Главная | Карта сайта | Библиотека |
Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Суздальская (1250)
Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году
и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского.
Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго
не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о
даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что
молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской
церкви.
Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в
Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.
У нее было
четыре брата и сестра Мария (супруга замученного татарами князя Василия
Ростовского (1238 г., память 4 (17) марта).
Родители с удивлением и
благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее
питалась мясом, то Феодулия, еще находясь в пеленках,
отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она
на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.
Феодулия
подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по
книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был
боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает
образованность Феодулии, глубокое знание античной
литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых
и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых...». В этом списке —
философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален.
Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии,
превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.
В юности увидела она во сне
Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее
разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей
Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки
его, славящие Господа. В то же время игумении
Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная
дева, которую необходимо принять в обитель.
В 1233 году Феодулия
была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233 г.;
память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители
согласились, и Феодулия покорилась родительской воле,
но тайно молилась Божией Матери сохранении девства, так как чувствовала
призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела
послушаться родителей, сказан при этом: «Скверна не
коснется твоего тела».
Феодулия
отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже
собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись: «Преставися князь Феодор Ярославич Больший... И еще млад. И
кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».
Феодулия
не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой
Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25
сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию
постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и
покорились.
Юная инокиня ревностно выполняла
правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью
и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве — в храме или
в келье, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила не вкушая пищи — только пила немного воды. Вскоре
после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей
бодрствовать и укрепляться в подвиге.
Господь попустил ей постоянную
брань с бесами, Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об
укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей:
«Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает
любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».
Евфросиния не занимала
начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так
возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси.
Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно
обращалась за советом. Преподобная предложила
разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали
церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы — главную
монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на
половине дев.
Здесь преподобная Евфросиния
читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное
Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам.
О редкой подвижнической жизни
преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами.
Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии
о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться, оставляли мир.
Когда на Руси начались эпидемии
и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего
она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в
обитель, с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в
монастыре вместе со своею матерью.
Некоторое время преподобная
Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она
предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и
мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл
подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен: «Будет лютое
посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, — сказал Господь, — ...Тебе
же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь».
Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих
обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения
вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.
В 1238 году войска Батыя
опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о
спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю.
Предание говорит, что Батый узнав об этом, пытался с
холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.
Когда отец отправлялся в Орду,
где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала, твердо
стоять за веру, чтобы он «...не склонился на волю цареву» и советовала ему
слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После
казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней,
поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную
помощь в смертный час.
После смерти отца она оделась в
рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля
был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала: «Рыба на морозе,
засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы
иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни
нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором
господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим,
блажен и монастырь, в котором обитают воздержанные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в
котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом
обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего
домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то
пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!». Человек
тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.
После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное
руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее —
подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при
жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные
дары.
Незадолго до кончины
преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время
которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми
Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец,
и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться.
Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава Тебе
Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в
руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября
При гробе ее верующие стали
получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана
18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее
почивали в соборной церкви Ризоположенского
монастыря.
Вся жизнь преподобной
Евфросинии — и внешняя, и внутренняя, — была полна испытаний: смерть жениха,
отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань
— требовали терпения, кротости и мужества. Преподобная Евфросиния — русская терпеливица. Ее образ — воплощение терпения русских женщин.
Без него народ и государство русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые
обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их
молитвой и трудами — этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским
женщинам.
Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при
жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением,
так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать
человека от злобной силы, терзающей его душу и тела.
Имя преподобной
до пострига — Феодулия — «Раба Божия» говорит о ее
предназначении. Имя монашеское — Евфросиния раскрывает особый дар духовной
радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния научает
преображению скорби мира в радость единения с Богом преподобническим
подвигом через терпение.
Ни в одном из древних житий
святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как
в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая Сама
указала родителям Феодулии имя дочери и произнесла
таинственные слова: «она будет служительницей Влахернской
церкви». Она же благословила Феодулию на монашество и
направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери во Влахерне. Многие благодатные дары получила преподобная Еофросиния от Божией
Матери. Тогда понятным становится значение слов Богоматери о служении
преподобной Евфросинии, которая от рождения до последнего мгновения жизни своей
была служительницей Божией Матери.