Главная | Карта сайта | Библиотека |
Преподобномученик Макарий Каневский
Преподобномученик Макарий Каневский жил в XVII
веке. Это было тяжелейшее время для православных людей Западной Руси. Жизненный
подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом
защиты Православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда
защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то,
что сохранялось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами.
Святой преподобномученик
Макарий родился в 1605 году в городе Овруче, на
Волыни, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия. В 1614 -
20 годах святой обучался при Успенском Овручском
монастыре и по смерти родителей стал иноком этого монастыря, начав свое
служение с меньшего монастырского чина - послушника. В 1625 году инок Макарий, с благословения архимандрита, оставляет Успенский
монастырь и направляется к епископу Пинскому Аврамию, который определяет его в Купятичский
Пинский монастырь. В 1630 году
посвящен в сан иеродиакона, а в 1632 году - в сан иеромонаха. Слава об
образцовом монашеском житии иеромонаха Макария распространилась за пределы Купятичского
монастыря, и в 1637 году братия Симоновского
Брестского монастыря обратилась с просьбой к игумену Купятичского
монастыря Илариону (Денисовичу) отпустить к ним в
настоятели святого Макария. Но иеромонах Макарий был необходим и Купятичскому
игумену. В 1637 году настоятель Купятичского
монастыря послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле для вручения
собранных братией денег на перестройку Киевского Софийского храма и для испрошения помощи на постройку и обновление разрушавшейся
монастырской церкви. Увидя в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией, митрополит выдал ему
универсальный лист для сбора пожертвований, а в 1638 году назначил его
настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря
(Гродненская область). До ограбления и захвата монастыря униатами в 1642 году преподобный Макарий руководил
братией Воскресенского монастыря. В суровое время братия Купятичского
монастыря призвала в игумены преподобного Макария,
который удерживал этот монастырь до 1656 года. С 1656 по 1659 годы преподобный Макарий возглавлял Пинский
монастырь, а с 1660 года в сане архимандрита преподобный Макарий
руководил братией родного Успенского Овручского
монастыря. Более десяти лет продолжалась непрерывная борьба с латино-поляками в Овруче. Но ни
отторжение доминиканцами пахотных земель, принадлежащих монастырю, ни
разбойничьи грабежи движимого имущества, ни побои, ничто не могло заставить
братию покинуть монастырь. Только в 1671 году, после опустошения Овруча
татарами, святой архимандрит Макарий покинул
монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился для духовных
подвигов в Киево-Печерскую Лавру. Но защитники Православия, подобные преподобному Макарию, нужны были
не только в Киеве, но еще более вне Киева. Митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского
монастыря. Так, после тридцати лет борьбы с униатами преподобный Макарий снова на переднем крае нестихающей
битвы за Православную веру.
В 1672 году в Каневском монастыре нашел приют сын Богдана Хмельницкого,
Юрий. Гетман Дорошенко, ходатайствовавший перед митрополитом Иосифом о назначении
преподобномученика Макария,
неоднократно посещал Каневского настоятеля и в 1675
году перешел в русское подданство, отказавшись от подданства Турции,
по-видимому, не без совета преподобномученика Макария. В ответ турецкие власти послали в Малороссию
войска. 4 сентября 1678 года захватчики ворвались в монастырь. Святой Макарий встретил врагов с крестом в руках на паперти храма.
Турки потребовали от преподобного выдать им монастырские
сокровища. Услышав ответ святого, что его сокровище на Небе, разъяренные
разбойники повесили настоятеля за руки и за ноги между двух столбов. Через два
дня преподобномученику отрубили голову (+ 7 сентября
1678 года). Свидетели мученической кончины архимандрита Макария
внесли его тело в монастырский храм, в котором для безопасности затворились. Но
вернувшиеся турки обложили церковь дровами и сожгли всех скрывшихся в храме.
Когда оставшиеся в живых горожане Канева стали разбирать тела погибших, то
только одно тело было найдено в целости и было как бы живое - это тело преподобномученика Макария,
одетое во власяницу, с крестом на груди и с другим крестом в руке. Святое тело
было погребено в том же храме под жертвенником 8 сентября 1678 года.
Святой преподобномученик
Макарий был мужем высоко праведной и духовной жизни,
прославленный еще при жизни чудотворением и даром прозорливости. В Каневе он
исцелил слепого и умирающего.
В 1688 году при обновлении храма
гроб преподобномученика был открыт и в нем обретено
нетленное тело святого. В связи с опасностью нападения на Каневскую обитель 13
мая 1688 года святые мощи были торжественно перенесены в Переяславскую
полковую Воскресенскую церковь. Туда же перенесли любимую книгу преподобномученика "Беседы Иоанна
Златоуста на 14 посланий святого апостола Павла" (Киевское издание 1621 -
1623 гг.) с его собственноручной записью на одном из листов. При епископе Захарии (Корниловиче) в 1713 году
мощи были перенесены в новопостроенный храм
Михайловского Переяславского монастыря, а после его
закрытия почивали с 4 августа 1786 года в Переяславском
Вознесенском монастыре.
В 1942 году мощи были перенесены
в Троицкую церковь города Черкассы, а с 1965 года находятся в храме в честь
Рождества Пресвятой Богородицы того же города.