Главная | Карта сайта | Библиотека |
Память святого Апостола Иакова Зеведеева
Святой Иаков, сын Зеведеев и брат
святого Евангелиста Иоанна Богослова, был одним из двенадцати Апостолов,
избранных Господом в ученики Себе из простых рыбарей. Позванный Иисусом
Христом, Иаков, вместе с своим братом, оставил корабль, отца и рыболовные сети
и пошел за Христом (Мф.4:21-22), следуя за Ним всюду, внимая речам Его и видя
чудеса, совершаемые Им. И Господь так возлюбил обоих братьев, что одному
позволил возлежать на персях Своих (Иоан.13:23), а другому (Иакову) обещал дать
пить чашу, которую Сам должен был испить (Мф.20:22-23). И сами Апостолы так
сильно возлюбили Господа своего и показали такую преданность Ему, что хотели
низвести на неверующих в Него огонь с неба, чтобы истребить их (Лук.9:54); и
они сделали бы это, если бы Сам милосердый Господь Иисус Христос не воспретил
им. Этим двум Апостолам, Иакову Зеведееву и Иоанну, а также Апостолу Петру
Господь преимущественно пред всеми другими Апостолами открывал Свои
Божественные свойства и Свои тайны, как это было, например, на Фаворе, когда
Господь, пожелав показать славу Своего Божества, взял с Собою Петра, Иакова и
Иоанна (Мф.17:1 и след.)
После
вольного страдания, воскресения и вознесения Господа нашего и по ниспослании
Святого Духа, святой Апостол Иаков прошел Испанию и другие страны с проповедью
слова Божия. Потом он снова вернулся в Иерусалим и был здесь грозен для иудеев,
как гром (Марк.3:17) ибо мужественно и дерзновенно проповедывал Иисуса Христа,
говоря, что Он есть истинный Мессия, Спаситель мира. Иаков побеждал в спорах
фарисеев1 и книжников2,
обличая и укоряя их за жестокосердие и неверие. Они же, не будучи в силах
противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени
Гермогена, дабы он вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его. Но волхв,
будучи гордым, не пожелал сам беседовать с Иаковом, а послал своего ученика, по
имени Филита, сказав:
- Не
только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре.
Филит
пришел и беседовал со святым Апостолом Иаковом, но будучи не в состоянии
противиться премудрости Духа Святого, которой был преисполнен Апостол, молчал,
как немой, и не мог совершенно открыть своих уст для возражение Апостолу.
Познав истину, Филит смирился и, возвратившись к своему учителю-волхву,
возвестил ему, что нельзя преодолеть Иакова, который подтверждает слова свои
даже чудесами. При сем Филит советовал учителю своему оставить свое мудрование
и волхвование и сделаться самому учеником Иакова. Но гордый Гермоген своими
чарами призвал бесов и повелел им держать Филита на одном месте связанным так,
чтобы он не мог сдвинуться с места, и сказал при этом:
-
Посмотрю, как избавит тебя твой Иаков.
Филит же
послал тайно к Апостолу известие о том, что он чарами Гермогена связан бесами.
Узнав о сем, Апостол послал к нему свое полотенце, сказав, чтобы он взял
посланое к нему полотенце и произнес такие слова: "Господь разрешает
узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных"
(Пс.145:7-8).
Лишь
только Филит произнес эти слова, тотчас освободился от невидимых уз, ибо бесы
устрашившись полотенца Апостолова и силы произнесенных слов, оставили Филита и
убежали от него. Тогда Филит, посмеясь над Гермогеном, пришел к святому Иакову
и, наученный им святой вере, крестился.
Гермоген
же, исполнившись сильной ярости и гнева, заклял бесов, служивших ему, привести
к нему связанными Иакова и Филита. Но когда бесы приблизились к тому жилищу, в
котором обитал святой Иаков с Филитом, тотчас Ангел Господень, по повелению
Божию, взял тех бесов и, связав их невидимыми узами, стал их мучить. Бесы же в
слух всех восклицали, будучи мучимы силою Божиею:
- Иаков,
Апостол Христов, будь милосердым к нам, ибо мы, по повелению Гермогена, пришли
связать тебя и Филита, а вот ныне сами крепко связаны и жестоко страдаем.
Святой
Иаков сказал бесам:
- Ангел
Божий, связавший вас, да разрешит вас от уз, и вы пойдите и приведите ко мне
сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда.
Тотчас
бесы, разрешенные от уз, пошли к Гермогену и, схвативши его, в мгновение ока
поставили связанным пред Апостолом и просили Апостола, чтобы он позволил им
отомстить свои обиды на Гермогене.
Апостол же
спросил бесов, почему они не связали Филита, как повелел им сделать это
Гермоген. Бесы на это отвечали:
- Мы даже
и мухи не можем тронуть в твоем дому.
Тогда
Апостол сказал Филиту:
- Господь
наш повелел за зло воздавать добром, посему и ты освободи Гермогена и избавь
его от бесов.
После
этого Апостол сказал Гермогену. освобожденному от бесовских уз:
- Господь
наш не желает иметь слуг по принуждению, но желает иметь слуг добровольных;
посему ты ступай, куда пожелаешь.
Но
Гермоген сказал:
- Как
только я выйду из твоего дома, меня тотчас убьют бесы, ибо я знаю, как велика
их ярость; знаю также, что мне невозможно избавиться от них, если ты не защитишь
меня.
Тогда
Апостол дал ему в руки свой жезл, который он употреблял в пути. Гермоген пошел
с тем жезлом в свой дом и по дороге не претерпел от бесов ничего худого. Познав
таким образом силу Христову и увидав немощь бесов, Гермоген собрал все свои волшебные
книги, принес их к святому Иакову и, припав к ногам его, воскликнул:
- Истинный
раб Истинного Бога, избавляющий от погибели души людей. Помилуй и меня, и прими
твоего врага в ученики себе!
Наученный
Иаковом святой вере, Гермоген принял крещение, по повелению Апостола, сжег свои
волшебные книги и сделался истинным слугою Христовым, так что именем Иисуса
Христа творил чудеса.
Иудеи,
видя всё совершившееся, пришли в сильную ярость и уговорили царя Ирода3 воздвигнуть гонение на Церковь Христову и
умертвить Иакова: "Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к
церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же,
что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков,
- и, задержав его, посадил в темницу" (Деян. 12:1-4).
Евсевий4, епископ Кесарии Палестинской, повествуя о
святом Иакове, пишет, что когда он был осужден Иродом на смерть, некий человек,
по имени Иосия, один из донесших Ироду на Апостола, видя мужество и дерзновение
святого Иакова и уразумев невинность и святость его, а также истину сказанных
им слов (о пришествии Мессии - Христа), уверовал во Христа и сделался
исповедником Христовым. Тотчас и он, вместе со святым Апостолом Иаковом, был
осужден на смерть. Когда они вместе шли на место казни, то на пути встретили
расслабленного, лежащего при дороге, и святой Апостол исцелил его. Когда же они
приклонили свои головы на усечение, Иосия молил святого Иакова, дабы он простил
ему грех, соделанный им по неведению, - простил ему, что он донес на него царю.
Апостол, обняв и облобызав его, сказал ему: "мир с тобою", - и оба
они, преклонив свои головы на усечение, вместе скончались5.
После
усекновения их ученики святого Апостола Иакова, взяв тело его, по Божественному
изволению отнесли его в Испанию6, где и до
ныне подаются от гроба его исцеления болящим и совершаются чудеса во славу
Христа Бога, со Отцом и Святым Духом всею тварью прославляемого во веки. Аминь.
Тропарь,
глас 3:
Апостол
Христов был еси избранный, и богослову возлюбленному брат единородный,
всехвальне Иакове: поющым тя грехов оставление испроси, и душам нашым велию
милость.
Кондак,
глас 2:
Глас
божественный слышав призывающ тя, любовь отца презрел еси, и притекл еси Христу
Иакове, с сродником твоим славне: с нимже сподобился еси видети Господне
божественное преображение.
________________________________________________________________________
1
Фарисеи - религиозная секта, возникшая в Палестине за два или за три века до Р.
Хр. Своею целью секта поставила точное, доходившее часто до мелочности и
скрупулезности, соблюдение всех обрядовых предписаний закона Моисеева.
3
Здесь разумеется Ирод Агриппа I, сын Аристовула и внук Ирода Великого,
управлявший Иудеею с 40 г. по 44 г.
4
Евсевий Памфил - знаменитейший церковный историк, живший с 268 г, по 840 г Его
"Церковная История" доведена до 324 г
5
Кончина святого Апостола Иакова последовала ок. 42 г.
6
Мощи святого Апостола Иакова в настоящее время находятся в Компостелле -
главном городе испанского королевства Галиции; они были принесены сюда в нач.
IX в.