Главная | Карта сайта | Библиотека |
Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин
Семь Ефесских
отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан,
Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и
Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского
градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все
состояли на военной службе. Когда император Декий
(249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам
явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных
же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора
к ответу были призваны и семь ефесских отроков.
Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них
немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят
решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и
скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в
молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и
покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император
вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил
друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются
отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями.
чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из
сановников, присутствовавших при замуровании входа в
пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили
среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки.
На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал
каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков,
и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти
200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения,
отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им
хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев
на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он
стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок
подал торговцу монету с изображением императора Декия
и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха
привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский
епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через
него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в
пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он
прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все
возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна,
открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки
на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до
всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в
драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их
были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский
паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия - 1 сентября).