Главная | Карта сайта | Библиотека |
Феодоровская - Костромская икона Божией Матери (1613)
Феодоровская - Костромская икона Божией
Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе
Божией Матери.
Название свое икона получила от
великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра
Невского, носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим
братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой
деревянной часовне близ старинного города Городца -
позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский
монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве
с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239
году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а
оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра
Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди - святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца - Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 - 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона
Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом
Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер
Василий Ярославич был "мизинным", то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии - Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела - наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 - 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от
внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско
выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную
Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной
иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого
образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и
изгнаны из Русской земли.
Летописи
рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и
духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира
В
1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого
были осенены благословением Феодоровской иконы Божией
Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая
икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление
памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое
распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII
века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен
при обрании (обретении) на царство Михаил Романов. В
память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование
иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились
многочисленные списки с Костромской Феодоровской
иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила -
инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими
события из истории чудотворного образа.
В
1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского
монастыря Лонгин написал "Сказание о явлении и чудесах Феодоровской
иконы Богоматери в Костроме". Не все содержащиеся в ней сведения совпадают
с изложенными выше, у народной памяти, своя
хронология, свои законы.
Феодоровская
икона - двухсторонняя. На обратной стороне - образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии.
Предполагают, что появление образа Параскевы на
обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.