Главная | Карта сайта | Библиотека |
Страдание святого мученика Ореста
Когда в Риме царствовал нечестивый
император Диоклитиан, к нему однажды пришел один из его сановников, по имени
Максимин, и сказал:
- Великий
государь, избранник богов и верховный вождь, молю тебя, повели мне пройти
Киликийские и Каппадокийские страны и предать различным мучениям ненавистных
христиан, противников наших богов и твоей власти. Я сожгу их в огне, потоплю в
воде, раздроблю их тела на колёсах и сломаю их кости, убью мечем, отдам на съедение
зверям, и, погубляя их всякими способами, истреблю и самую память на земле о
тех, кои не поклоняются великим богам и не повинуются твоему владычеству.
Такая речь
Максимина очень понравилась царю, и он отвечал ему:
- Даю тебе
власть уничтожить всё нечестивое христианство не только в Киликии и Каппадокии,
но и во всем моем царстве, да умножится и возвеличится слава отечественных
богов, наших владык и покровителей всей земли.
Приняв
такую власть от царя, Максимин с великою гордостью и озлоблением, подобно тому,
как хищный волк на овец, или как лев, рыкающий на слабейших зверей, отправился
губить неповинных христиан. Достигнув Каппадокийской страны, он вошел в один
город, называемый Тианы1, и когда стал там
спрашивать о христианах, то услыхал от граждан, что в этом городе есть врач,
христианин, по имени Орест, который каждодневно с большим усердием учит народ
почитать Сына Божие Иисуса Христа и говорить, что нет другого бога, кроме
Единого истинного Бога, сущего на небесах. Князь Максимин, услыхав это, повелел
тотчас взять Ореста и привести к нему на суд.
Когда
Орест быль приведен на нечестивый суд, князь гордо посмотрел на него и грозно
спросил:
- Кто ты
такой? скажи нам твое имя?
Святый
отвечал:
- Я раб
Господа моего Иисуса Христа, Единого Бога всех, имя мое христианин, ибо Кого я
раб, Того именем и похваляюсь.
Князь
сказал ему:
- Так как
ты дерзнул называть богом Христа, а себя исповедал христианином, то ты достоин
казни; но оставь свое безумие и принеси жертву богам, чтобы тебе не претерпеть
мучений.
Святый
Орест отвечал на это:
- "Так
говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под
небес" (Иер. 10:11), а я еще от отрочества своего научился приносить
жертву хвалы Богу живому, Коего почитаю чистым сердцем, твоим же бесстыдным и
суетным бесам, которых ты называешь богами, не поклонюсь.
Князь
снова спросил Ореста:
- Отчего
ты не скажешь нам твоего имени, которое тебе дано при рождении?
- Я сказал
тебе, - отвечал святый, - что я христианин, и это имя для меня гораздо славнее
имени, данного мне родителями, и выше всех знаменитых имен в мире. Если же ты
желаешь знать то имя, какое я имею от рождения, я скажу тебе: от плотского
рождения я получил имя Орест, от духовного же рождения называюсь христианином;
а так как духовное рождение выше плотского, то я и считаю для себя большею
честью называться христианином, нежели Орестом.
Тогда
князь, надеясь хитростью соблазнить раба Христова, стал ему говорить так:
- Жалею я,
Орест, твою молодость, и желаю пощадить тебя; слышал я, что ты и во врачебном
деле искусен, и потому не буду тебя губить, но советую исполнить царское
распоряжение. Сделав так, ты будешь мне вместо сына, будешь почитаем и
прославляем всеми; о тебе узнает царь и от него ты получишь великую милость.
Но святый
отвечал:
- Не
прельстишь меня, князь, хитрыми твоими словами, ибо я не ищу временной почести
и не избегаю поношения за Господа моего, но готов претерпеть за Него
всевозможные мучения, потому что желаю обрести Его благоволение и наречься Его
сыном в Царстве Небесном, ибо "которые приняли Его, верующим во имя
Его, дал власть быть чадами Божиими" (Иоан. 1:12). На сие князь сказал
Оресту:
- Безумный
и дерзкий человек, ты прельщаешься, считая Единым Богом Христа, Коего, как
злодея, распяли Иудеи.
Орест
отвечал ему:
- Если бы
ты узнал великую силу Распятого, то отверг бы суетное почитание идолов и
поклонился бы Тому, Кто действительно есть Бог, рожденный от истинного
невидимого Бога, соединивший Своею волею Божеское естество с человеческим и
избавивший нас от пагубного диавольского прельщения.
Выслушав
ответ Ореста, князь сказал ему:
- Своими
лукавыми словами ты раздражаешь мой слух; неужели ты и меня хочешь обратить в
твою нечестивую веру? Знай, что своих богов я не оставлю и вашему Христу не
поклонюсь, а тебе скажу: оставь твоего Христа, поклонись нашим богам и принеси
им жертвы, и если это сделаешь, получишь власть, равную моей.
Но сие не
прельстило святого, и он ответил князю:
- Я
покланяюсь вечному Богу, всегда мне оказывающему благодеяние, - Господу Иисусу
Христу, и Ему служу, бесам же вашим не принесу жертвы и никогда не буду
участником в вашем пагубном нечестии.
После
этого князь привел святого Ореста в идольский храм, украшенный золотом и
серебром и наполненный драгоценными идолами, и там сказал ему:
-
Поклонись, Орест, сим честным богам.
Но святой
отвечал на это:
- Ты
сильно ошибаешься, князь, не зная истины: твои боги сделаны на соблазн людям из
золота, серебра, меди и из железа; они не видят, не слышат, так как сделаны
руками людей, и не могут ни себе помочь, ни кому-нибудь другому сделать добро,
-ради чего же я буду им покланяться?
Тогда
князь снова сказал святому:
- Ответь
мне в последний раз, Орест, поклонишься ли ты богам, или нет - иначе ожидают
тебя мучения.
Святой
отвечал:
- Ты
думаешь, князь, что я страшусь твоих угроз? Нет, не надейся устрашить меня
мучениями, но сделай, что желаешь; ведь, ты не знаешь, что со мною Господь
Иисус Христос, мой Помощник.
После сего
князь повелел обнажить святого Ореста и сильно бить его тут же в идольском храме.
А святой, когда начали его мучить, поднял руки к небу и говорил:
- Призри с
небес, Боже мой, и помоги мне, рабу Твоему. Святого били без снисхождения
различными орудиями: палками, верёвками и воловьими жилами - и столько времени
били его, что сорок воинов переменились, орудия сломались и разорвались, а на
теле святого не осталось целого места, свободного от ран, и обнажились его
внутренности. Но святой Орест всё мужественно переносил, так что все удивлялись
такому его терпению.
В то время
как святого били, князь говорил ему:
- Принеси
жертву богам и я отпущу тебя.
Но
страдалец ничего не отвечал на это. Потом князь приказал опалять ребра святого
раскалённым железом, возливать на раны его уксус, смешанный с желчью, и
посыпать их солью. А святой мученик, возведя свои очи к небу, молился: "покажи
на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты,
Господи, помог мне и утешил меня" (Пс.85:17). И, так помолившись,
дунул на идолов, стоявших в храме, и они тотчас все упали и рассыпались в прах.
Тогда святой громким голосом сказал князю:
- Где же
сила твоих богов, отчего же они не помогли себе?
Все бежали
вон из храма, объятые сильным ужасом, вышел и святой мученик, и как только
вышел, весь храм потрясся и развалился.
Князь
приказал отвести святого Ореста во внутреннюю темницу и повелел темничному
сторожу не давать святому ни хлеба, ни воды, но мучить его голодом и жаждою. А
святой Орест, войдя в темницу, поднял свои руки к небу и стал молиться:
- Господи
Иисусе Христе, научивший меня благочестию еще от юности моей, и отогнавший от
меня всякое нечестивое пожелание, заблуждение и прельщение, создавший небо,
землю и море для людей, приведший в Свой покой святых Твоих Авраама, Исаака и
Иакова! молю Тебя, не оставь и меня, ибо я всего себя отдал Тебе, сопричисли и
меня к лику пострадавших за Твое Имя и наследовавших Твое Царство.
Так
молился святой и пробыл в темнице без пищи и питья семь дней. На восьмой день
князь велел вывести святого из темницы и привести к нему на суд, где сказал
ему:
- Дерзкий
и нечестивый человек, враг наших богов, ты всё еще ожесточен и не желаешь
покориться! Знай же, что если ты не поклонишься богам, то я предам тебя ужасным
мучениям и без снисхождения лишу тебя жизни, а твое нечестивое тело повелю
утопить в воде.
Святый
Орест на это ответил:
- Я готов
претерпеть всякие мучение, ибо я в сердце своем всегда ношу образ Господа моего
Иисуса Христа.
Тогда
мучитель исполнившись ярости, повелел принести двенадцать железных гвоздей,
длиною в пядень2, и вбить их в пятки святому
Оресту. Когда это было сделано, князь повелел привязать святого Ореста к дикому
коню и влачить до тех пор пока святой не умрет. Конь, сильно гонимый, влачил
святого по дорогам и по полям, по терновнику и по острым каменьям, и в сих
мучениях святый страстотерпец Орест предал дух свой Господу Богу3, будучи увлечен конём за двадцать четыре
поприща4 от города. Тело его мучитель повелел
бросить в реку, называемую Фива. Но вдруг явился некий, светлый как солнце,
человек и, собрав мощи святого, предал их погребению на горе, близ города
Тианы. Богу нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Написатель
сего жития5, приготовив уже его к печатанию во
святой великой Киево-Печерской лавре, в 1685 году от Рождества Христова, и
окончив описание страданий сего святого мученика Ореста в одну ночь святого
поста пред Рождеством Христовым, незадолго до заутрени, в сонном видении,
получил откровение о еще больших страданиях святого мученика. Во сне явился ему
сам святой мученик Орест и, смотря на него весёлым взором, сказал:
- Я больше
пострадал за Христа, нежели ты написал. Сказав так, мученик открыл свою грудь и
показал в левом боку великую рану, проникающую до самых внутренностей, и
сказал:
- Сие мне
железом прожжено.
Потом,
открыв правую руку до локтя, показал рану около самого локтя, говоря:
- Сие мне
перерезано.
В сей ране
были видны перерезанные жилы. Также, открыв левую руку, святый показал на ней
такую же рану, как и на правой руке, и сказал:
- И здесь мне перерезано.
После
сего, наклонившись, мученик обнажил до колена ногу и показав на сгибе колена
рану, а также обнажив и другую ногу до колена и показав такую же рану на том же
месте, сказал:
- А сие
мне косою рассечено.
Затем,
став прямо и смотря в лицо написателю жития сего, мученик сказал:
- Видишь,
что я больше пострадал за Христа, нежели ты написал.
Когда
написатель думал, какой же сей Орест, не тот ли, который пострадал в числе пяти
мучеников6, то святой мученик ответил на его
мысль:
- Я не тот
Орест, который пострадал в числе пяти мучеников, но тот, житие коего ты написал
сегодня.
Во время
сих слов святого Ореста послышался благовест к утрене, и видение окончилось.
________________________________________________________________________
1
Тианы, древний город Каппадокии, у подножия Тавра, близ Киликийских ущелий.
2
Пядень - древняя мера длины. Она равнялась пространству от конца большего
пальца до конца мизинца.
3
Кончина мученика Ореста последовала около 304 года. Память его празднуется еще
9 июля.
4
Поприще - мера расстояний, равняющаяся нашим 690 саженям. Следовательно,
двадцать четыре поприща составляют тридцать три версты с небольшим.
5
Т.е. Св. Димитрий Ростовский.
6
Память коих празднуется Церковью 13 декабря.