Главная | Карта сайта | Библиотека |
Житие преподобной Параскевы
Святая Параскева1 родилась в
Сербии, вблизи города Каллиократия, в селении Епиват2. Родители ее были благочестивые люди: они неуклонно
исполняли все заповеди Божии и славились всюду своими благотворениями и
милостынями. Кроме дочери Параскевы был у них сын. Его отдали они в училище, а
дочь воспитывалась в доме своих благочестивых родителей. Брат Параскевы, когда
достаточно научен был Священному Писанию, с согласия родителей, принял
пострижение под именем Евфимия. Евфимий впоследствии был епископом в Мадите3, где прославился добродетельною жизнью и при жизни
и по смерти сотворил множество преславных чудес.
По смерти
своих родителей Параскева стала проводить жизнь, полную скорбей и лишений.
Подражая усердно жизни святых, она умерщвляла постом и бдением свое тело и
порабощала его духу. Воспламеняясь Божественным желанием жить для Господа,
Параскева не пожелала долго жить в многомятежном мире сем, но, покинув все
мирское, скрылась от мира и, достигнув пустыни Иорданской4, стала проводить здесь равноангельскую жизнь. Подражая
Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными
злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца.
Постепенно истаевая, то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к
Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем «от вихря, от бури»
(Пс.54:9). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная?
Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее
коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий
Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она
заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с
Небесным Женихом. «Тебе, женише мой, ищу» – говорила преподобная Параскева и
постоянно держала в уме изречение из книги Песни песней: «Скажи мне, ты,
которого любит душа моя» (Песн.1:6).Она о том больше всего заботилась, как
бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти на встречу
Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты
Его. «Когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс.41:3) – непрестанно
говорила святая.
Когда,
таким образом, преподобная Параскева пребывала в пустыне, лукавый враг
позавидовал ее добродетелям и пытался мечтаниями и призраками устрашить ее.
Многократно превращаясь в различных зверей, он устремлялся на святую, дабы
создать для нее препятствие на пути подвигов. Но добрая Христова невеста
Параскева «Всевышнего избрал ты прибежищем твоим» (Пс.90:9) и при Его
помощи, – знамением святого креста Его, – отгоняла врагов и разрывала, как бы
паутину, все козни диавола, и совершенно низложила его. Святая, при своей
женской природе, имела поистине мужской разум и победила диавола, как Давид –
Голиафа. Украсив свою душу такими подвигами и добродетелями, Параскева
сделалась возлюбленной невестой Христовой, так что на ней исполнилось
пророческое слово: «И возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:12). Итак Сей
Царь вселился в нее со Отцом и Святым Духом и пребывал в ней, как и в святой
Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранив свою душу от греха и осквернения,
соделалась церковью Живого Бога.
Однажды
ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в пустыне, по обыкновению
своему, с умилением простирая руки к небу, стояла на молитве. Внезапно, в
образе пресветлого юноши, она увидела ангела Божия, который, подойдя к ней,
сказал:
– Оставь
пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на
земле, а душою прейти ко Господу.
Преподобная,
проникнув в смысл видения, уразумела, что в нем сказывается Божие повеление;
она радовалась тому, что близко время разрешения ее от тела, но ей жаль было
расставаться с пустынным уединением, – ибо ничто так не очищает души и не
приближает ее к Первообразу, как пустыня и безмолвие. Однако, повинуясь воле
небесной, преподобная оставила пустыню и отправилась в отечество.
Прибыв в
царствующий град Константинополь, она вошла там в прекрасный храм Премудрости
Божией, равно также побывала и во Влахернской церкви и, поклонившись пред
чудотворной иконой Богоматери, пошла на свою родину в Епиват, где прожила
некоторое время, не изменяя своего обычного пустынного подвига, – поста и
молитв. Когда же наступило время ее отшествия к Богу, Параскева помолилась
усердно о самой себе и обо всем мире и во время молитвы предала Богу свою
блаженную душу. Тело ее было погребено верующими, по христианскому обычаю, но
не на общем кладбище, – как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда
она5.
Бог,
восхотевший прославить Свою угодницу, по прошествии многих лет, открыл мощи ее
при следующих обстоятельствах.
Близ того
места, где была погребена преподобная, в подвигах безмолвия на столпе
подвизался некий столпник. Случилось что туда же было выброшено волнами тело
какого-то корабельщика, заболевшего во время плавания тяжкой болезнью и
скончавшегося. От трупа сего начал исходить удушливый смрад, так что по той
дороге невозможно было и проходить; смрада сего не мог стерпеть даже и столпник,
подвизавшийся около того места, и он принужден был сойти со столпа. Посему он
приказал выкопать глубокую яму и закопать в ней смердящий труп. Когда рабочие
копали яму, то, по Божественному смотрению, они обрели лежащее в земле
нетленное тело и сильно удивились сему. Но так как рабочие были люди неопытные
и несведущие, то на случившееся не обратили никакого внимания, как на
малозначительное и ничтожное дело. Они рассуждали так между собою:
– Если бы
сие тело было святое, то Бог открыл бы его посредством каких-либо чудес.
С сими
мыслями они вновь засыпали нетленное тело землею, бросив туда же и смрадный
труп, а затем ушли домой. С наступлением ночи, один из них, некто Георгий,
человек благочестивый, молился Богу в своем доме. Заснув под утро, он увидал во
сне некую царицу, сидящею на пресветлом престоле, а кругом нее стоит великое
множество светлых воинов. Объятый страхом и, будучи не в силах взирать на сие
царское величие и славу, Георгий упал на землю. Тогда один из светлых воинов,
взяв Георгия за руку, поднял его и сказал:
– Георгий!
Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и вместе с ним похоронили
смердящий труп? Немедленно возьмите тело преподобной и положите его в достойном месте, ибо восхотел Бог
прославить на земле рабу Свою.
Также и та
светлая царица сказала ему:
– Поспеши
вынуть мои мощи и положить их в достойном месте, потому что я не могу больше
терпеть смрада от того трупа. Ибо я человек, и родина моя Епиват, где ныне и вы
живете.
Тою же
ночью было такое же видение и одной благочестивой женщине, по имени Евфимии. По
утру они оба рассказали всем о том, что увидели. Услышав сие, благочестивый
народ отправился с возжженными свечами к мощам преподобной Параскевы и, с
благоговением вынув их из земли, радовался как бы о некоем многоценном сокровище.
Святые мощи с торжеством положены были в церкви святых и всехвальных апостолов
Петра и Павла, в селении Епиват, где, по молитвам святой Параскевы, от ее мощей
подавались многие исцеления болящим: слепые прозревали, хромые начинали ходить
и все недужные и бесноватые получали здравие.
В 1238
году, во время владычества крестоносцев (католиков) в Царьграде,
благочестивейший Иоанн Асень6, король
Болгарский и Сербский, получил известие о месте, где почивают святые мощи
преподобной Параскевы. Тогда он поручил блаженному Марку, – бывшему тогда
митрополитом Переяслава Болгарского, – со многими епископами и священниками,
перенести те честные мощи в престольный город Болгарской земли – Тернов7. Там св. мощи были с почетом положены в
придворной церкви, где, нетленно почивая, источали различные исцеления всем, с
верою к ним притекающим.
По
прошествии значительного времени, по Божию попущению, мусульмане постепенно
завоевали всю Греческую империю, а вместе с ней покорили и царства Болгарское и
Сербское. Сие завоевание происходило, в XIV веки, во времена турецкого султана
Баязета8. Когда султан Баязет взял
Болгарский город Тернов, то все церковные драгоценности и царские украшения
были разграблены. Тогда святые мощи Параскевы, одетые в одно рубище, были
перенесены в Валахию9. По завоевании Турками
и Валахии, в 1396 году, святые мощи, по ходатайству Сербской царицы Милицы пред
султаном, перенесены в Сербию в Белград10.
В 1521
году султан Сулейман II-й11,
взяв Белград, похитил оттуда также честные мощи преподобной Параскевы; привезя
затем в Константинополь, он поставил их здесь в своих палатах. Но многоценное
сие сокровище не затерялось и здесь, ибо многочисленные чудеса от мощей
преподобной способствовали к прославлению ее не только у христиан, но даже и
среди мусульман. Последние, смутившись сим обстоятельством и убоявшись, как бы
вера в чудодейственную силу мощей святой Параскевы не распространилась еще
шире, – а больше всего по усердию и заботливости христиан, – передали сии
святые мощи Константинопольским христианам, а те с честью положили их в
патриаршей церкви.
В 1641
году благочестивый Василий-Лупул12,
воевода и господарь Молдавский, получив известие о том, что в
Константинопольской патриаршей церкви находятся мощи святой Параскевы, усердно
желал, чтобы они были перенесены оттуда с честью в его славный господарский
округ. Его желанию споспешествовал прославляемый во святых Своих Господь,
желавший и в Молдавии прославить преподобную Параскеву. Тогда
Константинопольский патриарх Парфений13, с согласия всего своего освященного собора и
соизволения иных честнейших патриархов, отправил честные мощи преподобной
Параскевы благочестивому государю, воеводе Василию, в первопрестольный город
его, Яссы14. Здесь, в храме трех святителей,
с великими почестями, при большом веселии и радости жителей всей Молдавии,
святые мощи и были положены в 1641-м году по Рождестве Христовом, октября 14-го
дня15.
Тропарь,
глас 4:
Пустынное
и безмолвное житие возлюбивши, и во след Христа Жениха твоего усердно потекши, и
Того благое иго во юности твоей вземши, крестным знамением к мысленным врагом
мужески вооружившися, постническими подвиги, постом и молитвами и слезными
каплями, углие страстей угасила еси, достославная Параскево: и ныне в небеснем
чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу, моли о нас, почитающих честную
память твою.
Кондак,
глас 6:
Святую вси
заступницу сущым в бедах, благочестно воспоим Параскеву всечестную: та бо житие
оставльши тленное, и нетлеемое прият во веки. Сего ради славу обрете, чудес
благодать, Божиим велением.
________________________________________________________________________
1 Мирское имя
Параскевы было – Петка. В Петке-Параскеве рано открылось пламенное желание жить
для Господа. Слова Евангелия: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя»
(Мрк. 8:34), слышанные Параскевою в храме, как стрела пронзили ее сердце, и
она, при выходе из храма, отдала богатое свое платье встретившемуся бедняку,
выменяв на его лохмотья. Через несколько времени Параскева опять отдала свою
одежду нищенке и потом не один раз повторяла то же самое. Ее бранили за это, но
она отвечала, что иначе не может жить.
2 Епиват (Пиват,
Турецкий Баядос) – местечко, на взморье, между Селимвриею и Константинополем.
3 Мадит –
морская гавань в Херсонесе Фракийском.
4 По сведениям,
собранным святогорцем Никодимом, Параскева, прежде чем удалилась в Иорданскую
пустыню, в Палестине, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь
выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету она поселилась
в предместье Ираклийском при уединенном храме Покрова Богоматери, где провела в
молитвах, посте и слезах пять лет. А затем, исполняя давнее желание свое, она
отправилась в Палестину и, поклонившись св. местам, освященным жизнью
Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне.
5 Это было в
первой половине ХI-го столетия.
6 Иоанн Асан или
Асень 2-й, сын Асеня 1-го (царствов. с 1221 по 1241 г.) – знаменитейший из
государей Болгарского царства; он прославил и просветил Болгарское царство
больше всех царей, прежде него бывших; построил много монастырей и украсил их
золотом и драгоценными камнями; все церкви он одарил многими дарами, а
духовенство их наградил великими почестями, Иоанн Асень был любим не только
своими болгарами, но и греками.
7 Тернов –
главный город Болгарии, на реке Етре или Янтре, впадающей в р. Дунай, – ныне
Тырново.
8 Баязет I,
турецкий султан, вступил на престол в 1389 году. Воспользовавшись раздорами
между Византийским императором Иоанном, и сыном его Андроником, Баязет поставил
Византийскую империю в полную от себя зависимость; он завоевал Болгарию,
Македонию, Фессалию и многие другие земли. В 1402 г. Баязет был взят в плен
монгольским завоевателем Тамерланом, где и умер в 1403 г.
9 Валахия –
юго-западная часть нынешнего Румынского королевства.
10 Белград,
главный город Сербского королевства, в месте соединения р. Дуная с р. Савою.
11
Царствование Сулеймана II-го
заключает собою период
расцвета турецкого могущества. Турки чтят в нем величайшего из своих
государей.
12 Василий-Лупул
– господарь (т.е. государь) молдавский, с 1634 по 1654 г.
13 Парфений I –
патриарх Константинопольский, с 1639 по 1644 г.
14 Яссы –
главный город Молдавии, одного из придунайских княжеств, составляющих в
настоящее время вместе с Валахией королевство Румынию.
15 Там святые
мощи пребывают и ныне.