Главная | Карта сайта | Библиотека |
Страдание святого мученика Полиевкта
Во времена Декия и Валериана1, царей римских в городе Мелитине, в земле
Армянской2, жили два уважаемых воина, Неарх
и Полиевкт, которые питали такую взаимную любовь друг к другу, какая редко
бывает даже между единоутробными братьями: каждый из них любил своего друга,
как свою жизнь и дыхание. Неарх был христианин твердый в вере и верный
исполнитель закона Господнего, а Полиевкт был язычник непросвященный еще светом
истинной веры. Однако, сей последний жил по христианским обычаям и подвизался в
разных добродетелях, так что его можно было назвать плодовитой маслиной, и ему
недоставало только приобщиться к Церкви Божьей. Неарх старался обратить его в
христианскую веру, часто читал ему Божественные Писания и говорил о едином
Истинном Боге, показывая в то же время суету и мерзость идолопоклонства. Но, не
наступил еще для Полиевкта час обращения и спасения его, назначенный ему от
Бога. В скором времени на базарах и улицах стали читать безбожное повеление
нечестивых царей, которое призывало всех к поклонению их мерзким богам и
угрожало различными муками и казнями тем, кто оказался бы непослушным этому
повелению. Неарх как верный раб Христов стал приготовляться к смерти; но в то
же время он начал скорбеть о своем друге, Полиевкте, полагая, что тот, которого
он рассчитывал видеть христианином из страха пред угрозами царя, останется
неверующим и чрез это лишится вечного спасения. Постоянно скорбя об этом и
плача о погибели, ожидавшей его друга, Неарх изменился даже в лице и всем видом
своим выдавал свое душевное смущение. Полиевкт видя своего друга столь
смущенным спрашивал его о причине его печали и, так как тот ничего не говорил,
то опечалился и Полиевкт сочувствуя тяжкому горю своего друга. Наконец Полиевкт
стал особенно настоятельно спрашивать Неарха:
- Не
оскорбил ли я тебя чем-нибудь? В чем вина моя? Что я сделал ужасного, что ты не
хочешь простить своему другу?
Тогда
Неарх заплакав и воздохнув из глубины сердца, сказал:
- Когда я,
друг думаю о том, что наша любовь и приязнь должны кончиться, то унываю и
скорблю душою.
Услышав
это, Полиевкт весьма огорчился и сказал:
— Как это
может случиться, друг? Зачем ты говоришь о таких невозможных вещах? Отчего наша
любовь должна прекратиться, когда и сама смерть не в силах ее расторгнуть?
—
Любезнейший друг, - отвечал Неарх, - то меня так и угнетает до глубины души,
что наше разлучение будет хуже, чем естественная смерть.
Полиевкт
не поняв, что говорит Неарх, крепко обнял своего друга и еще настоятельнее стал
просить его:
- Скажи,
Неарх и разъясни, в чем будет состоять это разлучение наше? Я не могу более
выносить твоего молчания, и если ты будешь продолжать молчать, и ничего не
скажешь мне, то тотчас же увидишь меня пред собою мертвым.
Тогда
Неарх сказал ему:
-
Любезнейший Полиевкт! нас разлучит с тобою тот царский указ, который читается
повсюду; ибо я принадлежу к христианской вере, а ты к языческой. И вот, когда
меня возьмут на смерть, ты откажешься от меня и покинешь меня.
Услышав
это, благоразумный Полиевкт тотчас понял, чего хочет Неарх, и, будучи просвещен
благодатью Божьей, стал помышлять о Божественном. Он припомнил бывшее ему за
несколько дней пред сим видение и сказал:
- Не
бойся, возлюбленный друг мой Неарх! мы не расстанемся с тобою, ибо я видел во
сне Христа, Которому ты служишь и Который, приблизившись ко мне, снял бывшую на
мне одежду и облек меня в другую, новую, прекрасную и драгоценную, с золотыми
петлями, и, кроме того, дал мне еще крылатого коня.
Неарх,
услышав это, обрадовался и объяснил видение в том смысле, что снятие прежней
одежды и облечете в новую, указывает на перемену жизни к лучшему:
-
Предстоит тебе, - сказал он, - оставить языческое нечестие и облечься во Христа
истинною верою; крылатый же конь означает скорый переход к небу.
Затем он
промолвил:
- Вот ты
уже познал Христа, Бога Истинного!
Полиевкт
отвечал:
- Когда же
я не знал Его? Не горел ли я сердцем, когда ты рассказывал мне о Нем? Не
дивился ли я Его словам, когда ты читал мне святое Евангелие? Мне недоставало
только христианского имени, а по расположению своему я уже был христианином,
ибо я всегда только и думал о том, как бы мне, оставив суетных идолов, стать
рабом Христа Господа. Итак, что же медлить, Неарх? Докажем самым делом нашу
преданность Христу!
Неарх
услаждался его речью и возрадовался; но, боясь того, чтобы друг его не стал
жалеть об имуществе своем, о жене и детях, а также о своей жизни, он начал
беседовать с ним о суетности сего мира и изображать невидимые блага и славу
небесную.
- Для
меня, Полиевкт - говорил он - ни богатство, ни слава, ни воинская честь, -
ничто мирское так не дорого и так не вожделенно, как жизнь во Христе Иисусе:
только ее я желаю, а все прочее кажется мне ничтожным.
Полиевкт
же, как бы искушая его, сказал:
- А разве
ты не дорожишь почестями своего воинского звания?
Неарх
ответил:
- Мне
кажется, Полиевкт, что ты еще не представляешь себе истинной чести и славы и
непрестанного блаженства, которое Господь Христос уготовал рабам Своим.
Полиевкт на
это сказал:
- Ты
думаешь, что я не имею понятия о славе, чести и блаженстве, которые
приготовлены для нас у Христа на небе? А я думаю, что я пошел далее тебя в этом
случае, потому что уже получил, как говорил тебе, в видении царскую хламиду. Но
вот о чем я спрошу тебя: можно ли, не приняв христианских таинств приступить к
Христу и быть его воином?
- Не
сомневайся в этом верный друг - отвечал Неарх, - "Бог может из камней
сих воздвигнуть детей Аврааму" (Мф. 3:9), ибо Он не затворяет дверей
Своего милосердия ни перед кем, кто обращается к Нему, и приходящим в
виноградник его позже платит то же, что получают и те, кто работал целый день3. Так Он отверз рай разбойнику, распятому на
кресте, и за краткое исповедание веры даровал такое возмездие, из-за которого
другие положили много труда.
Услышав
это, Полиевкт сказал:
- Да будет
слава Христу, истинному Богу! С этого часа я оставляю миру всю его суету и
исповедую себя рабом Христа, Которому послужу, как Он мне повелит. А теперь пойду
и прочитаю царский указ, изданный против христиан и против Господа и Бога
моего, Иисуса Христа.
С такими
словами, Полиевкт пошел на площадь и, прочитав царский указ плюнул на него и
разорвал его на части при народе. После этого, увидев что в капище несут идолов
пред которыми люди преклонялись, он сначала рассмеялся на это языческое
неразумие, а потом делая вид, что хочет поклониться им, начал хватать этих
идолов одного за другим и разбивать их о землю, как глиняные сосуды; всего он
сокрушил таким образом двенадцать языческих богов. В это самое время пришел
сюда тесть Полиевкта, Феликс, которому было поручено царями преследовать
христиан. Увидев произведенное Полиевктом разрушение богов своих, он весьма
опечалился и со стоном сказал:
- Горе
мне! Ныне я неожиданно лишился чад своих, ибо ни боги, ни люди - не помилуют
Полиевкта, который сделал такое дело.
Полиевкт
же, радуясь разрушению бездушных идолов, сказал своему тестю:
- Что
смущаешься, отец? Ныне я ясно показал, как бессильны ваши боги; если у тебя есть
еще такие, пусть их принесут сюда, и ты увидишь, как рабы Христовы надругаются
над ними.
-
Всемогущие цари наши, - отвечал Феликс, - повелели немедленно казнить таких
людей, и ты уже близок к смерти, тебе предстоит казнь, - иначе и быть не может,
потому что царского повеления отменить нельзя. Но я даю тебе некоторое
снисхождение: ты можешь пойти домой и проститься со своею женою и детьми.
- Могу ли
я печалиться о жене и детях, - возразил святой, - когда я пренебрег земным и
ищу небесного, помышляю о вечности? если дочь твоя захочет идти за мною, то она
будет блаженна; если же- нет, то погибнет с вашими богами.
Услышав
это, Феликс стал плакать о своем зяте и говорил ему:
- Горе
мне, любезный сын мой Полиевкт! И тебя прельстила волшебная сила Христова.
Святой
Полиевкт отвечал на это:
- Не
скрываю, что Христос призвал меня к познанию истины. Своею Божественною
всесильной десницею Он вывел меня из тени на свет от смерти в жизнь, направил
меня от заблуждения на путь правый и удостоил меня причисления к Своему воинству.
Когда
Святой сказал это, его схватили мучители и стали бить по устам, но он не
обращал на это внимания. Пришла тогда и жена его и стала плакать о нем вместе с
отцом своим Феликсом. Святой же так говорил тестю своему:
- О,
беззаконнейший служитель скверных идолов! Зачем ты своими слезами и слезами
дочери своей хочешь прельстить меня к отпадению от веры Христовой? Зачем ты
плачешь о Полиевкте, когда тебе следует гораздо более плакать о себе, именно о
том что ты, служа земным царям, обрекаешь себя на огонь вечный?
Жена же
святого, которой имя было Павлина, с рыданиями говорила ему:
- Что
сделалось с тобою, возлюбленный муж мой Полиевкт? Что соблазнило тебя сокрушить
двенадцать богов наших?
Святой же
сказал ей с улыбкою:
- Если я
один победил и разбил твоих двенадцать богов, то тебе не к кому уже прибегнуть
за помощью: у тебя не осталось богов. Послушай меня, Павлина, и познай единого
Истинного, живущего на небесах Бога; поклонись ему и променяй эту жизнь на
вечную.
Слушая эту
беседу святого с женою, Многие из язычников стоявшие около них наслаждались его
словами и, познавая истину, умилялись душою и обращались к Христу. Судьи же
городские и все советники, собравшись, потребовали к себе на суд святого
Полиевкта и, то ласками, то угрозами, старались снова обратить его к служению
идолам. Когда же их попытки окончились неудачно, они произнесли святому
смертный приговор, обрекши его на усечение мечем.
Святой шел
на смерть с несказанною радостью и говорил сопровождавшему его народу, что он
беседует с одним лучезарным юношей, который его укрепляет и велит забыть все
мирское; но юношу того никто, кроме мученика, не видел. Увидев также среди
толпы блаженного Неарха, своего друга и отца по вере в истинного Бога, он
закричал ему:
- Прощай
возлюбленный друг мой, и помни скрепленный между нами союз любви!
Изрекши
эти слова, он преклонил под меч свою святую главу и крестился в своей
собственной крови, будучи казнен за Христа Иисуса4.
Святой Полиевкт
был первым мучеником в Армянском городе Мелитине, и его смерть содействовала
умножение Церкви воинствующей и пополнению торжествующей, в честь и славу
Христа Бога, Который есть Глава той и другой, Коему с Отцом и Святым Духом
подобает всякая честь и слава в бесконечные веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1
Римский император Декий царствовал с 249 - 251 г., Валериан царствовал с 253 -
259 г.
2
Город Мелитина построен римским императором Траяном (98 - 117). Это - главный
город страны того же имени, находившейся в Малоазийской области Каппадокия,
составлявшей некогда северную часть Малой Армении.
3
Ср. притчу Господню о делателях в винограднике (Мф. 20:1-16).