Главная | Карта сайта | Библиотека |
Сказание о перенесении честной ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву
Во дни благоверного царя и великого князя, самодержца всей России, Михаила Феодоровича1, в патриаршествование же святейшего Филарета2, отца царева по плоти и духу, – в Персии царствовал шах Аббас3. Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, Аббас часто отправлял к нему послов с дарами4; подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами. В 7133 году от сотворения мира (от Рождества же Христова в 1625 году), в марте месяце прибыл в Москву к благоверному царю Михаилу от шаха некий славный посол, по имени Урусамбек; посол этот был отправлен вышеупомянутым шахом Аббасом. Урусамбек привез с собою послание и много ценных подарков благоверному царю Михаилу. Кроме того он принес с собою послание и драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету, – именно: ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В этом послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена, во время завоевания Иверской страны5, в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов; взяв эту ризу, шах и отправил ее в дар святейшему патриарху московскому. В том же послании персидский шах прославлял великое имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в таких словах:
– Кто не будет чтить Его (Господа Иисуса Христа), как Бога, тот пусть будет сожжен на огне без всякого милосердия; и да будет достоин всякой чести и прославлен тот, кто разожжет огонь для такого богохульника.
Святейший патриарх Филарет с радостью принял сей великий дар, более драгоценный, чем все земные, самые дорогие, подарки; потом патриарх Филарет призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев; одни из сих старцев прибыли в Москву из Иерусалима, другие из стран греческих; среди них был, между прочим, Нектарий, впоследствии архиепископ вологодский и великопермский, а также и Иоанникий, незадолго перед тем прибывший в Москву со святейшим Феофаном, патриархом иерусалимским. Святейший патриарх Филарет спросил этих старцев-греков, – знают ли они что-нибудь о ризе Господней и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал то. что ему было известно о ризе Господней. Между прочим архиепископ Нектарий сказал:
– Когда я был архидиаконом у святейшего патриарха константинопольского, случилось мне быть посланным от него ради некоторых церковных надобностей в страну Иверскую. Был я здесь случайно в церкви, именуемой "Илета"; здесь я заметил на правом клиросе у первого столпа много возженных свет. Я спросил священников, бывших там:
– Что это?
Они отвечали мне, что здесь положена риза Христова; сказали, что принес ее один из воинов их страны, бывший в Иерусалиме при распятии Господа; поведали также, что много чудес творилось сею ризою Христовою.
Другие из греков сказали святейшему патриарху, что везде, – как в Палестине, так и в странах греческих, – правоверные единогласно утверждают, что риза Господня находится в Иверии; этот воин получил по жребию ризу Господню6, после чего отнес ее в свою родную страну – Иверию и отдал ее здесь, как драгоценный подарок, своей родной сестре, бывшей отроковицею; вслед затем этот воин поведал всем о том, что было в Иерусалиме с Господом Иисусом Христом. Отроковица, услыхав рассказ того воина, возлюбила ризу Господню и с благоговением хранила ее. Спустя непродолжительное время после этого, отроковица та умерла. Умирая, она завещала погребсти ее тело, вместо обычных погребальных одежд, в ризе Господней. Так и было сделано. Спустя некоторое время над могилою той отроковицы выросло большое и очень красивое дерево. В царствование великого Константина, императора греко-римского7 (когда Иверия была просвещена святым крещением), из этого дерева стало истекать благовонное и целебное миро; этим миром помазывались все, одержимые какою-либо болезнью или недугом и получали исцеление. Правоверные цари иверские, видя таковые славные чудеса, выстроили над тем древом красивую церковь, и назначили быть при ней епископу. По прошествии многих лет, когда, по попущению Божию, персы пленили в первый раз Иверию, тогда они разорили и ту церковь, при которой находилось то мироточивое древо. Впоследствии Иверия освободилась от ига персидского; однако древа там уже не было, миро многоцелебное уже не истекало из места того; только столп означал то место. Что же касается до ризы Господней, то все единогласно утверждали, что она находится в Иверии; многие полагали, что она взята была, по смотрению Божию, во время пленения персидского, верующими с того гроба для сохранения в неприкосновенности; каким же образом она оказалась потом в церкви митрополии, – об этом не сохранилось никаких известий.
Святейший патриарх Филарет выслушал все сообщения о ризе Господней; потом посоветовался с преосвященными российскими архиереями (тогда было время святой четыредесятницы): по совету с ними был объявлен строгий пост и молитва. Потом, совершив всенощное бдение в неделю крестопоклонную, святейший патриарх повелел ризу Христа Спасителя и Бога нашего возлагать на недужных подобно тому, как в древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца крест Христов для удостоверения всех в его истинности8. И как тогда крест Христов был узнан по причине силы, коею воскрес мертвец, так и теперь подобным же образом все удостоверились в истинности ризы Господней; ибо от нее получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.
И благоверный царь и святейший патриарх преисполнились великой радости о такой благодати; потом приказали устроить в великой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, на западной стороне, в правом углу, почетное и особо украшенное место, где было изображение живоносного гроба Христова. Здесь и была положена честная риза Господня. Сия риза и доселе зрится и с благоговением почитается всеми; от нее и доныне подаются исцеления всем болящим, притекающим к ней с верою9.
Установлено же было празднование положения честной ризы Господней в 10 день месяца июля10 во славу Христа, Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Днесь притецем вернии в божественное и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившаго сию плотию носити, а на кресте святую Свою кровь излияти, еюже искупи нас от работы вражия. Темже благодаряще вопием ему: спаси православнаго императора нашего, Николая Александровича, и святителей, и град, и вся люди честною твоею ризою защити, и спаси душы наша, яко человеколюбец.
Кондак, глас 4:
Одеяние нетления, спасительнаго целения всем человеком Владыко, даровал еси Твое божественное сокровище честную ризу, яже есть хитон, еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси: сию желанием приемлюще светло празднуем, страхом же и любовию, яко Благодателю воспевающе, зовем Ти Христе: сохрани в мире благовернаго императора нашего Николая Александровича, и святителей, и вся люди, по велицей Твоей милости.
_____________________________________
1 Михаил Феодорович
царствовал с 1613 г. по 1645 г.
2 Патриаршествовал с 1619 г.
по 1633 г.
3 Шах Аббас I, по прозванию
Великий, управлял Персией с 1586 г. по 1628 г. Аббас I был одним из самых
замечательных государей Персии. Он сделал много полезных для страны реформ,
преобразовал военное устройство страны, строил дороги и мосты, заботился о
возобновлении и украшении городов и старался оживить торговлю с Индией и
Европой. К христианам относился милостиво.
4 Шах Аббас поддерживал
дружественные сношения с Михаилом Феодоровичем в торговых и политических целях.
Он отправлял часто полов и в другие европейские страны: Францию Англию, Испанию
и Нидерланды.
5 Иверия – современная
Грузия. Она была завоевана (не вся, а большая ее часть) шахом Аббасом в 1613 г.
Начало христианству положено было в Грузии проповедью св. Нины равноапостольной
в нач. IV в. (память ее – 14 января). Антиохийский патриарх Евстафий (323-340
гг.) учредил архиепископию в главном иверском городе Мцхете, которая была
подчинена сначала антиохийскому, а потом константинопольскому патриарху. При
антиохийском патриархе Петре (493-495 гг.) состоялось соборное определение о
том, чтобы церковь Иверская была автокефальною (самостоятельною). В 1783 г.,
когда грузинский царь Ираклий признал над собою верховную власть России,
иверские первосвятители Высочайше пожалованы были званием Членов Свят. Синода,
а в 1811 годя для управления Грузинскою церковью учрежден был Грузинский
экзархат.
7 Управлял римскою империей с
306 г. по 337 г.
8 Подробнее об этом см. под
14 числом сентября месяца.
9 Ныне две части ризы
Господней находятся в Петербурге: одна в Придворном соборе, другая в
Петропавловском.
10 Событие перенесения честной
ризы Господней имело место в марте месяце, во время великого поста; но ради
великопостного времени празднование перенесения честной ризы Господней
перенесено на 10 июля; этот день был кануном торжественного дня коронования
царя Михаила Феодоровича. Службу на день Положения ризы Господней составил
Киприан, митрополит Крутицкий. В этой службе, призывая верных к поклонению
Божественной и целебной ризе Спасителя, Церковь возглашает, что эта риза есть
хитон, драгоценный и по силе целения, и потому, что ею облекалась святая и
живоносная плоть Богочеловека. Облеченный ризою, "совершен сый по существу
Бог, и человек виден бысть совершен: Богочеловеческий образ уверяя,
Божественной плоти Своея ризы нам, яко стену и покров, даровал есть. Божественныя
ризы Твоея приближением нас освятил еси". В день праздника Ризы Господней
священнослужащий выносил ее, по подобию креста, на голове на средину храма для
поклонения. Посему в песнопениях церковных мы слышим призывание: "Кресту
Твоему честному и ризе святей покланяемся, Преблагий, и любовию облобызаем".
Об установлении этого праздника было объявлено царскими и патриаршими
грамотами. Это видно из грамоты тверского архиепископа к калязинскому игумену –
Евфимию. "В нынешнем 1626 году, – пишет архиепископ, – в 24 день января,
присланы к нам от Государя Царя Великого Князя Михаила Феодоровича и всея
России и от Великого Государя и Отца нашего святейшего патриарха Филарета
Никитича Московского и всея России грамоты. В них написано: в прошлом 1625
году, в 11 день марта, приходил к Царю Михаилу Феодоровичу и святейшему
патриарху Филарету Никитичу из Кизыл-Баш от государя Аббас-Шаха посол, Грузинец
Урусамбек, и после поклона царю и святейшему патриарху поднес последнему
украшенный драгоценными каменьями золотой ковчег с срачицею или хитоном Иисуса
Христа. В тот же день, на своем дворе Великий Государь и отец наш, святейший
патриарх Филарет, со своими сослужебниками – Киприаном митрополитом Сарским и
Подонским, с Нектарием, архиепископом Греком, с архимандритами, игуменами,
протоиереями и всем священным собором осматривали ковчег и видели в нем ризу
полотняну, тканую, красноватую и давних лет. В 18 день марта святейший патриарх
Филарет говорил с сыном своим, царем и Великим князем Михаилом Феодоровичем,
что святыня, которую называют срачицею Христовою, прислана от иноверного царя
Аббас-Шаха, и что без истинного свидетельства принять ее нельзя: слово неверных
без испытания во свидетельство не приемлется. Посему собором 26 марта из
патриарха, архиепископа, архимандритов, игуменов и старцев в монастырях уложили
семидневный пост и молитву, а священнослужителям прочих храмов служити литургию
и молитися, чтобы Господь Бог о той святыни проявил волю Свою. Благодатию и
человеколюбием и неизреченною милостию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа до исполнения седмицы совершились от ризы Господней многия исцеления; а
кому именно, в который день и от какой болезни, о том подлинная роспись
прислана к нам в Тверь, за печатию Великаго Государя и Филарета Никитича,
святейшаго патриарха Московскаго и всея России. Итак тебе игумену со
иеромонахами и братиею собраться в соборную церковь и велеть здесь главному
диакону прочитать во услышание всем людям сию нашу грамоту и по прочтении ее
совершить Господу молебствие со звоном".