Главная | Карта сайта | Библиотека |
Крещение Господне
Господь наш Иисус Христос, по возвращении
своем из Египта, пребывал в Галилее, в городе своем Назарете, где был воспитан,
сокрывая от людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилетнего
возраста, ибо не возможно было у иудеев никому ранее тридцатилетнего возраста
принять сан учителя или священника. Посему и Христос не начинал Своей проповеди
и не являл Себя Сыном Божьим и "первосвященником великим, прошедшим
небеса" (Евр. 4:14), до тех пор, пока не достиг означенного возраста.
В Назарете Он пребывал с Пречистою Своею Матерью, сначала при мнимом отце
Своем, Иосифе древоделе, пока тот был жив, и занимался вместе с ним
плотнической работою; а потом, когда Иосиф умер, Сам продолжал то же дело,
добывая трудами рук Своих пропитание для Себя и для Пречистой Богоматери, дабы
и нас научить трудолюбию (Лк. 3:23). Когда же исполнялся тридцатый год Его
земной жизни и наступало время Его Божественного явления народу Израильскому,
то, как говорит Евангелие, "был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в
пустыне" (Лк. 3:2), - глагол, посылавший его крестить водою и
возвестивший ему знамение, по коему Иоанн должен был узнать пришедшего в мир
Мессию. Об этом говорит в своей проповеди сам Креститель такими словами: "Пославший
меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего
на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым" (Иоан. 1:33).
Итак Иоанн, внимая глаголу Божьему, ходил по
всей стране иорданской, проповедуя "крещение покаяния для прощения
грехов" (Лк. 3:3), ибо Он был Тот, о Котором предрек Исайя: "Глас
вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези
Богу нашему" (Ис. 40:3; ср Лк. 3:4). И выходила к нему вся иудейская
страна, и иерусалимляне, и крестились все у него в реке Иордане, исповедуя свои
грехи (Мк. 1:5). Тогда пришел и Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, чтобы
креститься от него (Мф. 3:13). Он пришел в то время, когда Иоанн возвестил о
Нем народу, говоря: "идет за мною Сильнейший меня, у Которого я
недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он
будет крестить вас Духом Святым" (Мр.1:7-8). После сего возвещения
пришел Иисус креститься. Хотя Он и не имел нужды в этом, как безгрешный и
непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии и Сам бывший
источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего
мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Пришел Он
креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришел креститься, чтобы и
для нас устроить купель святого крещения. Он пришел к Иоанну еще для того, дабы
тот, узрев сходившего на крещаемого Святого Духа и услышав свыше глас Бога
Отца, был неложным свидетелем о Христе.
"Иоанн же удерживал Его и говорил:
мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф. 3:14)
Он духом узнал Того, о Ком за тридцать лет "взыграл радостно"
во чреве матери своей (Лк. 1:44), потому и сам требовал от Него крещения, как
находящийся под грехом ослушания, перешедшим с Адама на весь род человеческий.
Но Господь сказал Иоанну: "оставь теперь, ибо так надлежит нам
исполнить всякую правду" (Мф. 3:15).
Под правдою святой Златоуст разумеет здесь
заповеди Божьи, как будто бы Иисус говорил так: "поелику я совершил все
заповеди, какие даны в законе, и осталась только одна - относительно крещения,
то Мне подобает исполнить и эту". Крещение же Иоанново также было
Божественною заповедью, как это видно из слов Иоанна: "Пославший меня
крестить в воде сказал мне" (Иоан. 1:33). Кто же посылал? Очевидно,
Сам Бог: "был - сказано в Евангелии, - глагол Божий к Иоанну"
(Лк. 3:2). И еще потому крестился Иисус, будучи тридцати лет от роду, что
возраст тридцатилетнего, - по словам Златоуста и Фефилакта, удобопреклонен ко
всякому греху. Ибо возраст юношеский подвержен огню плотских страстей, при
тридцатилетнем же возрасте - времени полного раскрытия сил мужских - человек
подчиняется златолюбию, тщеславий, ярости, гневу и всяким грехам. Посему-то
Христос Господь медлил принятием крещение до этого возраста, дабы во всех
возрастах человеческой жизни исполнить закон и освятить все естество наше и
подать нам силу побеждать страсти и остерегаться смертных грехов.
После принятия крещения Господь тотчас же,
без всякого замедления, вышел из воды. Есть сказание, что святой Иоанн
Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал
его, доколе тот не исповедовал все грехи свои; после сего крещаемому
дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов не был задержан в
воде, и потому евангелие прибавило, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3:16).
Когда же Господь выходил из воды, над Ним
отверзлись небеса, блеснул свыше свет в виде молнии и Дух Божий в виде голубя
сошел на Крестившегося Господа. Подобно тому, как в дни Ноя голубица возвестила
об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя предуказало на окончание
потопа греховного. А в виде голубя святой Дух явился потому, что эта птица
чиста, любит людей, кротка, незлобива и не терпит ничего смрадного: так и
святой Дух есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и
устроитель мира: притом же Он всегда удаляется от человека, пресмыкающегося ее
смрадной тине грехов. Когда же Дух Святой сходил, как голубь, на Христа Иисуса
с неба, то слышался глас говоривший: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в
Котором Мое благоволение" (Мф. 3:17). И ему подобает слава и держава
во веки веков. Аминь.