Главная | Карта сайта | Библиотека |
Память святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила
Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Армаефма, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых1, и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина2. Так как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе другую жену - Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею. Огорчаемая поношением бесчадства3 не только от соперницы своей - Феннаны, но и от мужа, хотя и любившего ее, и от соседей и родственников, Анна сильно скорбела и много молилась Богу, ревностно исполняя заповеди закона Божие; каждое утро и каждый вечер возносила она свои святые приношения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие. Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из своего города в Силом4, чтобы рукою первосвященника Илия5 приносить жертву Господу Богу Вседержителю6.
И вот однажды, после жертвоприношения Богу, Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть роздал Феннане и ее сыновьям и дочерям, а другую отдал Анне, так как он любил ее более Феннаны, хотя у нее и не было детей: от этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, еще больших, огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ела и не находила отрады в утешения своего любящего мужа (1Цар.5:8); лицо ее огорчилось, и она не знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы, Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет:
- Господи Саваоф если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его.
Между тем, как Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей:
- Доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня!
- Нет, господин мой, - отвечала Анна, - я жена, скорбящая духом, вина я не пила; но изливаю душу мою пред Богом, не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
Тогда Илий
сказал:
- Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое.
И Бог действительно
не отверг моление Анны, и не только устами Илия сподобил, таким образом,
даровать ей плод, но и сподобил родившегося потом от нее сына пророческого
дара.
Восприявши с
несомненною верою обетование Божие, Анна с радостью возвратилась к мужу своему,
и чрез несколько времени зачала и родила Самуила7,
бывшего впоследствии пророком и руководителем народа Израильского. Когда
младенец
вскормлен был грудью, Анна в надлежащее время взяла его с собою и пошла в сопровождении мужа в Силом. Там она опять поверглась пред Господом Богом, воздавая Ему благодарение. По принесении жертвы, отец и мать подвели Самуила к первосвященнику Илии, и Анна сказала ему:
- Господин мой! Я - та женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу о сем дитяти, и исполнил Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его - служить Господу.
Илий благословил Анну и сказал:
- Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила.
Возрадовалась Анна и, поклонившись пред святилищем, в избытке сердца воспела молитвенную песнь: "возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем"8 (1Цар.2:1).
После сего, Елкана с благочестивою супругою своею возвратились в Армафем; Самуил же остался при скинии служить Господу. Впоследствии Анна имела еще трех сыновей и трех дочерей и уже в глубокой старости переселилась в вечные обители9.
________________________________________________________________________
1 Армафем, иначе Рама - город
в области Цуф, прилегавший к уделу колена Вениаминова. В этом городе имел свой
дом Самуил, когда был судиею Израильского народа; здесь он и проживал тогда и
помазал Саула на царство (1Цар.7:17; 9:5-27; 10:1-2).
2 Колено Левия не имело
своего удела; левиты жили среди других колен (Втор. 18:1-2).
3 Чадородие у Евреев
знаменовало благословение Божие, а бесчадство, наоборот, почиталось знамением
неблаговоления Божия и поношение среди людей.
4 Силом - город в колене
Ефремовом, почти в средине земли обетованной, по эту сторону Иордана. Здесь, по
переходе чрез Иордан и по завоевании земли обетованной, поставлена была скиния
Моисеева (походный храм Иудейский); здесь Евреи молились, справляли свои
праздники и имели свои совещания. Ныне остались одни развалины древнего города.
5 Илий - первосвященник и
вместе судия Израильский, из рода Ифамара, младшего сына Ааронова, первый
соединивший в своем лице и духовную и светскую власть, Он имел кроткий
характер, внушавший к нему любовь и доверие и нелицемерное правосудие, за
которое народ благословлял его; но доброта его доходила до слабости, что
особенно обнаружилось в его отношениях к своим сыновьям - Офни и Финеесу,
которые, будучи священниками, позволяли себе разные бесчиния в скинии, почему
Господь, после неоднократного вразумления, наказал их позорною смертью в плену.
6 Согласно закона Моисееву,
см. кн. Исх. гл. 23, ст. 17.
7 С еврейского языка:
"услышанный Богом", "выпрошенный от
Бога".
8 Эта чудно-возвышенная,
полная пророческого созерцания таин Промыслительного домостроительства,
проникнутая глубоким смирением, песнь изложена во 2-й главе первой книги Царств
и читается так: "Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в
Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении
Твоем. Нет столь святого, как Господь, ибо нет другого, кроме Тебя; и нет
твердыни, как Бог наш; не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не
исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук
сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из-за
хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и
оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает,
унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего,
посаждая с вельможами и престол славы дает в наследие; ибо у Господа основание
земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а
беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет
препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь свят. Да не хвалится мудрый
мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатой
богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет- и знает
Господа. Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и
вознесет рог Помазанника Своего".
Имя Мессии произнесено в первый раз; оно
соответствует наименованию Царя, и означает Помазанника, получившего
свыше особенные дары Святого Духа. Царем-Мессиею, или Христом, здесь
назван Тот обетованный Избавитель, Которого Иаков, в благословении Иуде,
предрек под именем Примирителя, Которому должны покориться народы (Быт. 4:10),
и Сам Бог в беседе с Моисеем нарек Пророком из среды братьев его (Втор.
18:18-19).
9 За 1 100 лет до Рождества
Христова.