Главная | Карта сайта | Библиотека |
Страдание святых мучеников Ермила и Стратоника
В царствование Ликиния1, нечестивого и весьма ревностного
идолопоклонника, всем христианам угрожала мучительная смерть. Их разыскивали по
всем странам, городам и селениям. И всякий, кто, найдя христианина, доносил о
нем царю, входил чрез то в милость к нему и удостаивался великих почестей.
Посему все, из угождения царю, начали разыскивать и преследовать христиан.
Однажды,
когда Ликиний сидел на троне и производил суд, один воин подошел к нему и
сказал:
- Есть здесь
христианин по имени Ермил, имеющий среди христиан сан диакона; давно уже служа
Христу, он смеется над нашими богами и над тобою, царь, и не хочет знать тебя.
Услышав
это, царь повелел отыскать и схватить Ермила. Святой молился, воздавая руки к
Господу Богу своему, когда пришли к нему посланные от царя. Узнав, что его
берут на суд и мучение за Христа, он возрадовался и возвеселился, и последовал
за воинами не как насильственно ведомый, но - с бодрою поспешностью, как будто
бы шел для получения почестей. Полный благородного мужества, предстал он пред
царем. Увидев его, Ликиний спросил:
- Скажи
нам, точно ли ты христианин, как мы слышали о тебе?
- Я, -
отвечал Ермил, - не только свободно признаю себя христианином, но заявляю, что
я посвящен пред невидимым Богом и предстою пред Ним в сане диакона".
- Будь же
диаконом, то есть служителем2, и наших богов,
- сказал царь.
На это
предложение царя мученик с презрением ответил:
- Мне думается,
царь, - ты или глух или безумен. Я сказал тебе, что служу невидимому Богу, а не
тем вашим идолам которые, будучи видимы, сами ничего не видят и не понимают,
что значит быть диаконом. В обольщении ты почитаешь их за богов между тем как
они суть бездушные и глухие камни и деревья, изделия рук человеческих, которые
больше заслуживают того, чтобы над ними смеялись, чем - чтобы покланялись им.
Царь не
мог более слышать свободных речей мученика и тотчас приказал бить его по
ланитам особенными медными орудиями, заранее приготовленными для мучения, и при
этом - приговаривать:
- Не будь,
Ермил дерзок языком, почитай царя, принеси жертву богам и избавь себя от
мучения.
Святой же,
казалось, не только не чувствовал никакой боли во время сильнейших побоев, но еще
смеялся над бессилием мучителя. Потом, возвысив голос, он громко сказал царю;
-
Множество ран примешь ты сам и страшную руку Божью познаешь на себе за то, что,
оставив своего Создателя, обращаешься к глухим и немым богам в особенности же -
за то, что и других, как бы завидуя их спасению, хочешь насильственно привести
к такой же погибели.
После
этого царь повелел отвести святого Ермила на три дня, в темницу, рассчитывая,
что он одумается и раскается в своей смелости. Мученик же по дороге воспевал:
- "Господь
за меня - не устрашусь: что сделает мне человек" (Пс.117:6). "На
Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть" (Пс.55:5).
При входе
же в темницу он воспел:
- "Пастырь
Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя,
и приди спасти нас" (Пс.79:2,3).
И Господь
не забыл раба Своего, но послал для утешения и укрепления его, ангела, который,
явившись, сказал ему:
- Ермил!
будь мужествен, говори, не умолкай и не бойся, ибо скоро ты одержишь победу над
замыслами мучителя и получишь за страдание пресвятый венец свыше.
Так Бог,
вооружив Своего воина на подвиг, опоясал его силою, укрепил руки его на борьбу
и дал мышцам его как бы медный лук и щит спасения.
По
прошествии трех дней, царь снова потребовал Ермила на суд и сказал ему:
-- Раскаялся
ли ты и согласен ли принести жертвы богам, чтобы освободиться от предстоящих
тебе мук? Или ты все еще одержим безумием, и сам готовишь себе погибель?
Воин
Христов во славу укрепившего его Господа, мужественно отвечал на это:
- Царь! я
уже сказал тебе раз, и тебе следовало бы удовольствоваться моими первыми
словами и более не спрашивать меня. У меня есть Бог Небесный; Им Одним я живу,
ему готов принести себя самого в жертву, и от Него ожидаю получить великую
помощь себе.
- Посмотрю
я, поможет ли тебе Живущий на небе, - сказал царь, и тотчас приказал шести
сильным и жестоким воинам растянуть его на земле и нещадно бить.
Святой
терпеливо переносил мучение, - как будто бы били не его, - и так молился Богу:
- Господи
Боже мой! ради меня Ты претерпел раны и побои при Понтийском Пилате3; укрепи же меня Сам в моих страданиях за Тебя,
пошли мне силу перенести эти муки, чтобы чрез участие в страданиях Твоих
сделаться мне достойным быть участником и вечной славы Твоей.
Когда
Святой молился Так, вдруг внезапно послышался голос с неба, который говорил:
- Аминь,
аминь, Ермил! чрез три дня ты избавишься от этих мучений и получишь великую
награду за свои страдания.
Этот голос
придал мученику великое мужество и силу, на мучителей же навел великий страх и
трепет; они пали на землю и не могли ничего делать. Пришел в трепет и царь,
однако не хотел признать силы Божьей. По его приказанию, Святой мученик снова
был отведен в темницу.
Сторожем
темничным, которому было поручено стеречь мученика, был Стратоник. Он был
тайным христианином и другом святого Ермила. Сердце его сокрушалось при виде
страданий мученика, но в то же время он радовался в душе его мужеству и
твердости, лишь не решался сам пойти на такие страдания.
Входя в
темницу, Святой Ермил пел:
- "Господь
- свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого
мне страшиться?" (Пс.26:1)
Небесный
свет свыше озарил его, и опять послышался голос, который призывал мужественно
переносить страдания и обещал конец их по прошествии трех дней.
По утру на
другой день царь снова призвал святого на судилище. Он предстал пред ним со
светлым лицом, веселым взором и с радостью в сердце. Мучитель, качая головой и
смеясь над мучеником, сказал:
- Отвечай
нам, - какую пользу принесла тебе мрачная темница? убедили ли тебя перенесенные
страдания подчиниться царскому закону и воздать богам приличествующую им честь?
Или нужно будет придумывать еще мучения против упорства твоего сердца?
- Мрачная темница,
- отвечал мученик, - просветила меня; на душе у меня покойно, радостно и
светло, что подает мне добрую надежду на получение будущей награды; и я весьма
удивляюсь, почему нисколько не рассеивается тьма, в которую ты погружен и
которая скрывает истину от твоих душевных очей.
Когда
Святой обличал, таким образом, заблуждение царя, Ликиний воскликнул:
- Ты, как
видно, ни к чему другому не способен, как только к тому, чтобы, по
невоздержности своего языка, по дерзости и безумно, открыто глумиться надо мною.
Отвечай же и говори прямо, принесешь ли жертву богам и подчинишься ли нашему
приказание, или же подвергнешь себя заслуживаемым тобой мучениям?
- Ты уже
слышал царь, что я отвечал, - сказал мученик Христов Ермил, - и ничего не
услышишь от меня более; делай, что хочешь, исполняй - что задумал.
Разгневанный
Ликиний приказал растянуть святого нагим на земле и бить палками по животу.
Святой среди истязания имел одну радость - во Христе и молился, возводя к Нему
душевные очи:
- "Поспеши,
Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне" (Пс.69:2).
Терпение
святого привело мучителя в еще большую ярость, и он приказал терзать живот его
орлиными когтями:
- Пусть
видит, - сказал он, - своими глазами внутренности свои.
Мученик же
говорил:
- "Сердце
мое и плоть моя восторгаются к Богу живому" (Пс.83:3). "Как
туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои"
(Пс.62:6).
Стратоник
смотря на такие нечеловеческие мучения святого Ермила, своего друга, и на
растерзание утробы его, начал плакать.
Увидев
это, некоторые из окружающих тотчас донесли царю, говоря:
-
Темничный сторож Стратоник не скрывает своего участия в христианском
заблуждении и своей дружбы с Ермилом, потому что жалеет и плачет о нем.
Царь,
призвав Стратоника, спросил: "друг ли ты Ермилу?" Стратоник не желая,
как ученик истины, говорить неправды, и видя, что настало для него время
совершить подвиг, назвал себя другом Ермила и христианином обличил бездушие
идолов и безумие поклоняющихся им и прославил единого Бога, Творца неба и
земле. Разгневанный царь приказал обнажить Стратоника и бить его палками по
всему телу. Среди мучений, страдалец возводил очи к своему другу, святому
Ермилу, и говорил:
- Молись
обо мне Христу, Ермил чтобы Он помог мне твердо и непоколебимо соблюсти веру и
возвыситься над своими мучителями.
При этом
он убеждал Ликиния перестать покланяться слепым и бездушным идолам и бояться
наказания от истинного Бога, в руки которого впасть страшно (Евр.10:31).
Святого
били до тех пор, пока он не замолчал в изнеможении от ран. После этого царь
приказал обоих и Стратоника и Ермила, заключить в темницу. Святой Стратоник
молился и говорил:
- "Не
помяни грехов моих предков" (Пс.78:8).
И оба
взывали к Богу:
- "Помоги
нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего" (Пс.78:9).
В ответ на
это, послышался Божественный голос, который говорил:
- Вы
совершили течение, сохранили веру, и вам уготован венец правды (ср.
2Тим.4:7-8), который получите по утру.
С
наступлением утра, Ермил был снова приведен на судилище, и Ликиний спросил его:
-
Принесешь ли жертву богам?
- Что
прежде говорил тебе, - отвечал Святой, - то повторю и теперь. Жги, секи, и -
как хочешь - мучь меня, ибо я привык не бояться убивающих тело, души же не
могущих убить (ср. Мф.10:28).
Мучитель
приказал повесить святого на дереве и резать ножами тело его. Среди жестоких
мучений Святой непрерывно молился и говорил:
- Будь мне
Помощником Господи, Спаситель мой!
- Не
бойся: с тобою Я, Бог твой! - услышал он голос свыше.
После
этого царь осудил святого Ермила на потопление в реке Истре4.
Он увещевал потом и святого Стратоника принести жертву богам.
- Иначе и
ты, окаянный, - говорил он, - пострадаешь подобно своему другу.
Блаженный
Стратоник отвечал:
-
Действительно, я был бы окаянным, если бы послушался твоего безумного
приказания. Как же я могу желать жизни, когда мой друг умрет за Христа?
- Что же?
разве ты хочешь умереть с Ермилом? - спросил Ликиний.
Святой
Стратоник отвечал:
- Весьма
хочу! Истинным друзьям надобно вместе и бедствия переносить, и благами
наслаждаться. Что же для нас приятние страданий и смерти за Христа?
Потеряв
всякую надежду на успех, Ликиний осудил и святого Стратоника на такую же
смерть, - чтобы его утопили в воде вместе со святым Ермилом. Обоих святых
мучеников повели к реке. По дороге они радостно пели:
- "Слава
в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"5
Когда
воины привели их к реке Истре, то положили их в сети и бросили в глубокое место;
и, таким образом, река приняла тела святых мучеников, небо же вселило в свои
обители души их6. На третий День верующие
нашли на берегу их святые тела и с честью похоронили их на расстоянии
восемнадцати стадий от города Сингидона7. При
этом их положили в одном гробе, чтобы у них все было: общее исповедание Христа,
общая темница, общие мучения, общее потопление, общее погребение тел, их общая
и слава на небе благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа,
Которому с Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне
и присно, и во веки веков аминь.
________________________________________________________________________
1
Ликиний был сначала соправителем восточного императора Максимиана Галерия с
титулом Августа. По смерти Галерия, устранив своих соперников, он в 312 г.
сделался императором Востока, в то время как Константин Великий стал
императором Запада. Тогда как Константин Великий покровительствовал христианам,
Ликиний угнетал своих христианских подданных, быть может, подозревая их в
сочувствии Константину. Впоследствии между Ликинием и Константином возгоралась
война; Ликиний был разбит, лишен власти и, наконец, казнен в 324 г.
2
Диакон - в переводе с греческого значит собственно: служитель, в смысле низшего
священнослужителя.
3
Понтийский Пилат был римским правителем Иудеи, при котором пострадал и предан
был на смерть Господь наш Иисус Христос.
5
Слова ангельского благовестия при Рождестве Христов. (Лк.2:14)
6
Кончина св. мучеников Ермила и Стратоника последовала около 315 года.
7
Сингидон - ныне Белград, город на правом берегу Дуная, в нижнем течении его,
столица Сербии.