Главная | Карта сайта | Библиотека |
Память преподобного отца нашего Анастасия, игумена Синайской горы
Святой Анастасий был воспитан еще с
самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим
сказанных слов:
- Видевшие
Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными
очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда
признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились
исповедывать Его, как сияние славы Отчей. Святое же Его Евангелие мы
выслушиваем с такою любовью, как будто видим пред собою Самого, обращающегося к
нам, Христа; принимая же непорочную жемчужину пречистого Тела Его, веруем, что
принимаем Самого Христа. А когда видим на иконе только лишь изображение Его, то
поклоняемся, припадаем и почитаем Его, как бы видя Его Самого, взирающего на
нас с небес.
Из этих
слов преподобного Анастасия ясно видно, что он с самого детства своего научен
был познавать Христа Бога истинного, веровать в Него, бояться Его непритворным
страхом, всем сердцем любить Его и почитать Его приличествующим Ему
поклонением.
Достигнувши
совершеннолетнего возраста, святой Анастасий оставил мир и, взявши по
Евангельской заповеди крест (Мф.16:24), самоотверженно последовал за Христом.
Удалившись в монастырь, Анастасий принял здесь монашество. Но желая достигнуть
возможно высших подвигов добродетели и стремясь подражать совершенным в
добродетели мужам, святой Анастасий отправился в Иерусалим и поселился на
Синайской горе, где подвизался вместе со многими святыми мужами, преуспевавшими
в подвигах иноческого жития.
В это
время игуменом Синайской горы был преподобный Иоанн Лествичник1 За свое смиренномудрие он получил от
Бога дар духовного разумения и премудрости. Он составил много душеполезных
бесед, написал житие некоторых святых отцов и сподобился получение
пресвитерского сана.
После
святого Иоанна Лествичника и брата его Георгия, святой Анастасий был игуменом
Синайской горы. Он весьма много потрудился в обличении еретиков, называвшихся
акефалами2, т. е. безглавыми, много
писал против них и, состязуясь с ними, обличал, и посрамлял их. Ересь акееалов
зародилась в Александрии3 в
правление императора Зенона4;
основателями ее были лица, враждебные и противившиеся четвертому вселенскому
собору святых отцев5, происходившему
в Халкидоне6. Во время зарождение
сей ереси в Александрии был лжепатриарх еретик Петр, по прозванию Могос7. К той же ереси акефалов потом
присоединился Севир, получивший прозвание "Безглавый", за
принадлежность к ереси безглавых; это тот самый Севир, который в правление
императора Анастасия8 завладел
престолом антиохийского патриаршества9.
Всех этих
еретиков и поражал святой Анастасий, причем он боролся с ними не только на горе
Синайской, но кроме того он сам обходил Сирию, Аравию и Египет, повсюду
искореняя и изгоняя сию ересь и утверждая Церковь Христову. Много послужив
Господу таким образом, преподобный Анастасий отошел ко Господу в глубокой
старости. Кончина его последовала в царствование императора Ираклия10.
Следует
заметить, что было два Анастасия с одним и тем же прозванием
"Синаита". Первый-старший годами и саном антиохийский патриарх,
претерпевший неповинно изгнание от императора Иустина, а другой - сейчас
упомянутый, живший несколько позднее того и бывший игуменом Синайской горы.
________________________________________________________________________
1
Святой Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы, великий подвижник благочестия,
автор сочинение "Лествица", где начертаны как бы ступени восхождение
по пути нравственного совершенства. Жил святой Иоанн в VI в. - См. житие его
под 30 марта.
2
Акефалы (от греческого слова "кефали" - голова), наименование,
прилагавшееся к некоторым церковным партиям как напр., к той, которая на соборе
Ефесском (третьем Вселенском) не хотела идти ни за Кириллом, ни за Иоанном
антиохийским, а также и к той партии, которая отделилась от патриарха
александрийского, когда он подписал энотикон, - и к некоторым другим.
3
Александрия - город на севере Египта, славившийся в древности своею
образованностью и торговлею.
4
Император Зенон царствовал с 474 по 491 г.
5
Четвертый Вселенский Собор был собран по распоряжению Императора Маркиана
(450-457 г.) в Халкидоне в 451 г. На этом соборе был окончательно определен
догмат об образе соединения в лице Господа Иисуса Христа двух естеств.
6
Город Халкидон находится в Вифинии (малоазийской области), у Босфорского
пролива.
7
Петр Могос или Монг - монофизит, был патриархом с 477 г. по 490 г.
8
Анастасий (Дикор) управлял империей с 491 г. по 518 г.
9
Севир - ересеначальник, был патриархом с 512 г. по 519 г.
10
Император Ираклий царствовал с 610 г. по 641 г.