Главная | Карта сайта | Библиотека |
Страдание святого мученика Феодора
В царствование императора Антонина1, когда Пергией памфилийской2 управлял военачальник Феодот, для военной
службы были набираемы здесь красивые и крепкие телом юноши. Вместе с другими
юношами хорошего рода взят был и воспоминаемый ныне прекраснейший видом
блаженный Феодор, который и был приведен к военачальнику Феодоту. Военачальник
положил на него, как и на остальных юношей, воинский знак. Но святой Феодор
немедленно сбросил его с себя, сказав:
- Я
знаменован от чрева матери моей моим Небесным Царем Господом Иисусом Христом и
не желаю быть воином для другого царя
Тогда
военачальник спросил святого:
- Какого
царя воином ты состоишь?
- Я воин
Того Царя, Который сотворил небо и землю!
Военачальник,
догадавшись, что Феодор христианин, спросил его:
- Не
принесешь ли ты жертв нашим богам?
- Я
никогда не приносил и не принесу жертв нечистым бесам, - отвечал святой.
Тогда
военачальник приказал жестоко бить его, после чего снова позвал его на допрос и
спросил:
- Одумался
ли ты теперь, будешь ли ты мне послушен и поклонишься ли богам
- Если бы
ты, - отвечал святой, - познал Сотворившего тебя Бога, то и сам пожелал бы
поклоняться Ему.
Военачальник
приказал после сего разложить костер, принести огромную железную сковороду,
растопить большое количество смолы, серы и воска, положить мученика нагим на
сковороду и поливать его кипящею смолою. Когда всё это готовилось, Бог внезапно
сотворил дивное чудо: послышался оглушительный шум и сделалось землетрясение на
том самом месте, где был огонь и сковорода; затем земля на том месте
расступилась и из земной расселины в изобилии истекла вода, которая и погасила
огонь и сковороду. Святой же мученик остался совершенно невредимым и сказал
военачальнику:
- Вот ты
видишь, что это дело не мною совершено, но Христом, Богом моим, Которому я
служу. Если же ты желаешь познать силу твоих богов, то приготовь другой костер,
снова разожги сковороду и прикажи во имя твоих богов положить на ней одного из
твоих солдат, тогда ты увидишь бессилие своих богов и познаешь все могущество
моего Бога.
Услыхавши
это, бывшие здесь воины, сказали правителю:
- Нет,
господин, не делай этого с нами, но поступи так со служителями (жрецами) наших
богов. Сковорода одинаково послушается жреца как и Феодора и не опалит того,
как и первого.
Приказавши
немедленно пригласить жреца, военачальник спросил его:
-Как твое
имя?
- Диоскор,
- отвечал жрец, - мое имя.
Затем
военачальник спросил жреца:
- Какими
волшебными травами намазываются христиане, когда отправляются безбоязненно на
огонь и остаются не опаленными там, как например это было сегодня с Феодором.
-
Христиане не волхвы, - отвечал на это Диоскор, - но Христово имя столь сильно,
что где оно с верою призовется, там разрушаются всякие волшебные чары и
трепещут бес.
- Неужели,
- спросил военачальник, - Христос сильнее нашего Зевса?3
- Зевс и
все остальные боги суть бесчувственные и глухие идолы, - отвечал Диоскор, - и я
умоляю тебя не принуждать меня ложиться на сковороду, но если ты желаешь
познать могущество Зевса, то лучше положи на огонь его самого.
- Да кто
же может сие сделать, - продолжал военачальник, - кто осмелится класть на
костер бога?
- Прикажи
мне, - отвечал Диоскор, - и я это исполню. Если Зевс окажет мне сопротивление,
тогда я поверю ему, что он бог и может освободить себя из огня.
- Ты
действительно уже не жрец после того как произносишь такие речи относительно
богов, - заметил военачальник.
- Я, -
отвечал Диоскор, - пребывал подобно тебе в нечестивой вере жрецом, но ныне,
видя блаженного Феодора непобедимым от возлагаемых тобою на него мучений, видя
его не опаляемым огнем, я познал силу Христову и уразумел бессилие ложных
богов, утвердился в Христовой вере и желаю ныне подражать Феодору.
- Если ты
так говоришь, Диоскор, - сказал военачальник, - то взойди на сковороду, как
Феодор.
Тогда
Диоскор, припавши к мученику Христову, сказал ему:
- Раб
Христа, Бога истинного, Феодор помолись о мне.
И святой
помолился о Диоскоре. Когда же Диоскор был раздет и положен на раскаленной
сковороде, он сильным голосом возопил:
-
Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сопричисляешь меня к числу рабов
Твоих. Итак приими же с миром мою душу.
При сих
словах он испустил дух свой, в столь короткое время приняв венец мученический,
подобно тому как разбойник на кресте получил рай.
После
кончины блаженного Диоскора святой Феодор был заключен в темницу. Потом отсюда
его снова вывели для другого мучения: ему связали ноги, и привязали к диким
лошадям которые влачили мученика по городским улицам, причем их сильно
разгоняли. Погоняемые кони в одном месте у городской стены упали и разбились, а
мученик между тем был спасен невидимою силою Божиею и, будучи развязан,
оставался цел и невредим к всеобщему удивлению. Двое из привязывавших святого к
коням воинов, Сократ и Дионисий, при этом рассказали всем о своем следующем
удивительном видении: в то время как кони были гонимы, они видели сошедшую с
небес к мученику огненную колесницу, которая взяла его и поставила невредимым в
месте судилища. Рассказывая всем об этом, воины взывали:
- Велик
Бог христианский!
Услыхав
эти слова, военачальник приказал заключить в темнице со святым Феодором и этих
воинов и приготовлял для мучение их печь, раскаляя ее сильным огнем в течение
трех дней. Затем он ввергнул в эту печь мученика и обоих уверовавших во Христа
воинов - Сократа и Дионисия. И немедленно свыше ниспала некая божественная
роса, которая оросила мучеников и охладила пламень. Святые пребывали посредине
печи, как бы в каком прохладном месте и вели между собою беседу. При этом
святой Феодор вспомнил о своей блаженной матери, плененной иноплеменниками за
три года до этого и отведенной вместе с другими пленниками в Эфиопию4, и помолился о ней Богу, сказав:
- Господи
Иисусе Христе, Боже, творящий чудеса! Покажи мне, какими Сам Ты знаешь путями,
божественною силою Твоею, матерь мою, ибо я желаю ее видеть. Для Тебя же всё
возможно. Покажи же мне ее, дабы и прочие познали величие Твое.
Когда святой
молился такими словами, пламень понемногу угасал и к тому же, по молитвам
мученика, нисшел дождь и совершенно охладил раскаленную печь, святые же стали
готовиться в ней ко сну, ибо уже была ночь. Затем Ангел предстал во сне святому
Феодору и сказал ему:
- Не
скорби, Феодор, о твоей родительнице: ты увидишь ее. Пробудившись от сна,
святой рассказал сновидение своим друзьям; и еще в то время, как он о том
рассказывал, посредине печи выступила мать его по имени Филиппия и, увидавши
своего любезного сына, обрадовалась, с любовью облобызала его и находившихся с
ним воинов и сообщила, откуда и как она пришла сюда, ведомая невидимою рукою. В
это время святой мученик Феодор, воздевши руки к небу, воздал подобающее
благодарение Богу.
Утром
военачальник, пробудившись от сна, сказал своим приближенным:
- Я думаю,
что от Феодора и вверженных с ним в печь воинов не осталось ни одной кости.
В то время
как он говорил это, один из сторожей, охранявших печь, пришел к военачальнику с
известием, что мученики, брошенные в печь, живы и что еще с вечера погас весь
огонь, потушенный пролившимся свыше дождем; затем сказал, что внезапно
появившаяся из плена мать Феодора сидит в печи как в чертоге, беседуя о Боге
христианском с сыном своим и с воинами. Услыхавши это, военачальник пришел в
страх и ужас, сам подошел к печи и позвавши блаженную Филиппию, спросил ее:
- Ты ли
мать Феодора?
- Да я, -
отвечала она. Тогда военачальник сказал:
- Увещевай
твоего сына, дабы он поклонился богам, чтобы он не погиб и не сделал тебя
бездетной.
- Мой сын,
- отвечала она, - как я получила о нем извещение от Господа моего раньше его
зачатия, будет распят тобою и принесет Богу жертву хвалы.
- Так как
ты сама назначила своему сыну крестную смерть,- сказал военачальник, - то пусть
так и будет.
Потом
военачальник приказал немедленно распять святого Феодора, а святой Филиппии
отсечь мечем голову; двух же воинов, Сократа и Дионисия, усечь мечами.
Таким
образом святые мученики получили свои венцы. Святой же Феодор в течение трех
дней живым висел на кресте, а затем также отошел ко Господу5.
Тогда некоторые из благочестивых, взявши телеса святых, обвили их дорогими
полотнами и, помазав их ароматами, с честью положили их в особом приготовленном
для сего месте, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога,
славимого во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1
Антонин Пий - был императором с 138 г. по 161 г.
2
Памфилия - узкая береговая страна на юге Малой Азии, ставшая в 78 г. до Р. Хр.
римскою провинциею.
3
Зевс-главный бог древне-греческой религии, считавшийся властителем неба и
земли.
4
Эфиопия или Нубия - область в
Африке, лежавшая к югу от
Египта.
5
Кончина святых мучеников последовала в полов.
II в.