Главная | Карта сайта | Библиотека |
Память преподобного Михаила Синкелла
Преподобный Михаил был родом из Иерусалима. Родители его, люди благочестивые, дали ему прекрасное образование. Он в совершенстве знаком был с древнегреческою литературою, хорошо изучил также и христианских писателей богословов и с молодых лет посвятил себя иноческой жизни.
По смерти его отца, мать его и сестры постриглись в одном из монастырей. Проводя добрую и богоугодную жизнь при строгом соблюдении воздержания, Михаил удостоился пресвитерского сана. По своей скромности и горячей любви к богомыслию, он удалился было в уединенное место, куда приходили к нему Феодор и Феофан исповедники1, для совместных богословских занятий; но патриарх Иерусалимский2, желая воспользоваться его дарованиями для нужд церковных, вызвал его оттуда и возвел в звание синкелла3. Потом ему дано было еще поручение особой в то время важности. В Риме тогда возгорелись оживленные прения по поводу иконоборческой ереси4; споры эти велись не только частно, в домах, но и публично, на улицах города, и сопровождались народными волнениями. Папа Римский обратился с просьбой к патриарху Иерусалимскому Фоме о содействии искоренению ереси и утверждению Православной Веры, по соборному святоотеческому преданию, и предложил ему несколько вопросов о сем. По этой просьбе папы от патриарха Иерусалимского послан был для умиротворения церкви и обличения ереси синкелл Михаил с его сотрудниками Феодором и Феофаном и другими просить царя - иконоборца Льва Армянина5, дабы он удержался от гонений на православие. Но Лев подвергнул его пыткам и послал в заточение. Хотя впоследствии он был освобожден из сего заточения, но в царствование императора Феофила иконоборца6, который, совершенно отвергши поклонение святым иконам, воздвиг жестокое гонения на Церковь Божию, преподобный Михаил с своими сподвижниками подвергся новым мукам. За исповедания истины Феодор и Феофан подверглись следующему поруганию: по повелению нечестивого царя на их лицах разожженными железными клеймами были отпечатлены - начертаны7 ругательные слова; отобрана была и находившаяся при них переписка патриарха Иерусалимского с папою Римским, хотя они и старались ее скрыть от гонителей правой веры. Но преподобные и преславные отцы нисколько того не устрашились и в своих убеждениях не поколебались, но, как твердые адаманты8, воспротивились требованиям иконоборца и мужественно защищали православное учение. Многократно они вели пространные беседы о православной вере и произносили речи против иконоборца-царя, за что и осуждены были им на изгнание. Блаженный Михаил сначала заключен был в дворцовую тюрьму, вместе с учеником своим и сподвижником Иовом, где на него возложены были тяжкие оковы, а потом, с тем же Иовом, сослан был в один монастырь (Павсиадский) в ссылку. За всё это время много было пролито святым горьких слёз; страдания надломили его здоровье, тело его сгорбилось; но духом исповедник оставался непоколебимо твёрд. Когда же, по смерти Феофила, воцарилась супруга его царица Феодора9 с сыном своим Михаилом и иконопочитание было окончательно утверждено10, а ревнители православного учения возвращены из ссылок и восстановлены в прежних должностях, правительница Феодора предложила исповеднику православной веры Михаилу занять кафедру Константинопольского патриарха, вместо низложенного патриарха иконоборца Иоанна Грамматика11, но он уклонился от этого, и патриархом поставлен был известный поборник православия, святой Мефодий12; Михаил же, в звании синкелла, получив в свое заведывание великий константинопольский соборный храм, успокоился после понесенных им тяжких испытаний. Благочестиво и богоугодно дожил он до 85-ти летнего возраста и с миром отошел ко Господу13.
________________________________________________________________________
1 Феодор и Феофан - так
называемые начертанные - родные братья - близнецы носили тогда сан иеромонахов;
память первого 27 - декабря, память второго - творца канонов - 11 октября.
2 Патриарх Иерусалимский
Фома I.
3 Синкелл - член патриаршего
совета, заведывавшего делами церковного управления. Синкеллы исполняли разные
поручения патриархов, были непосредственными свидетелями их жизни,
находившимися постоянно при них, и после смерти нередко их преемниками.
4 Иконоборческая ересь явно
обнаружилась при императоре Льве Исаврянине (717-741 г.), который был первым
гонителем св. икон; ему наследовали императоры-иконоборцы Константин Копроним
(741-775 г.) и Лев IV Хазар (775- 780 г.). Ересь эта осуждена была вторым
Никейским седьмым Вселенским собором (787 г.) в царствования Константина
Порфирородного, когда управляла делами, по малолетству царя, его мать - Ирина;
но и после соборного осуждения ересь эта еще долго существовала, до
окончательного восстановления иконопочитания в 842 г.
5 Лев Армянин, царствовал с
813-820 год. Преподобный Михаил синкелл послан был в Константинополь в 817
году. Еще ранее он заявил себя ревностным поборником православия в борьбе с
другими еретиками того времени, как то: павликианами, монофизитами и
несторианами.
6 Феофил царствовал с
829-842 года.
7 Отселе усвоено им названия
начертанные.
8 Адамант - (алмаз) -
камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая
оттого вреда. Это название в церковной литературе придается многим отцам и
учителям церкви, прославившимся твердостью своей веры и характера.
9 Феодора царствовала с
849-855 г., а Михаил, прозванный "пьяным", с 855- 867 г.
10 Восстановление
иконопочитания состоялось на Константинопольском соборе 842 года, и в память
сего торжества православия тогда же был установлен в Церкви особый "Чин
православия", совершаеиый и ныне в первый воскресный день св.
Четыредесятницы.
11 Иоанн VII,
прозванный за свою ученость Грамматиком, патриаршествовал с 832-842 год.
12 Святой Мефодий I патриаршествовал
с 842-846 г.
13 Преподобный Михаил Синкелл преставился 18-го декабря ок. 845 года. Св. мощи его в Константинопольском монастыре Пантократора видели русские паломники: Стефан новгородец в 1342 году, и иеродиакон Зосима в 1420 году. После преподобного Михаила Синкелла осталось несколько сочинений, лучшее из которых "Исповедание веры"; прочие его сочинения представляют собою несколько похвальных слов и несколько песнопений, между прочим - на восстановлениея иконопочитания.