Главная | Карта сайта | Библиотека |
Житие преподобных Андроника и Афанасии
В
царствование Византийского императора Феодосия Великого1 в Антиохии проживал один муж,
золотых дел мастер, – по имени Андроник. Он взял себе в жены дочь золотаря же –
Иоанна, имя коей было Афанасия, означающее – «бессмертие»2. И действительно, святая Афанасия
своею святою жизнью, как то показывает и ее кончина, – приобрела себе
бессмертную славу. Сия супружеская чета – Андроник и Афанасия, проводя честную
и богоугодную жизнь, украшали себя всякими добродетелями. Свое умножающееся
состояние они делили на три части – одну часть тратили в пользу бедных, другую
– на церковное благолепие, а третью – на домашние нужды. За свою кротость и
добрые дела Андроник и Афанасия были любимы и почитаемы всеми гражданами. После
того, как от них родились сын Иоанн и дочь Мария, они прекратили плотское
супружеское сожительство и проживали, как брат с сестрой, в чистоте. Особенные
заботы и попечения были у них относительно убогих. Служа последним, они
переносили на своих руках больных, обмывали их, кормили и одевали и на свои
средства доставляли всевозможный покой нищим и странникам. При сем каждую
неделю Андроник и Афанасия среду и пятницу проводили в посте и молитвах.
Между тем, как они продолжали жить
столь добродетельною жизнью, Бог благоволил призвать их к еще более совершенной
жизни, – дабы, отложивши все земное, они последовали за Единым Господом своим
Иисусом Христом, Который оставил нам образец, по коему мы должны следовать
стопам Его.
В один день, после двадцатилетней
супружеской жизни, Афанасия, возвратившись из церкви от утрени домой, застала
детей своих в бреду и, обеспокоившись, села подле них на постели. Андроник,
вернувшись из церкви несколько позже, сталь звать свою жену, предполагая, что
она спит. Афанасия отвечала:
– Не сердись на меня, господин мой,
потому что дети наши находятся в сильном жару.
Удостоверившись в сем, Андроник
отошел от больных детей, говоря:
– Да будет воля Господня!
После сего он отправился в
загородную церковь святого мученика Иулиана, где похоронены были родители его.
Здесь он пробыл на молитве до шестого часа.
В то время, как Андроник находился
в церкви, оба ребенка его – сын Иоанн, коему шел двенадцатый год, и дочь Мария
– десяти лет от роду, умерли. Возвращаясь с молитвы, Андроник услышал плач и
вопль в доме своем и, смутившись, побежал поспешнее. Он застал около своего дома
великую толпу жителей своего города, обоих же детей своих увидал лежащих
мертвыми. Удалившись в свою молельню, Андроник повергся ниц пред образом
Спасителя нашего, произнося слова праведного Иова:
– «Наг я вышел из чрева матери
моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне
благословенно!» (Иов.1:21).
В слезах о умерших детях своих
Афанасия настолько изнемогла, по причине сильной скорби, что желала себе даже
смерти, так как она повторяла:
– О, если бы и мне умереть с моими
детьми!
В день погребения детей Андроника и
Афанасии к ним собрались все граждане и пришел сам патриарх со всем клиром
своим. Детей похоронили в церкви святого Иулиана, – где покоились и предки их.
По совершении обряда погребения, Афанасия не хотела возвращаться домой, но с
плачем сидела подле могилы своих детей.
В полночь в образе инока ей явился
здесь святой мученик Иулиан и обратился к ней с следующими словами:
– Женщина! Зачем ты не оставляешь в
покое почивающих здесь?
Афанасия отвечала:
– Господин, не сердись на меня, так
как я нахожусь в страшной скорби: я имела двоих детей и вот сегодня обоих
вместе похоронила!
Святой мученик Иулиан спросил
Афанасию:
– Скольких же лет были твои дети?
Афанасия отвечала:
– Один двенадцати, а другая –
десяти лет.
Тогда святой сказал ей:
– Зачем ты о них плачешь? Для тебя
полезнее было бы, если бы ты о своих грехах плакала. Уверяю тебя, что подобно
тому, как человеческая природа требует пищи, так точно и умершие дети питаются
у Христа небесными благами. Они Ему молятся: – Судия праведный! Ты лишил нас
земных благ, не лиши же небесных!
Выслушав сии слова, Афанасия пришла
в умиление и, вместо скорби, возрадовалась, говоря:
– Если мои дети продолжают жить на
небе, то зачем мне плакать?
Говоря так, Афанасия обернулась,
желая подольше побеседовать с явившимся к ней, но более уже не видала его.
Афанасия искала явившегося ей по всей церкви, но никого не нашла. Тогда она
потревожила охранявшего церковные двери привратника и спросила его:
– Где тот инок, который разговаривал
со мною?
Привратник отвечал:
– Разве ты не видишь того, что
двери заперты и сюда никто не входил: что же ты говоришь, будто кто-то с тобою
разговаривал?
Тогда Афанасия, убедившись, что то
было лишь видение, убоялась и, возвратившись домой, пересказала мужу то, что
видела и слышала и, вместе с тем, утешилась в своей скорби.
– Господин мой, – сказала Афанасия
Андронику, – еще при жизни детей наших я намеревалась сообщить тебе об одном
своем намерении, но смущалась; теперь же, вот, по смерти их, скажу тебе без
смущения: отпусти меня в монастырь, дабы там оплакивать мне грехи мои. И тогда
Господь, взявший от нас наших детей, может соделать нас наиболее
приуготованными к служению Ему.
Андроник отвечал:
– Пойди, испытай в течение одной
недели свое намерение и, если не переменишь его, то мы посоветуемся о сем
вместе.
Афанасия, выдержав испытание, не
изменила своего намерения и по прошествии многих дней, наоборот, преисполнилась
сильнейшим желанием иноческой жизни и снова стала упрашивать мужа отпустить ее
в монастырь.
Тогда Андроник, призвав отца
Афанасии, сказал ему:
– Вот, мы желаем пойти поклониться
святым местам, посему вверяем тебе наш дом и все наше имущество и просим тебя:
если на пути случится с нами какое-либо несчастье, то раздай наше имущество
нуждающимся, а дом наш обрати в больницу для нищих и в приют для странников.
Таким образом Андроник, поручив
тестю свой дом и свое имущество, освободил вместе с тем и всех своих рабов и
рабынь.
В одну из ночей Андроник и
Афанасия, собравшись, взяли на дорогу немного из своего имущества и вышли из
дома, никем незамеченные. Предавшись воле Божией, они стали совершать подвиг
странничества.
Встретив утро следующего дня за
городом, блаженная Афанасия, оглянувшись назад, увидала вдали свой дом и,
обративши взор к небу, сказала:
– Боже, сказавший Аврааму и Сарре:
«пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю,
которую Я укажу тебе» (Быт.12:1)! Призри и на нас и путеводительствуй нами
в страхе Твоем. Вот мы ради Тебя бросили открытым наш дом, не затвори же для
нас дверей Твоего царства.
После сего оба они с плачем
продолжали свой путь. Достигнув Иерусалима, Андроник и Афанасия поклонились
святым местам и, приняв благословение от многих отцов, беседовали с последними.
Затем пошли и в Александрию поклониться мощам святого мученика Мины. По дороге
сюда Андроник, оглянувшись, заметил какого-то мирянина, ссорившегося с монахом,
и сказал мирянину:
– Зачем ты ссоришься с монахом?
Мирянин отвечал:
– Монах нанял у меня осла, чтобы
ехать на нем в Скит, и я советовал ему отправиться теперь же, чтобы нам
совершать путь ночью, когда нет сильного солнечного зноя, а утром часу в шестом
быть уже в Ските. Между тем монах не желает принять моего совета.
Тогда Андроник спросил мирянина:
– Имеешь ли ты другого осла?
Тот отвечал:
– Имею.
Андроник сказал:
– Поди же приведи его, – и я найму
его у тебя, так как и я желаю ехать в Скит3.
Супруге же своей Афанасии Андроник
сказал:
– Подожди здесь до тех пор, пока я
съезжу в Скит получить от тамошних отцов благословение.
– Возьми и меня с собою, – просила
Афанасия.
– Женщинам, – отвечал Андроник, –
не положено бывать в Ските.
Тогда Афанасия с плачем сказала
мужу:
– Если ты меня оставишь, не отдавши
в женский монастырь, то дашь в том ответ святому мученику Мине.
Андроник дал обещание не оставлять
жены до тех пор, пока не исполнит ее желания.
После сего Андроник отправился в
Скит, где в каждой лавре4 получал благословение от отцов
Скитских.
Прослышав о преподобном Данииле5, Андроник, преодолев большие
затруднения, прибыл к нему, поклонился ему, и, после молитвы, рассказал все о
себе и супруге своей Афанасии. Преподобный Даниил сказал Андронику:
– Поди, приведи твою жену, и я дам
вам в Фиваиду6 письмо, чтобы ты свободно довел ее
туда и поместил в женский монастырь Тавеннисиотов7.
Возвратившись к Афанасии, Андроник
ночью привел ее к святому старцу Даниилу. Старец Даниил стал беседовать с ними
о путях спасения и оказал им большую пользу душевную. Вручив затем им письмо,
старец благословил их и отпустил в монастырь Тавеннисиотский.
Пришедши в обитель, блаженный
Андроник поместил святую свою супругу Афанасию в женский монастырь. Восприяв
здесь образ ангельский, Афанасия стала проводить и образ жизни равноангельской.
Сам же он возвратился к преподобному начальнику лавры Даниилу, который постриг
его в чин иноческий и, наставив в добродетельной жизни, назначил ему отдельную
келлию, дабы Андроник, проживая в ней один, подвизался в безмолвии.
И вот блаженный Андроник,
досточестно подвизаясь, пребывал в подвигах безмолвия в течение двенадцати лет.
После сего он упросил отца Даниила отпустить его в Иерусалим поклониться святым
местам. Сотворив молитву, преподобный Даниил с благословением отпустил его.
Проходя области Египта, Андроник
однажды присел для небольшого отдыха под можжевеловыми кустами. И вот, по
Божественному устроению, он увидел свою жену блаженную Афанасию, шедшую в
мужском одеянии. Они приветствовали друг друга. Афанасия узнала своего мужа
Андроника, но он не узнал ее. Да и как возможно было узнать Афанасию, когда
лицо ее от воздержания исхудало и она почернела как ефиоплянка? К тому же
Афанасия изменила свой вид и была в мужском одеянии. Она спросила Андроника:
– Не ты ли ученик отца Даниила, по
имени Андроник?
– Да, я, – отвечал Андроник.
Затем она снова спросила его:
– Авва Андроник! Куда ты идешь?
– Иду поклониться святым местам, –
отвечал Андроник. – А ты, – спросил он в свою очередь Афанасию, – куда идешь и
как тебя зовут?
Она ответила:
– И я иду ко святым местам, а зовут
меня Афанасий (она так изменила свое имя и вместо Афанасии стала именоваться
Афанасием).
– Пойдем вместе, – сказал Андроник.
Афанасия отвечала:
– Если желаешь идти вместе со мною,
то «положи охрану устам твоим» (ср. Пс.140:3) , так, чтобы нам идти в молчании.
Андроник сказал:
– Хорошо, пусть будет так, как ты
желаешь.
Афанасия продолжала:
– Пойдем, и да сопутствуют нам
молитвы святого твоего старца.
Когда Андроник и Афанасия достигли
Иерусалима, то обошли здесь все святые места для поклонения. После сего они
пошли в Александрию поклониться мощам святого мученика Мины. Здесь, после молитвы
Афанасия, сказала Андронику:
– Отче, желаешь ли ты, чтобы мы
стали пребывать оба в одной келлии?
Андроник ответил:
– Останемся, – но я прежде спрошу
старца, – позволит ли он нам пребывать в одной келлии.
Афанасия продолжала:
– Пойди – спроси, а я буду дожидаться
тебя в скиту, который именуется Октодекатским8, и, если старец позволит, то приди
за мною и мы будем проживать в келлии в безмолвии, подобно тому, как мы и
странствовали в молчании, а если ты не в силах пребывать в молчании, то не
возвращайся за мною, так как я не желаю жить без подвига безмолвия, даже и в
том случае, если повелит то преподобный отец.
Андроник, придя к авве Даниилу,
рассказал ему все о своем спутнике Афанасии.
Тогда Даниил сказал Андронику:
– Возвратись же, возлюби молчание и
оставайся с Афанасием, потому что он – совершенный инок.
После сего Андроник, взяв с собою
Афанасию, увел ее в свою келлию, где она прожила в страхе Божием и безмолвии
еще других двенадцать лет. Несмотря на сие, Андроник не узнал своей жены,
потому что последняя усердно молилась Богу о том, чтобы не быть ей узнанной
мужем своим. Авва Даниил часто приходил к ним и поучал их. Один раз, когда
после пребывания у них и беседы о многих душеполезных предметах Даниил возвращался
в свою келлию, – прежде чем он успел дойти до нее, его догнал блаженный
Андроник, со словами:
– Отец Даниил, Афанасий отходит ко
Господу!
Старец, возвратившись, застал
Афанасию в сильном жару. При виде старца, Афанасия стала плакать, а старец говорил
ей:
– Тебе следует радоваться, а не
плакать: ведь, ты идешь в сретение Господа.
Афанасия отвечала:
– Я плачу не о себе, но об
Андронике. Но, отче, окажи любовь твою мне: после моей кончины ты найдешь у
меня в изголовье письмо, прочитай его и потом отдай Андронику.
Затем, после молитвы, Афанасия
причастилась Божественных Таин и отошла ко Господу. Братия пришли хоронить тело
и увидели, что то была женщина. Авва Даниил, найдя в изголовье постели Афанасия
письмо, прочитал его и передал Андронику. Тогда последний узнал, что Афанасия
была жена его.
После сего все прославили Бога.
Слух о сем распространился по всем лаврам, и авва Даниил, разослав иноков,
призвал всех Египетских отцов и тех, кои подвизались во внутренней пустыне.
Собрались обитатели всех Александрийских лавр и скитники, носящие белые одежды
(у тех скитников быль обычай – ходить в белых одеждах), и с честью похоронили
святое тело блаженной Афанасии, прославляя Бога, даровавшего ей таковое
терпение.
После погребения Афанасии, старец
Даниил прожил с Андроником семь дней, и в сей последний день, помянув
преставившуюся, Даниил пожелал взять Андроника в свою келлию. Между тем
Андроник упрашивал старца, говоря:
– Отче, оставь меня здесь, дабы мне
быть похороненным с подругой моей Афанасией.
Оставив его, старец удалился; но
еще не успел он достигнуть до келлии, как вновь нагнал его другой инок, говоря:
– Отец Андроник отходит ко Господу.
Старец немедленно снова послал за
ушедшими отцами и сказал им:
– Вернитесь со мною к отцу
Андронику.
Те, возвратившись, застали
Андроника еще живым и получили от него благословение. Когда Андроник в мире
скончался9, между скитянами Октодекатского
монастыря и другого, где подвизалась преподобная Афанасия и иноки коего носили
белые одежды, произошел большой раздор.
Последние говорили:
– Покойный – наш брат и мы хотим
его взять в наш скит, дабы нам помогали его молитвы.
Точно также и отцы скита
Октодекатского говорили:
– Сей брат – наш и посему пусть он
будет положен с блаженною сестрою его Афанасиею.
Тогда скитники другого монастыря
сказали:
– Как укажет архимандрит
Октодекатского скита, так мы и поступим.
Старец повелел похоронить Андроника
с Афанасиею. Между тем – скитники белоризцы не желали послушаться его, потому
что их было большинство, и они говорили:
– Старец выше страстей, и притом он
не боится соперничества, а мы, будучи юнейшими, хотим иметь у себя нашего
блаженного Андроника, чтобы он помогал нам своими молитвами: с нас довольно,
что мы оставили вам Афанасию!
После сего скитники едва
успокоились и похоронили преподобного Андроника вместе с блаженною Афанасией,
восхваляя Бога, дивного во святых Своих. Слава Ему во веки веков. Аминь.
_____________________________________________________________________________
1
Феодосий Великий – Римский император о 379 по 395 г. В его царствование вера
христианская была окончательно утверждена в Римской империи
2
С греческого «афанасиа» – бессмертие.
3
Скит – египетское слово – значит: весы, испытание сердца. Другие производят от
греческого ?????? – кожа, каковое словопроизводство указывает на то, что
первоначальные скитники – подвижники не имели правильно устроенных домов, а
довольствовались устройством кожаных прикрытий из шкур диких зверей. В
настоящем случае здесь разумеется не известный особый вид иноческих обителей, в
смысле отдельных келлий для одиноких отшельников, а известная местность, в
расстоянии дневного пути (25-30 верст) от горы Нитрийской, в северо-западной
части Египта. Это была безводная каменистая пустыня, излюбленное место
Египетских пустынников, прославившееся аскетическими подвигами спасавшихся в
ней иноков. От сей местности впоследствии и получили наименование скита
иноческие пустынные обители, в коих ревностнейшие иноки селились для
строжайшего уединения и ненарушимого безмолвия – ради пребывания в Боге Едином.
4
Лавра – с греч., часть города, переулок – собственно ряд келлий, расположенных
вокруг жилища настоятеля в виде переулков в городе, обнесенный оградой или
стеной. Иноки в лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в
своей келии, собираясь вместе для Богослужения в первый и последний день
недели, а в остальные дни сохраняя строгое безмолвие; жизнь в лаврах была много
труднее, чем в других обителях. С глубокой древности название лавры применяется
к многолюдным и важным по своему значению монастырям. Впервые появилось оно в
Египте в затем в Палестине. В настоящее время имя Лавры употребляется у нас
исключительно в смысле почетного названия.
5
Память преп. Даниила Скитского совершается Церковью в субботу сырную.
6
Фиваида – область знаменитого в древности Египетского города Фивы; этим же
именем назывался, по имени главного города, и вообще весь верхний (южный)
Египет.
7
Среди других обителей здесь славился строгим подвижничеством и женский
Тавеннисиотский монастырь.
8
Монастыри Скитской пустыни различались по номерам, соответственно расстоянию
своему от Александрии («Октодекатский» – восемнадцатый).
9
Скончался в первой половине V века.