Главная | Карта сайта | Библиотека |
Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса (1072) и Глеба (1115)
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019
- 1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса (+ 1015; память
24 июля) и Глеба (+ 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь
Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были
найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни,
неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский
Митрополит Иоанн I (1008 - 1035) с собором духовенства торжественно встретили
нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде
у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре
место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса
и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24
июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь
святых мучеников.
В последующие
годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых
страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской
любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование
перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с
предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев
великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь
месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В
благодарность за Божие содействие в установлении мира
на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026
году, новый, "в верх один". На освящении его
присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с
епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали
все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод),
было приурочено ко 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного
празднования.
Святослав
Ярославич, княживший в Киеве в 1073 - 1076 гг., предпринял попытку сделать
Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми
локтей. Всеволод (+ 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.
Почитание
святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко
к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава
Святополк (+ 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир
Мономах (+ 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные
раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (+ 1115), знаменитый
"Гориславич", упоминаемый в "Слове о
полку Игореве". Он "умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную
(церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно". Церковь
была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег "много понуждал и молил
Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи". Святополк не хотел,
"зане не он создал ту церковь".
Смерть
Святополка Изяславича (+ 1113) вызвала в Киеве новый
мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим
князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами
совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (+ 1123). "Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и
по стенам градским не уместились". Наутро, 2 мая 1115 года, в
Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой,
началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: "и
повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и
духовенство". За ним на других санях повезли святого Глеба: "с ним
шел Давыд с епископами и духовенством". (Олег
ждал всех в церкви.)
Это
разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался
небесным покровителем преимущественно Мономашичей,
святой Глеб - преимущественно Ольговичей и
Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем
"Поучении", говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем
Борис.
Вообще же имена Борис и Глеб так же,
как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей.
Братья Олега Гориславича носили имена Роман (+ 1079),
Глеб (+ 1078), Давыд (+ 1123), один из сыновей его
носил имя Глеб (+ 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия
Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у
святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб
(+ 1174), у Всеволода Большое Гнездо - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава
Полоцкого (+ 1101) - полный набор "борисоглебских"
имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.