Главная | Карта сайта | Библиотека |
Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты, Феодотии и Евдоксии
Святой угодник Божий Кир родился и
получил воспитание в египетской стране, в городе Александрии, построенном
Александром Македонским. По своим познаниям они был знаменитый врач и исцелял
телесные болезни совершенно бесплатно, а своими боговдохновенными речами и
примером своей добродетельной жизни врачевал душевные недуги людей. Приходя к
больным, он излагал им не советы Галена, или Гиппократа1,
но наставления святых апостолов и пророков о том, как сохранить себя от
греховных недугов, которые бывают причинами телесных болезней: болезни душевные
- суть более тяжкие недуги по сравнению со всеми болезнями тела; когда душа
тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой
болезни, попускаемой Богом в наказание за грехи. Так поучая больных, а равно,
проповедуя им и Божественное учение, Святой Кир многих язычников привел к
познанию Бога истинного и сделал их христианами, уврачевав своим замечательным
искусством их души и тела.
В это
время царствовал нечестивый царь Диоклетиан, воздвигали гонение на христиан.
Святой Кир, славный александрийский врач был обвинен пред начальником города в
том, что он - христианин и многих наставляет в христианской вере; начальник
повелел тотчас схватить его. Святой Кир, узнав об этом, бежал из города и из
страны египетской и пришел в Аравию. Это он сделал, не из страха мук, или
смерти за Христа, но частью-последуя словам Христовым: "когда вас гонят
в одном городе, бегите в другой" (Мф.10:23), частью из желания
продолжать свою помощь ближним, а частью желая лучше приготовить себя к
страданиям за Господа своего в иноческом звании. В виду этого, он, по прибыли в
Аравию, тотчас принял иноческий ангельский образ. Самое прибытие его в Аравию
произошло по особому Божьему промышлению, чтобы он и там привел многих к
Христу, избавил от греховного служения идолам, и наставил их на путь спасения.
Он оставил там и врачебное свое искусство, ибо получил от Бога дар
чудотворения, и уже не лечением и травами, а молитвами и словом исцелял всякие
болезни. Чрез эти его чудотворения прославлялось имя Христово и многое
множество идолопоклонников, оставляя свои заблуждения, обращались к Христу,
Истинному Богу.
В это
время жил в Едесе2 Святой Иоанн,
благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось
Диоклетианово гонение на христиан, он оставил свое воинское звание и славу мира
сего, свое отечество, дом и родных, свое богатство, - все это считая суетою, и
пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о святом
Кире и о совершаемых им чудесах, слава которых распространилась повсеместно. Он
возымел сильное желание видеть святого Кира и жить вместе с таким великим
угодником Божьим. Для сего Иоанн отправился прежде всего в Александрию, отыскивая
Кира, но, не нашедши его там, усердно расспрашивал, где он. Затем, узнав, что
Святой Кир живет в Аравии, Иоанн поспешно отправился туда и, нашедши его,
привязался к нему всею душою и был как самовидцем его чудес, так и усердным
подражателем его добродетельной жизни.
В то же
самое время была схвачена, для истязания за имя Христа, одна боголюбивая
женщина, по имени Афанасия, со своими тремя дочерьми: Феоктистою, Феодотией и
Евдоксией, и была отведена в город Каноп3, в
котором жил языческий жрец Кассиан, а градоправителем был Сириан. Услышав об
этом, святые Кир и Иоанн стали опасаться, чтобы юные отроковицы не отпали от
Христа, как вследствие страха пред угрозами мучений, так и вследствие соблазна
льстивыми обещаниями, - тем более что они были очень юны: старшей из них
Феоктисте было пятнадцать лет, второй - Феодотии тринадцать, а младшей Евдоксии
- одиннадцать лет. Святой Кир сомневался и относительно твердости матери их
Афанасий, опасаясь, как бы она, ради дочерей, - чтобы не подвергнуть их тяжким
мучениям и не видеть беспощадно проливаемой их крови, не склонилась к
языческому нечестию; ибо известно, как матери, повинуясь естественному чувству,
болеют сердцем о детях своих. Поэтому он отправился в тот город, чтобы утвердить
в исповедании Христовой веры отроковиц и матерь их и подготовить их к
безбоязненному и мужественному перенесению мучений. За святым Киром последовал
и Святой Иоанн, оба они отправились в город Каноп. Явившись к Афанасий с
дочерьми, находившимся в заключении, они обширными вдохновенными речами
утверждали их в любви к Господу Иисусу Христу, и убеждали их ревностно предать
за Него свои души. Об этом тотчас было донесено градоправителю Сириану. Один из
язычников пришел к нему и сказал:
- В нашем
городе явились какие-то новые и никому неизвестные люди: один в иноческой
одежде, а другой в воинской. Они убеждают взятых ныне дев не покланяться нашим
богам, но оставаться в своей нечестивой вере, а равно не повиноваться царским
повелениям. Они убеждают их почитать одного лишь некоего Иисуса и Ему воздавать
Божественные почести, пренебрегая смертью.
Услышав об
этом, Сириан исполнился ярости и повелел тотчас схватить обоих мужей и привести
к себе. Святые Кир и Иоанн были немедленно схвачены и представлены нечестивому
судье Сириану на допрос. Посмотрев на них, он спросил:
- Подлинно
ли вы, окаянные враги наших богов, стараетесь обольстить девиц и всякими
ухищрениями увеличить число христиан для уничижения царя нашего? Если вы доселе
были безумны, то, по крайней мере, теперь оставьте вашу ложную веру,
исполненную всякого волхования, и постарайтесь умилостивить богов молитвами и
жертвами, чтобы не только избавиться мук, приготовленных для вас, но и
удостоиться от нас почестей. Если же не сделаете этого, то узнаете ярость и
неумолимый гнев не только Сириана, или Диоклетиана, но и самих богов, которых
вы хулите, - узнаете богов, хотя бы они были самыми милосердыми карателями
своего бесчестия.
На это
святые Кир и Иоанн отвечали:
- Мы не
имеем обычая говорить много. Знай твердо, что мы ни пустых ваших почестей
никогда не захотим, ни Христа не отвергаемся, хотя бы нам пришлось и пострадать
за Него.
Тогда
Сириан воспламенился еще большею яростью, заскрежетал зубами и сказал:
- Вам,
нечестивым, следовало бы быть благодарными судье за человеколюбие. Если в вас
есть сколько-нибудь разума, откажитесь от своего заблуждения, чтобы избавиться
грозного наказания. Но так как я не вижу у вас ничего другого, кроме гордости,
непокорства и суетного высокоумия, то нечего тратить много слов; нужно скорее
взяться за дело. Тогда вы получите и желательную вам награду, и царскому
повелению, хотя бы и против воли, покоритесь.
Сказав
это, он велел привести девиц с матерью и начал различными способами мучить пред
ними святых мучеников Кира и Иоанна: бил их бичами, сокрушал кости толстыми
палками, опалял свечами, а обожженные члены поливал уксусом и посыпал солью,
после чего обтирал их острыми рубцами власяницы, - ноги же обливал кипящею
смолою. Употребляя на них все, изобретенные яростью, средства мучительства, он
не оставил ни одного из них, частью, чтобы отомстить им за смелость и сломить
их мужество, частью же, чтобы устрашить юных девиц и мать их, смотревших на
лютые мучения. Но ни в чем не имел успеха богомерзкий мучитель: ни мужества
святых страстотерпцев он не поколебал, ни девиц и их матери устрашить не мог.
Тогда он повелел развязать святых и начал мучить святую Афанасий и ее дочерей.
После долгих мучений, он исполнился Великого стыда, так как немощной женский пол
в мужественном перенесении страданий ничем не отличался от стойких и
непреклонных духом святых мужей - Кира и Иоанна. Они имели ту же веру и любовь
к Христу, те же муки перенесли за Него, то же самое мужество, при Божьей
помощи, обнаружили. Они страдали как бы в чужом теле, нисколько не обращая
внимания на муки. они обращали свои взоры к возлюбленному Жениху своему, Христу
Богу, Который взирал с высоты Своей славы на страдания невест Своих и подавал
им Свою помощь. Мучитель, повелев отвязать святых мучениц от орудий страдания,
осудил их на усечение мечом. Они; шли на смерть с радостью, как бы на брак.
Всем им: блаженной матери Афанасий и ее трем благословенным дочерям: Феоктисте,
Феодотии и Евдоксии, были отсечены мечом их честные главы.
После
казни святых мучениц, святые Кир и Иоанн снова были подвергнуты допросу.
Мучитель обратился к ним с пространною речью, как бы обнаруживая заботу о их
здоровье, показывал дары, обещая новые мучения и, наконец, угрожая смертною
казнью. Когда он увидел, что напрасно потерял труд, то произнес такое
окончательное решение:
"Киру,
последователю Галилейского Учителя, и Иоанну, его единоверцу, презревшим
царское повеление и отказавшимся принести жертвы великим богам, повелеваем
отсечь головы по закону царскому".
Воины,
взявши мучеников, отсекли им головы на том самом месте, где и святые девицы с
матерью положили свои души за Господа своего, в 31-й день января4. Тайные христиане, взяв их святые тела,
похоронили их с почетом в церкви святого апостола и евангелиста Марка в
отдельных гробах: в одном - святых мучеников Кира и Иоанна, а в другом святую
Афанасию с дочерьми. Спустя много лет, в царствование благочестивого царя
Феодосия Младшего5, Святой Кирилл, патриарх
Александрийский6, по повелению Божьему чрез
ангела, перенес мощи святых мучеников Кира и Иоанна в селение, называемое
Мануфином7, для прогнания оттуда множества
бесов, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки,
аминь.
Тропарь,
глас 5:
Чцдеса
святых Твоих мученик, стену необориму нам даровавый Христе Боже: тех молитвами
советы языков разори, царства скипртры укрепи, яко един Благ и Человеколюбец.
Кондак,
глас 3:
От божественныя
благодати дар чудес приемше святии, чудодействуете непрестанно вся наша страсти
рукодейством секуще невидимым, Кире богомудре со Иоанном славным: вы бо
божественнии врачеве есте.
________________________________________________________________________
1
Гален - знаменитый ученый греческий врач, родившийся в 131 г. по Р. Хр и
умерший в самом начале III века, он был придворным врачом при современных ему
римских императорах Гален имел громадное влияние на врачей всего мира, и
авторитет его был непоколебим в глазах их вплоть до XVI века. - Гиппократ -
другой знаменитый греческий врач, живший много ранее Галена (с 460 по 356 г до
Р. Хр); от него осталось несколько сочинений, на которых воспитался и Гален.
2
Едес - город в Киликии, юго-восточной области Малой Азии.
3
Каноп - город в Нижнем (северном) Египте.
4
Мученическая кончина св. Кира и Иоанна последовала в 311 году.
5
Император Феодосий II, или Младший царствовал с 408 - 450 г.
6
Святой Кирилл I был патриархом с 412 - 444 г.
7
Мануфин, или Мануф находился недалеко от Канона. - Впоследствии мощи святых
Кира и Иоанна были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.