Главная | Карта сайта | Библиотека |
Житие преподобной Таисии
В стране Египетской1
жила некогда женщина развращенная, бесстыдная и нечистая по своей жизни. Имея
одну дочь, по имени Таисию, она научила ее тому же постыдному образу жизни,
которому и сама навыкла, отвела ее в блудный дом и отдала на служение сатане,
на пагубу многим душам человеческим путем прельщения их ее красотою; ибо Таисия
была весьма прекрасна по своей наружности и прославилась повсюду красотою своего
лица. Из-за плотского вожделения к Таисии, многие приносили ей много золота и
серебра, блестящих и дорогих одежд. Прельщая поклонников своих, она доводила их
до такого разорения, что многие, потеряв ради нее свое имущество, впали в
нищету, а иные, заводя из-за нее между собою ссоры, били друг друга и покрывали
пороги ее дома своею кровью.
Услышав о
сем, преподобный Пафнутий2, одевшись
в мирские одежды и взяв с собою золотую монету, вошел в дом, где жила Таисия.
Увидев ее, он дал ей монету в виде платы, как бы желая остаться с нею. Таисия,
взяв деньги, сказала ему:
– Войди в
комнату.
Пафнутий
вошел вместе с нею и увидел постланное высокое ложе; сев на нем, он сказал
Таисии:
– Нет ли
другой комнаты, тайной, затворимся в ней, чтобы о нас никто не знал?
Таисия
отвечала:
– Есть,
впрочем, если ты людей стыдишься, то и в этой укроешься от них, потому что
двери затворены и никто сюда не войдет и не узнает о нас, а если боишься Бога,
то нет места, которое могло бы утаить тебя пред Ним, и если бы даже под землею
ты скрылся, то и там Бог видит.
Услыхав от
нее такие слова, Пафнутий сказал ей:
– Разве и
ты знаешь о Боге?
Таисия
отвечала:
– Знаю и о
Боге, и о блаженстве праведных, и о муке грешных.
Тогда ей
старец сказал:
– Если ты
знаешь о Боге, и о будущем блаженстве и о муках, то зачем оскверняешь людей и
погубила уже столько душ? Осужденная в геенну огненную, ты понесешь мучения не
за свои только грехи, но и за тех, кого ты осквернила.
При сих
словах, Таисия с плачем поверглась к ногам старца, восклицая:
– Знаю я и
то, что для согрешивших есть покаяние и для согрешений – прощение, и надеюсь
твоими молитвами избавиться от грехов, и получить милость Господню. Но молю
тебя, подожди меня немного, только три часа, и потом куда повелишь мне, пойду,
и что скажешь мне, сделаю.
Старец
указал ей место, где будет ждать ее, и ушел. Тогда Таисия, собрав все сокровища
свои, приобретенные путем разврата, ценою до четырехсот литр золота, вынесла их
на средину города и, разведя огонь, положила на него все это, и перед всем
народом сожгла, восклицая: «Приидите все, грешившие со мною, и смотрите, как я
сжигаю то, что вы мне дали».
Предав
огню нечистым образом приобретенное богатство, она пошла на место, где ждал ее
Пафнутий. Старец повел в девичий монастырь и, испросив небольшую келлию, ввел в
нее Таисию и затворил ее там; двери же келлии он крепко заделал и заколотил,
оставив только маленькое оконце, чтобы чрез него можно было подавать ей немного
хлеба и воды.
— Как велишь
мне, отче, молиться Богу? – спросила Таисия святого Пафнутия
– Ты
недостойна, – отвечал старец, – ни произнести имени Господня, ни рук твоих
поднять к небу, ибо уста твои исполнены скверны и руки твои загрязнены
нечистотою; говори лишь, часто обращаясь к востоку: «Создавший меня, помилуй
меня!».
И пробыла
Таисия в том затворе три года, молясь Богу, как научил ее Пафнутий, вкушая лишь
немного хлеба и воды, и то только раз в день.
По
прошествии трех лет, Пафнутий, побуждаемый милосердием к ней, отправился к
великому Антонию3, желая
узнать, простил ли ее Бог, или нет.
Придя к
старцу, он поведал ему все о жизни Таисии. Антоний призвал учеников своих и
повелел им затвориться каждому отдельно в келлии своей и всю ночь молиться
Богу, чтобы Он открыл кому-либо из них о Таисии, кающейся о грехах своих.
Ученики исполнили повеление отца своего и умолили Бога: Он открыл о ней одному
из них, по имени Павлу, которого называли Препростым4. Стоя на молитве ночью, он увидел в видении
небеса отверстые, и одр стоящий, постланный весьма богато и сияющий великою
славою; три девицы, пресветлые лицом, стояли и охраняли его, и венец лежал на
одре том. При виде сего, Павел спросил:
– Верно,
не иному кому-либо уготованы сии одр и венец, как отцу моему Антонию.
Тогда
раздался к нему голос:
– Не отцу
Антонию сие уготовано, но Таисии, бывшей блуднице.
Пришедши в
себя, Павел стал размышлять о виденном и, когда настало утро, пошел к блаженным
отцам Антонию и Пафнутию и поведал им о своем видении. Они же, услыхав о том,
прославили Бога, принимающего истинно кающихся. Тогда Пафнутий пошел в девичий
монастырь, где жила Таисия в затворе и, разломав двери, хотел вывести ее. Но
она стала просить его:
– Позволь
мне, отче, остаться здесь до смерти моей и сокрушаться о грехах моих: так много
их у меня.
Старец
отвечал ей:
–
Человеколюбец Бог уже принял твое покаяние и простил грехи твои, – и вывел ее
из затвора.
Тогда
блаженная Таисия сказала:
– Поверь
мне, отче, что как только вошла я в затвор, я представила все грехи мои пред
мысленными очами моими и, взирая на них, плакала непрестанно. Не удалились все
злые дела мои от очей моих и до ныне, но предстоят предо мною и ужасают меня,
так как за них я буду осуждена.
Выйдя из
затвора, блаженная Таисия через пятнадцать дней впала в недуг и, проболев три
дня, благодатию Божиею, с миром почила. От одра болезни она была перенесена на
тот одр, который видел на небе уготованным ей Павел Препростый, где
восхваляется она с преподобными во славе и радуется во веки. Так грешница и
любодейца предварила нас в царствии Божием5.
________________________________________________________________________
1 Отечество и город, который был
свидетелем печальных побед Таисии во время ее блудной жизни, неизвестны.
2 Под преп. Пафнутием здесь
разумеется настоятель Гераклейского монастыря. У греков Гераклея, у евреев –
Ганес, у арабов – Анас, – один из городов Гептаномской провинции, расположенной
между Нижним и Верхним Египтом, причислявшийся в к Верхнему Египту. По
свидетельству Руфина в его истории монашества (гл. 16) и Палладия в его
Лавсаике (гл. 57), Пафнутий был столь высокий подвижник, что на него смотрели,
как на ангела Божия. Ревнуя о спасении душ, он многих заблудших мирян обратил
на путь спасения.
3 Антоний Великий – первый
учредитель монашеского жития.
4 О Павле Препростом см. под 4-м
октября.
5 Согласно слову Спасителя: «Аминь,
аминь глаголю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие»
(Мф.21:31). – Кончина преп. Таисии последовала около (не позже) 340 г., так как
ее подвиги и кончина происходили при Антонии Великом († 356 г.) и Павле
Препростом († 340 г.).