Главная | Карта сайта | Библиотека |
Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца
Святой праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532
году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по
течению от Кевролы2. Родители его, – отец
Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария – были крестьяне того села. Они
воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет
уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был
тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в
его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту.
Однажды,
будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно
надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над
головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома – и блаженный отрок
пал мертвый 3.
Так
милосердный и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные
обители душу праведного раба Своего.
Односельчане
Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по
суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим,
наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как
умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным; его
положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и
берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми
забытое.
Однажды
летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая чудотворца в селе Верколе, ходил по
тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок,
подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том веркольским
крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких
почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв
гроб берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока 4.
Но Господь
благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали
источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в
Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от
этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын
Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении
сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв
бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди
умиравшего сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем
своим односельчанам, которые с радостью собрались в церкви святителя Николая и
начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемии. И
умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро
прекратилась.
С того
времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени
Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад
и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и
праведному Артемию, – и голова больного выпрямилась, глаза открылись.
Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при
церкви св. Николая веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти
мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году.
Когда
принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным
младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу
Артемия, – и больная рука отрока исцелела. Около того же времени один
крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и
ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца. Одна
женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнью желудка, столь тяжкою,
что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два, или на три, услыхав
о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила
скорое исцеление.
Видя
умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать
на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех
остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на
хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие
те стружки, получали исцеление от своих недугов.
Один
человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г.
привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие
получили тогда исцеление.
В 1619-м
году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и
благословил перенести их в самый храм в день памяти святителя и чудотворца
Николая, 6-го декабря5. Несколько времени
спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал,
что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что
пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому.
Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к
нему с усердною молитвою о своем исцелении.
"В
тот же час, – рассказывал исцеленный, – я прозрел, и увидел в видении святого
Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом – в
правой. Он осенил меня крестом и сказал:
–
Человече! что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет
тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем
крестьянам.
При сих
словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом
стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как
будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам
его".
Особенно
замечательно было чудо с одним крестьянином из села Кивокурья, Устюжского
уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о
чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться
к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете. Спустя несколько
лет, он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее
прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о
своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять
забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма
покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете,
горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой. Праведный Артемий
снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостью поспешил в Верколу ко
гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал
многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем
греховном забвении.
В 1636
году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою
Афанасий Пашков. По дороге он остановился в Верколе, но у раки мощей праведного
Артемия не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его,
отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец
вспомнил, что не отслужил молебна праведному Артемию, и дал обет отправиться на
богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам
поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким
путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу.
Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба Чудотворца, чтобы
больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный
отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного
праведному отроку мученика Артемия.
Спустя
некоторое время, храм в Верколе сгорел, – обгорели и мощи праведного Артемия.
Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей
Артемия от таких несчастных случаев, устроили над ними особую часовню, положили
их в новую раку и покрыли новым покровом.
После того
от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения. Так, некоего Симеона
Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на
судне вместе с своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи6 в Архангельск. Вдруг наступила жестокая буря,
и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не
видя себе ни откуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти
и, в ожидании ее, прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со
слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь
отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И, по молитве их, море утихло,
и утопавшие избегли неминуемой погибели.
Слава
исцелений от мощей праведного Артемия распространилась далеко. Новгородский
митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей
подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села
Верколы вновь составленную службу чудотворцу.
В 1648
году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего
воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и
дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи,
которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и
положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия.
При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с верою
притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу
Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу,
прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешение всем православным христианам.
Впоследствии мощи праведного Артемия, по случаю пожаров, трижды выносили из
храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре
каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были
положены 7.
Тропарь,
глас 2:
Вышняго
повелением / тученосным облаком небо помрачившим, / и молниям блистающим, /
грому же возшумевшу с прещением, / испустил еси душу твою в руце Господеви, / премудре
Артемие, / и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, / о иже верою и любовию
приходящим к тебе, / подая исцеление всем неотложно, / и моляся Христу Богу, /
спастися душам нашим.
Величание:
Величаем
тя, / страстотерпче Христов, Артемие, / и чтим святую память твою, / ты бо
молиши за нас / Христа Бога нашего.
Кондак,
глас 8:
Возсия
днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки
изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных
недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре.
________________________________________________________________________
1 Составлено по
разным спискам древнего жития.
2 Пинега – река
Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов,
правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль – главное
селение волости, получившей от нее свое имя, теперь – село Воскресенское,
откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост
Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу.
3 Кончина прав.
Артемия последовала 23 июня 1545 года.
4 Мощи
праведного Артемия были обретены в 1577 году.
5 Макарий был
митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и
распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах
его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных.
6 Мангазея –
урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где
ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея – первый
русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет
совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы.
7 Память
праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23-го июня и 20-го
октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: "иже со отцом
своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12
лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы". – В настоящее время мощи св.
Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре.