Главная | Карта сайта | Библиотека |
Страдание святого священномученика Артемона
В царствование Диоклитиана возникло
великое гонение на христиан1: по всем
городам и областям римского государства были разосланы мучители, чтобы
принуждать христиан приносить жертвы и поклоняться идолам, противящихся же
предавать казням и смерти.
Между
прочим такой посланец, по имени Патрикий, пришел и в Лаодикийскую область2, где и приступил, не медля, к исполнению
повеления царева. Еще до прибытия Патрикия, узнав о его скором пришествии.
епископ Лаодикийский, блаженный Сисиний, в сопровождении святого пресвитера
Артемона и некоторых христиан, проник ночью в капище богини Артемиды3 и сжёг, предварительно разбивши, всех
находившихся в нем идолов. Затем, возвратившись в свою христианскую церковь,
находившуюся на расстоянии пяти поприщ от города, он совершил обычное
богослужение и обратился к верным с таким наставлением:
- Дети мои,
носятся слухи о приближении к городу антихриста для избиения христиан: не
бойтесь, чтобы ничто, - ни огонь, ни меч, ни звери, ни другие лютые смертные
казни не могли отлучить вас от любви Христовой.
Когда
Патрикий прибыл в город, то прежде всего принес жертву в капище Аполлона; в тот
же день он устроил зрелища для народа и объявил царский указ, запрещавший
исповедание христианства. После пятидневной забавы зрелищами и охотой Патрикий
захотел принести жертву Артемиде, но, войдя в капище ее, он не нашел там к
своему удивлению идолов.
- Где они?
- спросил он.
Некоторые
из окружавших его греков отвечали, что изваяние Артемиды и других идолов
уничтожил епископ Сисиний при участии своего священника Артемона и других
христиан. На вопрос Патрикия, где теперь находится епископ с христианами, ему
сказали, что все христиане собрались в свою церковь. Патрикий тотчас сел на
коня и отправился в сопровождении вооруженных воинов к христианской церкви,
намереваясь христиан умертвить, а Сисиния с Артемоном предать смертной казни
чрез рассечение на части. Но когда Патрикий был уже близок к цели своего
путешествия, и до церкви оставалось не больше одного поприща, вдруг его объяла
такая сильная дрожь, что он упал с коня; эта дрожь сменилась чрезмерным жаром,
и Патрикия принуждены были внести на носилках в первый попавшийся на пути дом.
Ночью, окруженный воинами, сидевшими со свечами и ожидавшими смерти своего
начальника, он сказал своим наиболее близким слугам:
-
Христиане меня прокляли, и их Бог меня мучит.
Те
отвечали:
- Сильные
боги и светлая богиня Артемида возвратят тебе здоровье.
Испытывая
сильные боли и не думая уже остаться в живых, Патрикий сказал воинам:
- Идите в
христианскую церковь и скажите епископу Сисинию: так говорит царский посол -
Патрикий: велик Бог христианский! Помолись Ему, чтобы мне избавиться от моей
тяжелой болезни; тогда я сделаю из золота твое изображение и поставлю его
посредине города.
Воины
пошли и передали слова Патрикия епископу. Последний велел передать ему
следующий ответ:
- Золото
твое пусть останется при тебе; если уверуешь в Господа нашего Иисуса Христа,
будешь здоров.
Патрикий
вторично отправил к епископу послов, говоря:
- Верую в
твоего Бога, только бы мне исцелиться.
Епископ
помолился о нем, и тотчас Патрикий сделался здоров, совершенно избавившись от
болезни.
Спустя
несколько дней по своем выздоровлении, Патрикий отправился в палестинский город
Кесарию. Когда он отошел от Лаодикии приблизительно на три поприща, то встретил
на пути святого пресвитера Артемона, возвращавшегося с молитвы: он ловил диких
зверей словом Христовым, и за ним следовало два оленя и шесть диких ослов.
Святой Артемон вел их к епископу Сисинию, которому очень хотелось иметь диких
зверей в своем саду. Приказав остановиться колеснице, Патрикий спросил раба
Божия Артемона:
- Как ты
поймал этих зверей?
- Я поймал
их словом Христа моего - отвечал он.
- Мне
думается, - спросил снова Патрикий, - что ты, старец, христианин?
Святой
Артемон сказал на это:
- От
юности моей я христианин.
Тогда
Патрикий приказал заковать святого двумя цепями и передал его двум воинам,
чтобы они вели святого Артемона за ним до Кесарии. Не имея возможности
продолжать свой путь, святой Артемон обратился к следовавшим за ним зверям и
приказал идти к епископу Сисинию. Те пошли и остановились при дверях церковной
ограды. Епископ спросил привратника:
- Откуда
пришли эти звери?
Один из
оленей, получивший от Бога дар слова, сказал:
- Раб
Божий Артемон взят нечестивым царским послом, и его связанного ведут теперь в
Кесарию; нас же он послал к тебе.
Епископ
ужаснулся, слыша человеческую речь от оленя, и вместе с тем опечалился, узнав о
взятии святого Артемона. Призвав дьякона Филеа, он сказал ему:
- Явилось
новое чудо! Вот из этих зверей, которых ты видишь сейчас, один олень
человеческою речью передал мне, что раб Божий Артемон схвачен нечестивым
Патрикием и связанный отправлен в Кесарию; я не могу удержаться от ужаса, видя
оленя, обладающего даром слова, и - от скорби при мысли о случившемся с
Артемоном. Возьми просфору и иди со слугою в Кесарию; разузнай, справедливо ли
переданное оленем.
Диакон
взял просфору и, помолившись, отправился в сопровождении слуги в дорогу. Придя
в Кесарию, он действительно нашел там святого Артемона, заключенного в темницу.
Сердечно приветствовав его, он сказал ему:
- Раб Бога
Вышнего и пастырь словесных овец, мы до сих пор не знали бы, как ты разлучился
с нами и впал в руки мучителя, если бы не рассказал епископу об этом олень; по
этой причине он послал меня сюда, чтобы проверить справедливость сказанного им;
епископ очень скорбит о тебе.
Святой
Артемон отвечал:
- Иди,
слуга Божий, и возвести моему владыке, святому епископу, что я взят на мучение
за Христа и сижу в темнице; пусть он помолится о мне, чтобы я мог победить
козни христоненавистника мучителя и удостоился, таким образом, сделаться
сопричастником Христу".
Поцеловав
друг друга, они расстались: диакон возвратился к себе, а святой Артемон остался
в темнице. Когда диакон, возвратившись, передал епископу слова святого
Артемона, то последний со слезами помолился, говоря:
- Господи
Иисусе Христе, избавивший Даниила из уст львовых, спасший трех отроков от
огненной пещи Навуходоносора, избавь и раба Твоего Артемона от враждебного
Патрикия, дай ему силы для преодоление козней мучителя и сопричти его к лику
святых мучеников.
В один
день, устраивая в Кесарии зрелища, Патрикий приказал привести к себе святого
Артемона и спросил его:
- Скажи
нам, старец, как тебя зовут?
Он
ответил:
- Я
называюсь рабом Христа Бога моего и есть Артемон.
- Это ты
разбил изваяние великой богини? - сказал Патрикий.
- Я
именно, - ответил святой.
- Скажи
мне, - спросил снова Патрикий, - как ты преодолел силу богини и не пощадил ее
изображение? как не убоялся наказания: ведь она лишь по кротости своей еще не
отняла у тебя жизни?
- Молясь
моему Богу, - возразил святой Артемон, - я одержу победу даже над тобою и
мучениями твоими; тем более я мог преодолеть мёртвого и немого идола.
Патрикий
сказал:
- Услыхав
твое имя - Артемон, я подумал, что ты раб богини Артемиды; полагаю, что она и
жизнь тебе сохранила за твое тезоименитство с нею.
Святой
Артемон воскликнул на это:
-
Беззаконный, нечестивый и потемненный умом сын диавола, если хочешь знать об
имени моем, то пусть тебе будет известно, что оно даровано мне Богом еще в то
время, когда я находился во чреве матери.
Патрикий продолжал,
увещевая:
- Пожалей
твою старость и седины, принеси жертву великому в этом городе богу Асклипию4.
-
Шестнадцать лет, - отвечал святой, - я был чтецом в церкви моего Бога, двадцать
восемь лет был диаконом, читая святое Евангелие; тридцать три года я носил
пресвитерский сан, уча и наставляя с помощью Христовою людей на путь спасения,
и теперь ты требуешь, чтобы я, подражая тебе, принес жертву бесу, находящемуся
в бесчувственном идоле, но всё-таки я хочу посмотреть твоего бога и испытать
силу его.
Патрикий
сказал:
- Великой
силой и славой обладает бог Асклипий: кто не принесет ему курение с молитвою
пред дверями его храма, тот не может войти внутрь.
В капище
же Асклипия жили змеи, которым однажды в год приносили жрецы сладкую пищу.
- Пойдем
ко храму Асклипия, - сказал святой Артемон, - и если он не дозволит мне войти в
него, то я принесу ему курение.
И вот
когда святой приближался в сопровождении Патрикия и народа к капищу Асклипия,
то змеи, точнее заключавшиеся в них злые духи, не вынося приближения одаренного
силою Христовою мученика, подняли страшный свист и смятение в капище, так что
оно колебалось точно дерево от ветра; видя это, Патрикий и народ бежали от
страха. Патрикий сказал святому:
- Смотри,
как велика сила Асклипия, который никому не допускает войти к себе без
предварительного вознесения ему курения.
- Вели
жрецу открыть храм, чтобы мне войти туда, - попросил святой Артемон Патрикия.
Тот велел
одному из жрецов сделать это. Жрец, по имени Виталий, сказал, обращаясь к
Патрикию:
-
Докладываю твоей пресветлой власти, что я не могу открыть храма, прежде чем не
вознесу курение с молитвой, ибо велик гнев бога Асклипия;
Взяв
кадило и вознеся обычное курение, он открыл двери капища, а сам тотчас отбежал
прочь. Тогда Патрикий, стоя вдали, сказал святому:
- Старец,
если можешь войти, то войди!
Святой
Артемон, приблизился к дверям и, сотворив крестное знамение, безбоязненно вошел
внутрь, и змеи сделались неподвижны. Святой же обратился к истинному Богу с
такою молитвою:
- Господи
Боже мой, чрез раба Своего Даниила сокрушивший вавилонского Вила и змея
убивший, Ты и теперь силою Твоею чрез меня грешного сокруши главы змей сих,
чтобы прославилось Твое святое имя!
После
этого он запретил змеям вредить кому-либо и, приказав им следовать за собою,
вышел вместе с ними вон. Увидав вышедших из храма змей, народ и Патрикий пришли
в ужас и бросились бежать. Святой же Артемон воскликнул вслед им:
- Что вы
бежите? не бойтесь, остановитесь и поглядите теперь, как силою истинного Бога,
в Которого я верую, умрут перед вашими глазами эти змеи.
Затем он
дунул на них, и они тотчас стали мёртвы, простершись пред ногами его, как
пораженные молнией. И сказал святой Артемон Патрикию:
- Видишь,
как почитаемые вами боги умерли силою Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
Ужасался
народ и Патрикий, видя убийство змей без какого-либо орудияе; из них один был
так велик, что имел пять локтей в ширину и двадцать пять в длину. Жрец же
Виталий воскликнул громким голосом:
- Велик
Бог христианский и велика сила мужа сего, одним дуновением убившего змей этих!
Потом,
припав к ногам святого, он говорил:
- Раб
Господа вышнего, я не отступлю от тебя, умоляя: знаменай и меня силою Бога
твоего, чтобы мне сделаться совершенною овцою твоего стада; до сих пор я
пребывал в обольщении, веря в идолов и этих змей, а теперь я познаю истинного
Бога.
Нечестивый
же Патрикий, будучи слеп душою, хотя и видел столь великое чудо, не хотел
познать истинного Бога: он полагал, что святой Артемон убил змей не силою
Божиею, но силою волшебства. Не вынося стыда и исполнясь гнева за свое
посрамление и убийство змей, он велел снова схватить святого мученика и
представить на свой несправедливый суд для истязаний. Здесь он с гневом сказал
святому:
- Если ты
не откроешь какою силою убил змей, великой богини Артемиды и светозарного
Аполлона5, то я рассеку тебя на части.
- Силою
Христовою, при содействии посланного от Бога Архангела Рафаила я убил ваших
змей, - отвечал святой Артемон.
- Может ли
Распятой жидами иметь такую силу? - усомнился Патрикий.
Тогда
святой воскликнул:
-
Обезумевший от злобы, наследник ада и древний змей, ты уже слышал, так услышь и
еще, что силою моего Бога умерли ваши змеи.
После этих
слов Патрикий исполнился ярости и приказал раскалить железную сковороду; потом
он велел протянуть на ней обнаженного мученика и колоть его раскаленными
железными прутьями, обрезая острым железом члены; при этом он говорил святому
Артемону:
- Видишь,
непокорный старец, как страдает твое тело от мук.
Страдалец
же, подняв очи к небу, молился:
- Господи
Иисусе Христе, не попусти язычнику посмеяться надо мной, рабом Твоим; Тебе
известно, что я за Тебя терплю страдание; даруй мне терпение для их
перенесения, чтобы посрамился враг. Услышь, Боже, молитву мою и приими моление
мое, Боже Саваоф! Ты сотворил небо и землю и исполнил чудес всю вселенную; Ты
Господь всего, и никто не может противостоять Тебе; по милости Твоей спаси
меня, Господи. Ты показал невинность беззаконно убитого незлобивого отрока
Авеля, Ты вознаградил угодника Твоего Еноха, взяв его на небо, Ты сохранил Ноя
в ковчеге и чрез благословение возвысил священника Мельхиседека6, Ты прославил за жертву Авраама, умножил чад
Иакову, избавил от огня содомского Лота, возвеличил за терпение Иова. С Твоею
помощью Иосиф победил плотские страсти и восторжествовал над врагами. Моисей,
раб Твой, и все праведные, над которыми Ты явил силу Твою, показывающую их
благочестие, восхваляют Тебя, прославившего их Бога. И я, Господи, раб Твой,
молю Тебя: помилуй меня по милости Твоей и помоги мне силою Твоею.
Во время
молитвы святого в Кесарию прибежал олень, говоривший в Лаодикии с епископом
человеческим голосом; выйдя на переполненную народом площадь, он припал к
честным стопам мученика и лизал их. Потом, получив опять по Божию повелению дар
слова для обличения нечестивого и его посрамления, он стал против Патрикия и
начал говорить:
- Познай,
нечестивец, что нет ничего невозможного для Бога: чтобы показать Свою силу, Он
может одарить речью и бессловесных. Знай, что раб Божий Артемон скоро избавится
от мучений, а ты будешь схвачен двумя птицами и ввергнут в кипящий котёл за то,
что бесчеловечно мучишь праведного человека и отвергся от Бога, Которого
признал истинным и в Которого уверовал.
Видя в
обличении диким животным не что иное, как только волхвование, нечестивый
Патрикий пришел в ярость и приказал убить воинам оленя; один из них взял копье
и с силою бросил его в последнего, но олень отскочил, а копье ударило в одного
приближенного Патрикия и пробило ему чрево, так что тот сейчас же умер.
Патрикий сожалел о нем и удалился с судилища в дом свой, приказав опять свести
в темницу мученика.
Утром же
он велел наполнить смолою большой котёл и разварить ее, чтобы бросить в него
вниз головою мученика. Когда приказание было исполнено, то Патрикию доложили о
том, что всё готово; он же, желая сам видеть казнь святого Артемона, сел на
коня и поехал к котлу, но в то время, как он уже приблизился к нему, два
Ангела, сошедшие с неба в виде орлов, схватили Патрикия и бросили в кипящую
смолу, в которой разварились даже его кости. Воины и народ при виде этого в
ужасе разбежались; святой же, приведенный к котлу, остался Один, славя Бога;
преклонив колена, он помолился и источил из земли, на которой стоял, родник.
Сюда к нему пришел жрец Виталий и многие другие язычники; наученные вере
Христовой, они все крестились от святого Артемона.
В ту же
ночь был святому мученику голос свыше:
- Оставь
город и иди в Асию, на место, известное под именем Вули, которое находится на
побережье моря; там ты найдешь Александра и его матерь Пиронию: с ними вместе
ты будешь многих избавлять от бесов и исцелять от болезней, и многие,
просвещенные тобою светом Христова учения, прославят Бога.
С
наступлением утра собрались ко святому все новообращенные: он же, взяв
Божественные Тайны, преподал им честное Тело и честную Кровь Христову говоря:
- Сей хлеб
есть Тело Христово, а сие чаша есть Кровь Христова, пролитая за ваши души;
блюдитесь, чада, чтобы кто-нибудь из вас не отпал от любви Христовой, пребывайте
непоколебимы в вере, а мне повелено идти в Асию.
Епископ же
кесарийский, услыхав о всем происшедшем со святым Артемоном и узнав, что он
крестил многих и учит, проповедуя Евангелие, пришел к нему с христианами и
приветствовал его целованием; потом, сотворив молитву, он отметил место, где
страдал мученик, и впоследствии выстроил здесь церковь; из крещенных же святым
Артемоном он одних поставил во пресвитеры, других во диаконы, а Виталия
поставил епископом и подчинил ему палестинскую область. Святой же Артемон,
простившись с епископом и народом, отправился в указанную ему асийскую страну;
дорогою он был восхищен Ангелом и поставлен на месте, которое было открыто в
видении; здесь, с помощью Божиею, он сотворил много великих чудес и многих
обратил ко Господу, научив истине Евангельской. Во время своей проповеди святой
Артемон был схвачен язычниками и, по усечении мечом, отошел в вечные обители
для принятие венца от Христа Бога нашего, Ему же со Отцом и Святым Духом слава
и поклонение во веки веков. Аминь.
________________________________________________________________________
1
В царствование Диоклитиана (с 284 до 305) было издано четыре указа против
христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось
разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались
гражданских прав, чести, покровительства законов и своих должностей; рабы
христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю,
оставались в христианстве. Вскоре был издан второй указ которым повелевалось
всех предстоятелей церквей и других духовных лиц заключать в темницы; таким
образом указ касается одних только духовных лиц; последних обвинили пред
императором как зачинщиков восстания в Сирии и Армении, к несчастию для
христиан начавшегося вслед за появлением первого указа. В том же 303 г.
последовал третий указ: всех заключенных на основании второго указа велено было
принуждать к принесению жертв под опасением пыток за сопротивление. Наконец, в
304 г. был обнародован последний четвертый указ, которым объявлялось повсюдное
гонение на христиан; "великое гонение", о котором говорится в данном
житии, очевидно относится к гонению, последовавшему за четвертым указом. Из-за
этого указа пролилось более всего христианской крови: он действовал целых 8
лет, до 311 г., когда император Галерий особым указом объявил христианство
дозволенной религией. Гонение Диоклитиана было последним; в нем христианство
почти после трехвековой борьбы одержало окончательную победу над язычеством.
2
Эта область находится в Малой Азии.
3
Артемида - богиня охоты у греков, первоначально, вероятно, богиня луны.
4
Асклипий или Асклепий - бог врачевания.
5
Аполлон-бог солнца, покровитель искусств.
6
Святой Артемон упоминает здесь о следующем событии ветхозаветной истории. Когда
Авраам возвращался после победы над царями, захватившим в плен его родственника
Лота, то ему навстречу вышел с хлебом и вином Мельхиседек, царь Салимский и
священник Бога Вышнего и благословил Авраама (Быт. 14:1-20; Евр. 7:1); в этом
благословении выразилось более высокое достоинство Мельхиседека пред Авраамом,
ибо, говорит св. Ап. Павел: "Без всякого же прекословия меньший
благословляется большим". (Евр. 7: 7).