Главная | Карта сайта | Библиотека |
Память иже во святых отца нашего Софрония Премудрого, патриарха Иерусалимского
Святой Софроний, самое имя которого означает целомудрие1, родился в Дамаске2 от благочестивых и целомудренных родителей; они были именитые граждане и звали их Плинфос и Мира. С юности блаженный Софроний стал жить согласно своему имени, любя премудрость духовную и внешнюю и девственную чистоту сохраняя от утробы матери; обе эти добродетели: премудрость духовная и девственная чистота - называются целомудрием; так, по словам святого Иоанна Лествичника3, целомудрие есть общее название для всех добродетелей; и все их старательно усваивал целомудренный Софроний. Прежде всего, он изучил внешнюю4 философию, за что и был прозван софистом, т.е. премудрым; это название "софист" в те времена было очень почетным, и его получали выдающиеся философы, например, Ливаний софист, знакомый святого Василия Великого. Желая после внешней философии приобрести духовную премудрость, блаженный Софроний обходил монастыри и пустыни отшельников и получал от богоугодных отцов пользу для своей души. Пришел он и в святой город Иерусалим и, посещая ближние монастыри, вошел в киновию великого Феодосия, где нашел инока Иоанна, прозываемого Мосх и Евират, саном пресвитера, человека добродетельного, притом весьма искусного и во внешней и внутренней премудрости. Софроний привязался к нему всем сердцем, как сын к отцу, как ученик к учителю, и следовал ему всюду до самой его кончины, ходя с ним вместе по монастырям и пустыням, посещая святых отцов и записывая их жития на пользу себе, как об этом свидетельствует книга, написанная ими обоими, под названием Лимонарь или Цветник, и одобренная на VII Вселенском Соборе5. В этой книге учитель святого Софрония часто называет его софистом, как равного себе в философском образовании; но преподобный Иоанн называет блаженного Софрония не только софистом и господином своим, но даже отцом; он не смотрел на него, как на ученика, а как на своего друга, спутника и сотрудника, как человека выдающейся жизни, и, кроме того, он провидел духом, что Софроний будет великим пастырем и непоколебимым столпом церкви Христовой. С этим преподобным Иоанном святой Софроний еще до своего пострижения прожил довольно долго сначала в Палестине, в той же киновии великого Феодосия, и в пустыне Иорданской, и в так называемом Новом монастыре, построенном святым Саввою, а потом оба, Иоанн и Софроний, покинули Палестину из страха перед нашествием персов и отправились в область Антиохии Великой. В это время царь персидский Хозрой младший пошел на греческую землю войной по следующей причине. Мучитель Фока (как о том подробно пишет греческий историк Никифор) убил греческого царя Маврикия и захватил царский престол. А царь Маврикий когда-то оказал большое благодеяние Хозрою персидскому: когда Хозрой был изгнан из Персидского царства и бежал в Грецию, то Маврикий был ему вместо отца и помог ему своими богатствами и воинскою силою возвратить себе престол в Персиде; так установился прочный мир между греками и персами. Когда же услыхал Хозрой об убийстве благодетеля своего, греческого царя Маврикия, сильно пожалел о нем и, нарушив мирный договор с греками, пошел мстить за убиение Маврикия. Персидские войска вступили во многие греческие владения, главным образом в Сирию, Финикию и Палестину, и покорили их. Тогда святые отцы, проводившие в тех странах постническую жизнь, оставили монастыри и пустынные жилища свои и бежали, кто куда мог. В это самое время и святые Иоанн и Софроний ушли из Палестины; а после ухода их был взят персами святой город Иерусалим и святое древо животворящего Креста Христова вместе со святейшим патриархом Захариею было захвачено в плен; оно пробыло в Персии в плену четырнадцать лет, к великой скорби и сожалению всех христиан. Прежде пленения Иерусалима святые Иоанн и Софроний, как сказано было, зашли в область Антиохийскую и, по обычаю своему, подобно пчелам, летающим по цветам и собирающим мед, обходили все места, где только слышали о добродетельных отцах, и, собирая духовный сот, слаще медового, записывали их жития в вышеупомянутую книгу Лимонарь. Когда же и туда стали приближаться персидские войска, они отплыли в Египет, в Александрию6, где делали то же самое. Великую пользу принесли они всему потомству христианскому, описав деяния и поучения многих святых отцов, что видели они своими глазами и своими ушами слышали. Святой Софроний, когда прибыл в Александрию, не был еще пострижен в иноческий образ, что видно из шестьдесят девятой главы их Лимонаря, где учитель Софрония, Иоанн Евират, говорит следующее:
- Пришли мы в Александрию, я и кир7 Софроний, брат мой, до пострижения его, и пошли к авве8 Палладию, мужу добродетельному и Божию рабу.
И еще в главе сто десятой он же говорит:
- Я с господином моим Софронием пошли в Лавру, отстоящую от Александрии в восемнадцати поприщах9, к одному старцу, очень добродетельному, родом египтянину, и сказал ему:
- Господин и отец, скажи нам слово, как жить нам друг с другом; кир софист (Софроний) хочет удалиться от мира и стать иноком.
Тогда сказал нам старец:
- Хорошо делаете, дети, что оставляете мир ради спасения своей души, сидите в безмолвии в келье, оберегайте свои помыслы и молитесь беспрестанно с надежной на Бога, - Он даст вам Свой разум и просветит ваш ум.
Отсюда видна удивительная добродетель святого целомудренного Софрония: он, будучи мирянином, так много трудился, посещая в разное время монастыри и пустыни и с таким усердием искал себе душевной пользы, как бы встать на путь спасения, так что до пострижения в иноки уже был совсем как инок, проводя добродетельную иноческую жизнь. Потом он был пострижен учителем своим во время постигшей его болезни, от которой он думал, что умрет, и было ему видение; об этом учитель его пишет в сто второй главе следующее: "Когда брат мой Софроний Премудрый был при смерти, стояли мы около него с аввою Иоанном Схоластиком, и сказал нам Софроний: мне казалось, что я иду какою-то дорогой и вижу целый хор девиц, которые с весельем говорили: пришел Софроний, венчался Софроний! Потому девицы ликовали перед ним, что самое имя его означает целомудрие".
Вот что написал о нем его учитель. Выздоровев от болезни и уже будучи иноком, он еще больше трудился и заботился о своем спасении и спасении других.
В то время в Египте распространилась Севирова ересь10, и они оба с учителем много боролись с
еретиками; мудрые и начитанные в божественном писании, они спорили с еретиками
и побеждали их. За это святейший патриарх Александрийский Иоанн Милостивый11 очень любил их и почитал как искренних
друзей, помогавших ему против еретиков и утешавших его в печали. В житии его,
написанном Леонтием, епископом Неапольским, рассказывается, что святой Иоанн
Милостивый имел обычай по средам и пятницам сидеть при входе в церковь,
позволяя всякому желающему свободно приходить к себе, и выслушивал нужды
всякого, помогал, улаживал раздоры и споры; так творил он мир среди людей. Если
же случалось, что никто не приходил к нему, когда он так сидел, и ничего не
просил никто у него, то он вставал печальный и со слезами уходил в свой дом,
говоря:
- Нынче ничего не нашел смиренный Иоанн, ничего не принес
Богу за свои грехи.
Блаженный же Софроний (о котором идет речь), друг его,
утешая его, говорил ему:
- Право, отче, тебе нынче надо веселиться, потому что твои
овцы живут мирно без раздоров и ссор, как ангелы Божий.
Отсюда видно, в каком почтении и любви у этого святейшего
патриарха были святой Софроний со своим учителем.
Оба эти святые обыкновенно старались каждый день поучаться чему-нибудь новому, видя или слыша что-нибудь полезное для себя. И случилось с ними следующее, как рассказывает о том Иоанн.
- Я с господином моим Софронием премудрым пошли в дом Стефана Философа, жившего по дороге в церковь Пресвятой Богородицы, построенную патриархом Евлогием на восток от великого Тетрафила; был поддень. Когда пришли мы к дому философа и постучались в ворота, привратник сказал нам:
- Еще почивает господин мой, подождите немного. Тогда я сказал господину моему Софронию:
- Пойдем к Тетрафилу и побудем там.
Это место уважается жителями Александрии: говорят, царь Александр Македонский принес из Египта мощи святого пророка Иеремии и положил там, когда основывал в честь себя этот город. Придя туда, мы никого не нашли там, кроме трех слепых, и молча сели подле них со своими книгами. В разговоре друг с другом один слепой сказал другому:
- Друг, как ты ослеп?
А тот отвечал:
- Я в молодости был корабельщиком; когда мы плыли из Африки, мне очень много пришлось смотреть на море; на глазах у меня сделались бельма, и я ослеп.
Потом другой на вопрос, как он ослеп, отвечал:
- Я работал на стеклянном заводе и однажды, неосторожно делая стекло, обжегся; так от огня я потерял зрение.
Рассказав причину своей слепоты, два слепых спросили третьего, как он ослеп.
Тот отвечал им:
- Когда я был молод, я не любил трудиться и работать, а
нравилось мне лениться; будучи же властолюбив и не имея, чем питаться, я начал
воровать и делать много зла. Однажды я увидал: несут хоронить мертвеца, одетого
в дорогие одежды; я пошел за носильщиками, чтобы посмотреть, где его положат;
мертвеца похоронили у церкви святого Иоанна; когда настала ночь, я открыл
склеп, вошел туда и снял с мертвого все, оставив на нем только рубашку. Выхожу
я из склепа, а во мне говорят злые мысли: вернись, возьми и рубашку, ведь она
очень хорошая. И вернулся я, окаянный, чтобы снять и рубашку и оставить
мертвеца нагим. И вот встал мертвец, сел перед мною, поднял руки и пальцами
своими ободрал мне лицо и выцарапал мне оба глаза. Тогда я, окаянный, от беды
такой и от боли едва вышел из склепа. Вот как я ослеп!
Услышав это, поманил меня господин мой Софроний, и мы ушли
от слепых. И сказал мне Софроний:
- Правда, отец Иоанн, сегодня нечему больше учиться,
достаточно полезного узнали, что никто, делая зло, не может укрыться от Бога.
Отсюда ясно, как оба эти святые, Иоанн и Софроний,
заботились об ежедневной пользе себе. Словами "сегодня нечему больше
учиться, мы сегодня достаточно полезного узнали" он показывает, что каждый
день они старались приобрести какую-нибудь пользу себе.
Во время пребывания там, в Александрии, блаженный Софроний описал чудеса святых мучеников Кира и Иоанна в благодарность за исцеление своих глаз, потому что, когда заболели у него глаза и он прибег с молитвой и верой к тем святым бессребренникам-врачам, то получил от них просимое исцеление в их церкви, находившейся в Александрии; поэтому он усердно чтил их. Через несколько лет и Египту, где находится Александрия, начало угрожать персидское нашествие, и блаженным отцам Иоанну и Софронию пришлось бежать и оттуда; и святейший патриарх Иоанн Милостивый из страха перед варварами обратился в бегство. Вместе с ним они отправились в Константинополь и сели на корабль, желая быть вместе с тем, который не хотел с ними разлучаться. На пути святейший патриарх заболел и преставился в своем родном городе Алсафунте; прекрасную жизнь его и бесчисленные милости премудрый Софроний почтил похвальным надгробным словом; после погребения патриарха он отправился в древний Рим вместе с учителем своим Иоанном и с собравшейся около них братиею, до двенадцати человек; прожив же несколько лет в Риме, преподобный Иоанн, учитель Софрония, уже будучи старцем, отошел к Господу. Умирая же, он завещал возлюбленному своему ученику и духовному сыну Софронию блаженному не погребать его тела в Риме, но положить в деревянную раку и отвезти на гору Синайскую; если же нельзя будет достичь Синайской горы из опасения нападения варваров, то погребсти его мощи в киновии святого Феодосия Великого12, где преподобный Иоанн был сначала иноком. Так он и сделал. Подобно ветхозаветному Иосифу, вынесшему тело Иакова из Египта к месту погребения отцов своих (Быт.50:12-13), он взял из Рима13 тело преподобного Иоанна, своего духовного отца, и отплыл с братиею в греческие земли. Приплыв же в Аскалон14 и узнав, что от варваров невозможно дойти до Синайской горы15, пришел в Иерусалим, занятый персами, и погреб тело отца своего духовного в Феодосиевой киновии и сам остался жить со своей братией в Иерусалиме; патриарший престол там занимал тогда Модест, вместо патриарха Захарии, бывшего в плену в Персии вместе с честным Крестом. Спустя же недолгое время после прибытия святого Софрония из Рима в Палестину соизволил Бог возвратить из плена в Иерусалим святое крестное древо и патриарха Захарию. Это случилось так. Воевода Ираклий, убив царя-мучителя Фоку16 и заняв сам греческий престол17, начал войну с Персией и, одержав много побед над войсками Хозроя, владел его городами семь лет. Потом Сироес, сын Хозроя, убив своего отца и сам став персидским царем, старался примириться с греческим царем Ираклием; а царь Ираклий первым условием мира поставил то, чтобы царь персидский уступил Иерусалим грекам и возвратил честное древо святого Креста и с ним патриарха Захарию. Это было исполнено: с великою честью после четырнадцатилетнего плена было возвращено из Персии крестное древо, которое сам царь Ираклий нес на своих плечах в святой город (как о том написано 14 сентября); святейший патриарх Захария опять занял свой престол. Через несколько лет честное древо Животворящего Креста Господня тем же царем Ираклием было перенесено из Иерусалима в Царьград, чтобы столь великое христанское сокровище не взяли опять в плен какие-нибудь враги: действительно, потом опять Иерусалим был взят врагами, как о том будет сказано ниже. Патриарх же Захария недолго пробыл на престоле после возвращения своего из плена и отошел к Господу, а преемником его на престоле был опять Модест, но прожил только два года; по смерти же Модеста, на патриаршество в Иерусалим был избран святой Софроний. В это время возникла ересь монофелитов, иначе сказать, единовольников, признающих в лице Христа, в двух Его естествах, божеском и человеческом, одну волю и одно действие, как будто бы каждое естество не имело своего особого, свойственного ему действия и желания; исповедующие такое учение хулят Христа, признавая Его несовершенным в обоих естествах. Об этой ереси подробнее написано в житии Максима Исповедника, 21 января. Особенно поддерживал эту ересь и распространял кир Александрийский патриарх, собрав у себя поместный собор и повелев так веровать; ему последовал и Константинопольский патриарх Сергий, а за ним Пиррос и другие; многие тогда пострадали, не приняв этой ереси. Весьма воспротивился этой ереси святейший патриарх Иерусалимский святой Софроний и, собрав у себя поместный собор, проклял эту ересь единовольников и разослал всюду списки постановлений своего собора, которые читались потом на VI Вселенском Соборе, утверждены святыми отцами и приняты как правоверные. Писал же святой Софроний и много других полезных Церкви Христовой слов, поучений и гимнов и житий некоторых святых, например, святой Марии Египетской, прожившей, подобно ангелам в пустыне дольше обыкновенной человеческой жизни18. Он хорошо пас Божию церковь, заграждая уста еретиков и далеко отгоняя их, как волков, от словесного стада.
Потом случилось опять по Божию попущению нашествие варваров
на Сирию и Палестину, но уже не персов, а магометян,19
которые сначала взяли город Дамаск, а потом осадили город Божий Иерусалим и
через два года заняли его. Когда греческое войско в Сирии было ими разбито и
воевода Сергий убит, святейший патриарх Софроний с палестинскими христианами
заперся в святом городе. Сохранилось его слово, сказанное народу в день
Рождества Христова во время осады; в нем, как новый Иеремия, он оплакивает
разорение и запустение святых мест, допущенное Богом за людские грехи. В
особенности же он жалеет о том, что нельзя было дня Рождества Христова
праздновать по обычаю в Вифлееме, так как Вифлеем уже был в агарянских руках. В
конце второго года осады доведенные до крайности христиане вынуждены были
сдаться врагам и отворить им город. Но прежде святейший патриарх Софроний
послал к князю агарянскому Омару условия мира, в которых первым было - не
причинять никакого насилия и обиды христианской вере и святой Божией церкви.
Омар дал обещание исполнить это и другие условия. Когда состоялся договор,
отворили христиане городские ворота агарянскому князю; он же, лицемерный и
лукавый, притворился кротким и смиренным, как овца, будучи внутри хищным
волком, оделся в изорванную одежду из верблюжьего волоса, вошел в город пешком
и спрашивал, где церковь Соломонова, желая совершить там свои богомерзкие
молитвы. Святейший Софроний вышел к нему навстречу и, увидев его в таком
лицемерном виде, сказал:
- Вот, будет мерзость запустения на месте святом,
предсказанная пророком Давидом!
И плакал он много со всеми христианами и убеждал князя снять
рубище и одеться в подобающие ему княжеские одежды. Так святой город взят был
агарянами и христианство притеснено тяжелым рабством. А нечестивый этот
агарянский князь не сохранил условий мира, которые пообещал святейшему патриарху
Софронию, и начал причинять многие беды иерусалимским христианам. При виде
этого святой Софроний постоянно рыдал и молил Бога взять его душу от земли
живых, чтобы не видеть ему более несчастий христиан и мерзости запустения,
оскверняющей святые места, - и был услышан, вскоре окончив плачевную жизнь
свою, и перешел20 от земного слезного
Иерусалима к небесному радостному, в обитель всех веселящихся о Христе Иисусе,
Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
2 Дамаск - главный, богатейший торговый город Сирии,
один из древнейших во всем мире, лежит к северо-востоку от Палестины, при реке
Бараде, протекающей через него, в прекрасной и плодоносной равнине, при
восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время Дамаск, входящий в состав
турецкой империи, - один из богатейших городов Азии и имеет до 150 000 жителей.
В истории Церкви Христовой Дамаск замечателен тем, что первая проповедь св. Ап.
Павла по обращении в христианство происходили именно здесь (Деян.9).
3 Преп. Иоанн Лествичник двадцати лет принял иночество
и последние четыре года своей жизни был игуменом синайской обители, скончался
80-летним старцем около 606 г. Память его празднуется 30 марта. Он главным
образом известен как составитель знаменитого руководства к иноческой жизни под
заглавием: "Лествица райская" - Klimax tou paradeisou, отсюда он
получил и название Лествичника; здесь иноческая жизнь представляется им как
путь непрерывного и трудного восхождения по лестнице духовного
самоусовершенствования; это восхождение совершается чрез борьбу с собственными
страстями и пороками, причем главную помощь инок находит в постоянной мысли о
смерти.
5 В 787 г. против ереси иконоборцев, отвергавших
почитание икон.
6 Александрия - знаменитый город, основанный
Александром Македонским в 333 г. до Р. Х. на берегу Средиземного моря, в Нижнем
(Северном) Египте, при устье реки Нил. Александрия после Рима была первым
городом на море и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой
образованности, в первые века христианства - рассадником христианского
просвещения. Христианство принесено было сюда по преданию св. Марком ок. 59-60
гг. В настоящее время Александрия (по тур. и араб. - Искандеры) принадлежит к
числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при
Средиземном море, с населением более 230 000 жителей.
9 Поприще - равнялось приблизительно 690 саженям.
10 Север, патриарх Антиохийский, был одним из главных
защитников монофизитской ереси, утверждавшей, что Христос хотя рожден из двух
природ или естеств, но не в двух пребывает, так как при воплощении Бога - Слова
воспринятая им человеческая природа утратила всякую собственную
действительность и лишь мысленно может различаться от Божественной.
11 Иоанн Милостивый († 617 г.) - патриарх
Александрийский, сын сановника на острове Кипре; потеряв семью, он посвятил
себя аскетической жизни и заботам о бедных, и хотя он не был ни монахом, ни
клириком, но был избран, по желанию народа, патриархом. Сделавшись патриархом,
он прежде всего сосчитал всех нищих в Александрии и, раздав им все имущество,
посылал щедрую милостыню ко гробу Господню, давал у себя приют бедствующим,
выкупал пленных. Когда жители Александрии, страшась нашествия персов, стали
разбегаться, Иоанн отправился в Константинополь просить войска для защиты
города. Но на пути скончался (617 г.); память его празднуется 12 ноября.
12 Феодосий Великий - римский император с 379 по 395
г. В его царствование вера христианская была окончательно утверждена в Римской
империи.
13 Рим - главный город Римского государства (ныне
Итальянского королевства) лежит в средней части Италии, по обеим сторонам реки
Тибра при впадении ее в море.
14 Аскалон - один из пяти главных филистимских городов
(Суд.1:18). Ирод Великий великолепно разукрасил его, как свою родину. Еще в
средние века это был военный морской порт и был разрушен во время крестовых
походов (1191 г.).
15 Гора Синай представляет собою собственно группу
гор, состоящих из гранитных скал, прорезана и окружена крутыми и шероховатыми
долинами, у арабов ныне называется горой Тур или Джебель - Тур - Сина, лежит
почти посредине известных рукавов Черного моря, образующих собою Синайский полуостров.
Она состоит из трех горных хребтов. Собственно гора Синай, при которой
израильтяне вступили в Завет с Богом и получили от Него заповеди закона,
представляет самую высшую юго-восточную вершину среднего хребта, низшую же,
северозападную вершину представляет собою гора Хорив.
16 Византийский император Фока царствовал с 602 по 610
г.
17 Ираклий царствовал с 610 по 641 г.
18 От святого Софрония сохранилось большое количество
сочинений, и он признается одним из первоклассных богословов - догматистов. Кроме
соборного послания, содержащего учение о Троице, о воплощении Бога Слова,
причем доказывается единство ипостаси (против Нестория) и двойство естеств
(против Евтихия), замечательны его слова: 1) на крещение Спасителя - защита
двух естеств в Иисусе Христе, а вместе учение о двух действиях и волях; 2) о
кресте, два слова; во втором из них излагается учение о посте и о празднике
поклонения кресту среди нашего великого поста; 3) апология Василию Великому
относительно толкования им слов: pysis kai oysia 4) на Сретение; 5) слово о
Иоанне крестителе; 6) слово в похвалу св. Марии Египетской, из которого в
подлиннике приводятся места в деяниях VII Вселенского собора; 7) Сказание о
жизни мучеников Кира и Иоанна; 8) "Объяснение на литургию", одно из
замечательных сочинений в богословском отношении; 9) "Трипеснцы",
начинающиеся днями великого поста и оканчивающиеся праздником вознесения; 10)
тропари или самогласны стихиры часов празднества Рождества Христова, с полным
чином часов; 11) чин часов вел. пятка со стихирами, не совсем сходный с
нынешним; 12) стихиры на водоосвящение в день Богоявления; 13) некоторые
стихотворные произведения; 14) наконец, в сан иеромонаха святой Софроний
пересматривал и исправлял "устав монастыря Саввы Освященного".
20 Смирна - знаменитый в древности торговый город
Ионии, на восточном берегу Эгейского моря (или Архипелага). Церковь в Смирне
основана была св. Апостолом Иоанном Богословом. Смирна в настоящее время
принадлежит туркам, но и доселе там сохраняется и процветает христианская вера.