены в
темницу некие святые мученики Гервасий и Протасий. Святой Назарий часто
приходил к ним и утешал их своею благочестивою беседою: он весьма полюбил их,
ибо видел, что они исполнены Божественной любви и пламенно желают положить души
за Господа, положившего за нас душу Свою на кресте. Назарий питал к ним такую
любовь, что не хотел разлучаться с ними,
и предпочел вместе с ними пострадать и умереть. Правителю той области скоро
сделалось известным о Назарии, что он, посещая заключенных в темнице узников,
приносит им все необходимое и утверждает их в христианской вере. Посему он
повелел взять Назария и привести к нему; на суде он прежде всего спросил его,
кто он и откуда. Узнав, что Назарий по происхождению – римлянин, по вере же –
христианин, Анулин убеждал его не отвергаться отеческих богов, которых римляне
из древности почитают жертвами и поклонением. Святой же не только не хотел
слушать его советов, но и говорил ему совершенно противное, порицая его ложных
богов и исповедуя Единого Истинного Бога, Иисуса Христа. Тогда правитель
повелел бить его в уста. Но святой не переставал мужественно говорить и
обличать нечестие его. После того правитель еще более разгневался и повелел
бить мученика палками, потом с бесчестием изгнал его из города. Блаженный
Назарий, будучи изгнан, радовался, что сподобился принять раны за Христа и, как
изгнанный правды ради, вспоминал слова Христовы: «блаженны вы, когда будут
поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11).
Он скорбел только о том, что разлучился с
своими возлюбленными друзьями,
Гервасием и Протасием, вместе с
которыми желал и умереть. Это его желание Господь исполнил впоследствии, а в то
время ему должно было еще в иной стране послужить спасению людей и отвратить
многих от заблуждения. В следующую же ночь явилась ему в видении блаженная
матерь его, повелевая ему идти в Галлию и там трудиться в благовествовании
Христовом. Встав, он пошел, по указанию своей матери, в ту страну и, проповедуя
Христа, просвещал там светом веры людей, сидящих во тьме и сени смертной3. Когда святой Назарий был в
городе, называемом Мелия4, он взял здесь от
некоторой благородной и верующей женщины трехлетнего отрока, по имени Кельсия,
крестил его и воспитал в благочестии. Отрок возрастал летами и разумом,
исполняясь Божией благодати; когда же он пришел в возраст, то последовал за
своим учителем, святым Назарием, учась от него высшей премудрости и слагая в
своем сердце его Боговдохновенные слова и отеческое поучение. Отрок был
настолько мудрым о Христе, что сравнялся с своим учителем, и равно с ним служил
спасению людей; проповедуя Христа, он вместе с Назарием терпел гонения и
мучения, впоследствии же сподобился и одинакового с ним мученического венца.
Диновий,
правитель той страны, узнав, что Назарий распространяет христианство по многим
городам, тотчас же взял его вместе с Кельсием и обоих заключил, после побоев, в
темницу, намереваясь предать их по утру всевозможным мучениям. При наступлении
утра, жена правителя, увидев, как Кельсия, красивого отрока, вели на казнь,
сжалилась над ним и, припадши к своему мужу, умоляла его, чтобы он помиловал
отрока и отпустил его, вместе с учителем его Назарием; своею неотступною
мольбой она до тех пор не оставляла правителя, пока не упросила его отпустить
обоих на свободу. Отпуская их, правитель сказал:
–
Ходатайство жены моей освобождает вас от всякого мучения.
Но святые
мученики скорбели о том, что не достигли желаемого мученического венца и не
окончили земного поприща, чтобы разрешиться от тела и жить со Христом5. По дороге оттуда, они пришли в город
Тимир6 и, по обыкновению распространяя там
Евангельское учение, приобрели Христу много душ.
Но диавол,
не вынося того, возбудил гнев идолопоклонников; восстав на святого Назария и
Кельсия, нечестивые взяли их и отослали к своему лютому царю Нерону. Святые,
став пред царем, исповедали Творца Христа Бога, за что Назария повергли на
землю и попирали ногами, Кельсия же били розгами. Принуждаемые к принесению
жертвы богам, они ниспровергли словом своим идолов их на землю, и были за то
отданы на съедение зверям; но звери не причинили им вреда. Потом они были
ввержены в море, но пошли по водам, как по ровному полю. Увидев это, слуги царя
уверовали во Христа; приняв крещение от святого Назария, они оставили царский
двор и, удалившись от мирского мятежа, стали служить Христу.
Святой же
Назарий пошел с своим учеником, святым Кельсием, снова в Медиолан и нашел
святых мучеников Гервасия и Протасия еще живыми, но томившимися в темнице.
Когда он стал проповедовать Евангелие в Медиолане, то опять был взят правителем
Анулином. Анулин спросил его, где он был до того времени. Узнав, что он был в
руках самого Нерона, правитель подивился, каким образом он освободился из рук
его живым и здоровым, ибо знал, что Нерон – царь жестокий и бесчеловечный, что
он беспощадно убивает не только виновных, но и невинных. Правитель принуждал
Назария, чтобы он приступил и поклонился богам их; но тот не только не захотел
сделать сего, но и стал хулить их. Тогда Анулин повелел бить его в уста, и
святой, приняв с учеником своим Кельсием много побоев, был ввергнут в темницу –
к святым Гервасию и Протасию. Назарий очень радовался, что сподобился увидеть
своих возлюбленных друзей и терпеть заключение за Христа вместе с ними в, одной
темнице.
В то время
правитель Анулин известил письмом царя Нерона о Назарии. Царь, услышав, что
Назарий жив, весьма разгневался на тех слуг, которым было приказано потопить
его в морской глубине. Он долго искал их, чтобы погубить, – думая, что они
отпустили Назария, – но не нашел; ибо они уже бежали от мира и добровольно
посвятили себя на святое служение Христу. Царь написал правителю Анулину, чтобы
он тотчас же умертвил Назария. Анулин, получив царское письмо, вывел из темницы
святого Назария с учеником его, святым Кельсием, и усек мечом их честные главы.
Один из
верующих, живший в городском предместье, взяв тайно святые мощи их, внес их в
свой дом. В то время у него лежала на одре расслабленная дочь, которая, когда
внесли в дом мощи святых мучеников, тотчас же встала с одра здоровой, как бы
никогда и не болела. Хозяин дома, вместе с своими домашними, весьма
возрадовался сему, и предал тела мучеников честному погребению в своем саду.
Вскоре по
усекновении святых мучеников Назария и Кельсия, пришел в город военачальник
Астазий, шедший на войну против Моравов7.
Жрецы идольские научили его, дабы он умертвил оставшихся в темнице святых
мучеников Гервасия и Протасия, и Гервасий был избит оловянными прутьями, и
скоро скончался; Протасий же окончил мученический подвиг через усекновение
главы мечом. Христианин Филипп, взяв вместе с своим сыном тела их, предал их
погребению в своем доме.
Мощи всех
четырех мучеников, Назария и Кельсия, Гервасия и Протасия, оставались скрытыми
в земле, под спудом8, и никто не
знал о сем до самого времени святого Амвросия, епископа Медиоланского. Мощи
Гервасия и Протасия он обрел, по откровению Божию, в царствование Феодосия
Великого, мощи же Назария и Кельсия – в царствование Аркадия и Гонория9.
Об
обретении мощей Назария и Кельсия пресвитер Павлин вспоминает в житии святого
Амвросия так:
– Мощи
святого мученика Назария, найденные вне города в саду, Амвросий принес тотчас
же в храм святых апостолов. Мы видели во гробе, в котором лежали мощи мученика,
кровь как бы только сейчас истекшую; голова с волосами и бородой так
сохранилась, что как бы только теперь была положена во гроб, а лицо было так
светло, что, казалось, только что омыто. И какое же в этом чудо – если Сам
Господь ранее обещал в Евангелии, что «и волос с головы вашей не пропадет»
(Лк.21:18)10? Мы в это время
почувствовали благоухание, превосходившее все ароматы. Подняв мощи мученика и
возложив их на колесницу, мы с святым Амвросием, тотчас же начали искать мощи
мученика Кельсия. От владельцев того сада мы узнали, что ему завещано было
предками никогда не оставлять этого места по той причине, что в нем скрыты великие
сокровища. И подлинно там находились такие сокровища, которых «ни моль, ни
ржа не истребляют, ни воры не подкапывают и не крадут»11 (Мф.6:19).
Так говорит
пресвитер Павлин о мощах Назария и Кельсия. О мощах же Гервасия и Протасия
имеется такая запись святого Амвросия.
«Амвросий,
раб Христов, братьям, находящимся во всей Италии, – желаю вечного спасения в
Господе.
Божественное
Писание называет должником того, кто, получив что-либо туне12 от Господа, не дает этого другим; ибо он как бы крадет нечто
у церкви, когда утаивает то, что может быть полезным для других. Посему Давид
сказал: «Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и
спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим».
И как бы желая воздаяния за это дело, присовокупил: «Не удерживай, Господи,
щедрот Твоих от меня» (Пс.39:11-12). Он как бы так сказал: как я дал
возможность другим найти милость, так и Ты не удали Своей милости от меня.
Но зачем
нам делать это предисловие? возвещу вам, благочестиво мудрствующим о Господе и
верующим, и призову вас к радости по поводу обретения святых мощей.
В минувшую
святую четыредесятницу, когда, по милости Божией, я был в числе постящихся и
молящихся, стоял я раз ночью на молитве.
И вот я
впал в такое состояние, что хотя и не спал, но и не чувствовал ничего. И видел
я двух юношей в белых одеждах, поднявших вверх свои руки и молящихся; одержимый
дремотой, я не мог говорить с ними. Когда я пришел в себя, они стали невидимы.
И молил я
милосердого Господа, чтобы, если это – бесовское обольщение, Он удалил его от
меня; если же здесь сокрыта какая-либо истина, то – чтобы яснее показал ее мне.
Для
получения просимого у Господа, я усилил пост и во вторую ночь, во время пения
петухов, видел то же, что и в первый раз: тих же юношей молящихся со мною.
В третью
ночь, когда моя плоть, ослабев от поста, не могла уже предаться сну, юноши снова
явились ко мне; в это время я не спал и лишь только всему этому изумлялся. С
ними был и третий благолепный муж, похожий на святого апостола Павла, – как он
изображается на иконе; он один только говорил со мной, а те молчали.
Говорил же
он так:
– Это – те,
которые, послушав моих слов, презрели мир и богатство и последовали за Господом
нашим Иисусом Христом, не ища ничего земного или плотского; пробыв здесь в
Медиолане десять лет в служении Богу, они сподобились быть мучениками
Христовыми; тела их ты найдешь лежащими во гробе в земле на том месте, где
стоишь и молишься; изнеси их из земли и устрой храм во имя их.
Я спросил
об именах их, и он мне отвечал:
– Ты
найдешь возле глав их книжку, в которой написано об их рождении и кончине.
Созвав
братию и епископов и передав им о виденном, я начал прежде всего сам копать,
епископы же помогали мне. И мы нашли, как поведал святой Павел, гроб, в котором
увидели тела святых, как бы только теперь погребенные и издающие прекрасное
благоухание.
При главах
их мы нашли книжку, в которой все по порядку написано так:– Я, раб Христов
Филипп, взял тела сих святых в свой дом и предал их погребению. Матерью их была
Валерия, отцом – Виталий; они родили сих сыновей близнецами и назвали одного
Протасием, а другого Гервасием. Виталий был воином и жил в Медиолане, служа
тайно с своею супругою Богу. Когда он был с судьею Павлином в городе Равенне13, там узнали, что он – христианин. Преданный
мучениям, он не отвергся Христа; его ввергли в глубокий ров, били сверху
камнями, и, заживо погребенный,
он скончался.
Супруга
его, узнав о смерти своего мужа, пошла за телом его, чтобы предать его
погребению в своем доме, в утешение вдовства своего.
Но
Равенские граждане, которые были христианами, воспрепятствовали ей взять тело
ее мужа: они радовались такому сокровищу и оставили тело святого, чтобы он был
для них заступником.
Не получив
желаемого, Валерия возвращалась в Медиолан и на пути в одном селении, попала на
богомерзкий праздник нечестивых людей, приносивших жертвы своему скверному богу
Сильвану14. Идолопоклонники, угощая,
по своему обыкновению, странников идоложертвенным мясом, пригласили и шедшую
своим путем Валерию вкусить от этого мяса. Но она возгнушалась такою скверною,
и, не желая вкушать от бесовской жертвы, исповедала себя христианкою.
Нечестивые, придя в ярость, били ее беспощадно палками, так что она была
доведена своими спутниками едва живою в Медиолан.
Придя в
свой дом и дав наставление в истинной вере сыновьям своим Гервасию и Протасию,
она предала на третий день свою душу в руки Божии. Когда Гервасий и Протасий
остались сиротами после своих родителей, сподобившихся мученических венцов, то
продали дом и имущество свое, роздали все убогим и освободили рабов; сами же,
заключившись в одной хижине, усердно предавались в течение десяти лет молитве,
посту и чтению божественных книг. На одиннадцатый год, заключенные правителем
Анулином в темницу, они пострадали за Христа. Когда военачальник Астазий шел из
Медиолана на войну против Моравов, то идольские жрецы, зайдя вперед, встретили
его на пути и сказали:
– Если
хочешь возвратиться к царю с победой, то заставь Гервасия и Протасия принести
жертву богам, ибо боги разгневались на то, что эти два человека презирают их, и
уже не хотят давать нам ответов на наши вопросы.
Услыхав об
этом, Астазий вывел святых из темницы, поставил пред собой и сказал:
–
Приказываю вам, чтобы вы не оскорбляли наших богов, но принесли им с
честью жертвы, да благополучен будет наш
путь.
Гервасий
сказал:
– Победы
над врагами ты должен просить у Самого Всемогущего Бога, а не у тех идолов,
которые не видят, не слышат, не говорят и не имеют дыхания.
Тогда Астазий
повелел бить Гервасия оловянными прутьями до тих пор, пока он не умрет, и
святой Гервасий от этих побоев скончался.
Приказав
вынести его тело, Астазий сказал Протасию:
–
Несчастный! пощади свою
жизнь, не будь
безумным, подобно своему брату.
Протасий
отвечал:
– Не знаю,
кто из нас несчастен: я ли, который не боюсь тебя, или ты, который боишься
меня.
Астазий
сказал:
– Как! я
боюсь тебя, несчастный?
Святой
сказал:
-Ты
боишься, чтобы я не оскорбил тебя, не принеся жертвы идолам; если бы не боялся,
то и не принуждал бы меня к жертве. Я же тебя не боюсь и презираю твои угрозы;
идолов твоих я считаю за ничто, и покланяюсь только Единому Богу, царствующему
на небе.
Тогда
Астазий повелел бить его палками, и долго били здесь святого мученика; когда же
он был поднят с земли, Астазий сказал:– Несчастный! зачем ты так горд и
непокорен? Неужели хочешь погибнуть так же, как и твой брат?
Протасий
отвечал:
– Я не
гневаюсь на тебя, Астазий, ибо вижу слепоту твоих очей: твое неверие не
позволяет тебе видеть того, что – Божие. Господь мой не поносил Своих
распинателей, но молился за них, сказав, что они и сами не знают – что творят.
И ты не знаешь – что делаешь, посему я и жалею тебя. Однако, делай что начал,
чтобы я мог ныне узреть, вместе с своим возлюбленным братом, своего Спасителя.
Тогда
Астазий повелел усечь его мечем. Когда это произошло, я, раб Христов Филипп, вместе с своим сыном, взял
тайно ночью тела их в свой дом, о чем знал только Бог, и предал их погребению в
этом мраморном гробе. Верую, что, по их молитвам, и я получу милость от Господа
нашего Иисуса Христа, Который со Отцем и Святым Духом живет и царствует во
веки.
Когда эти
святые мощи были вынесены из земли, больные стали получать исцеление, бесы были
изгоняемы из людей, слепые прозревали. Тот же святой Амвросий упоминает, что в
их городе был один всем известный слепец, по имени Севир; лишь только он
прикоснулся к краю одежд, бывших на мощах святых, то тотчас же прозрел15.
Молитвами
святых Твоих, Господи, просвети наши душевные очи, дабы мы могли ходить во
свете Лица Твоего и о имени Твоем возрадовались во веки16. Аминь.
Кондак,
глас 2:
Светильницы
светлии явльшеся, божественнии мученицы, тварь светом чудес озаряете, недугов
разрешающе глубокую нощь всегда и Христу единому Богу молящеся непрестанно о
всех нас.
________________________________________________________________________
1 Св. епископ
Лин был первым епископом Римской церкви непосредственно после св. апостола Петра;
принадлежал к лику 70
апостолов. Память его совершается 5-го ноября и 1-го января вместе
с другими апостолами.
2 Нерон (54-68
гг. по Р. Хр.) – один из наиболее
жестоких, тщеславных и развратных римских императоров. Им было
воздвигнуто первое в Риме гонение на христиан, во время которого пострадали
апостолы Петр и Павел.
3 Т.е. – людей
не знавших Истинного Бога и погибавших духовно. Образ речи заимствован из кн.
Исх. 9:2; ср. Мф.4:16.
4 Мелия или
Кимелла – один из галльских городов, близ нынешней Ниццы, на юге Франции.
5 Выражение
заимствовано из посл. к Филипп, гл. 1, ст. 23.
6 Тимир – иначе
Трир, многолюдный, цветущий город в северной Галлии.
7 Моравы –
славянское племя, живущее теперь в пределах Австро-Венгрии.
8 Т.е. – под
сокрытием, в сокровенном месте.
9 Аркадий – сын
и преемник Феодосия Великого, управлявший восточной поло-виной империи (395-408
гг.). Гонорий также сын и преемник Феодосия Великого управлявший западной
половиной империи (395-422 гг.).
10 Лк. 21:18. В
этих словах Иисус Христос дал апостолам и всем вообще исповедникам христианской
веры обетование об особом промышлении о них Божием.
11 Эти слова
были сказаны Иисусом Христом о вечных и нетленных благах небесных (Мф.6:19),
которые христианин должен приуготовлять себе добродетельною жизнью.
12 Туне – даром,
бесплатно, без особой заслуги (ср. Мф.10:8).
13 Город с
гаванью при Адриатическом море, находился на северо-восточном берегу
Апеннинского полуострова. Император Август сильно укрепил его, и он считался
оплотом Италии. Императоры, начиная с Гонория, имели здесь свое
местопребывание. Равенна существует доселе и представляет главный цветущий
город Итальянской области того же имени.
14 Сильван
почитался у римлян как бог лесов, –
откуда и самое наименование его, – полей и стад. Этому богу посвящались три
статуи, одна у дома, другая среди поля и третья на месте владения, почему,
можно думать, Валерия и не могла миновать праздничного сборища в честь этого
бога.
15 Обретение
мощей свв. мучеников было в июне 395 или 396 года.