Главная | Карта сайта | Библиотека |
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (1857)
Святитель
Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич
Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье
священника Успенской церкви Алексия Борисова.
Родители
преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов
получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до
священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и
учителей Церкви.
Мать
преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и
набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её
мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из
разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от
чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими
она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую
азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.
В
1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и
поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким
жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему
призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.
В
1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения
первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на
должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх
месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского
Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в
монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824
года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в
Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором
и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.
Лекции
свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за
современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти
знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.
В
свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство
скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и
успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала
с ним одну думу, жила с ним одною жизнью. Со студентами Академии отец ректор
всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он
к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь.
Помочь в этой беде несчастному — составляло тогда для ректора всю его главную
заботу. Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже
и своими жизненными удобствами.
Особую
славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант.
Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустым». Как проповедник
он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал
их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов,
искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как
можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким
образом, Владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества,
далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности.
Кроме
проповедей, Владыка оставил много замечательных научных произведений и
переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. Апостола Павла»,
«Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое
другое.
Внешняя
природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о
Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих
проповедях. «Посмотрите, —говорил он, — на кипящее волнами море, или на тучу,
рассекаемую молниями и громами: не образ ли это всемогущества Божия? Посмотрите
на свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не образ ли это
премудрости Божией? Посмотрите на Весну, украшенную цветами, ведущую за собою
хоры пернатых: не образ это благости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои
картины, восходить мыслею к совершенствам Творца твоего»? При таком взгляде
отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к
естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества
почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены. Проповеди
его были переведены в своё время на греческий, немецкий, французский и польский
языки.
В
1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм
Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.
В
марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь
он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение
его в Харькове продолжалось около семи лет. За этот срок он восстановил
Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. Владыке
принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю
перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.
В
1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в
Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно
подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.
Восстановить
в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой
«Русский Афон», — вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего
управления Херсоно-Таврической епархией.
Желая
сохранить развалины древнего Херсона, прославленного крещением великого князя
Русского Владимира, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника
Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи
остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги
с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого
Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух
священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы
были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит. Во время
своего путешествия по Крыму Владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а
сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних
подвижников.
В
последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое
живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени
благотворное влияние на воинов.
Величие
духа Святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в
лазаретах, свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую
скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск,
ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем
страждущих.
В
коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом
Святейшего Синода.
Усиленные
труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел,
находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на
обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник
Живоначальной Троицы.
Канонизован
Русской Православной Церковью в 1997 году.