Главная | Карта сайта | Библиотека |
Синаксарь на Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
Когда Незаходимое Солнце правды -
Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в
чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от
неплодной рождение денницы Его - святого Иоанна Предтечи: ему, как
провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря:
"идет за мною Сильнейший меня" (Мрк.1:7).
И вот, когда исполнилось святой
Елизавете время родить, она родила сына в старости своей, от заматоревшей
утробы, как в древнейшие времена родила Сарра Исаака. Так одно чудо предваряет
другое: прежде чем Дева рождает Христа, заматоревшая во днях своих рождает
Предтечу Христова, чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состарившейся,
поверили и преестественному рождению от небрачной девицы и сказали себе:
"всемогущая Десница Божия, разрешившая неплодство старицы, сильна и
нетленную Деву соделать чистою Матерью". Потому-то чудесному рождению
Спасителя мира предшествует чудесное рождение Предтечи. Этому надлежало быть
для того, чтобы одним чудом приготовить мир к восприятию другого чуда: увидев
матерь, заматорелую во днях своих, люди становились более способными к
лицезрению Приснодевы, родившей Сына; сделавшись свидетелями дивного рождения
от престарелой Елисаветы, они приуготовлялись к вести о "странном"
рождении Христа от Девы. Ибо в том и другом событии, по воле Всемогущего Бога,
Коему повинуется всякое естество, "чин рождения препобедил естества
уставы"1.
Когда Елисавета родила Предтечу
Христова, то все ее сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении,
радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость - отнял
у нее "поношение бесчадства". Так исполнились слова благовестника
Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: "жена твоя Елисавета
родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются" (Лк.1:13-14). Тогда радовались как
сродники Захарии, так и те, кто исполнен был пламенного ожидания Мессии
Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайне воплощения Сына
Божия, однако дух их, окрыляемый под воздействием Духа Святого, - самым
событием рождения Предтечи таинственно подвигнуть был на радость, и они увидели
в этом событии как бы некоторое уверение в том, что дождутся чаемого Мессии.
В 8 день по рождении Предтечи
пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде
обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца - Захариею. Но
мать младенца не соглашалась на то; имея мужа-пророка и родивши пророка-сына,
святая Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому
предведению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым повелел
наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, - ибо Захария
возвратился их храма в дом свой, имея как бы связанный язык, и не мог
рассказать своей супруге, что он видел ангела, который благовестил ему о
зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн. Итак, наставляемая Духом
Святым, святая матерь называет младенца Иоанном - пророчески, как она и прежде
пророчески познала пришествие к ней Матери Божией, когда говорила: "И
откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лк.1:43).
Тогда священники и родственники
стали знаками вопрошать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил
дощечку и на ней написал: "Иоанн имя ему" (Лк.1:63). И тотчас же отверзлись уста
Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя
Бога. Все дивились столь многим чудесам, которых свидетелями они были, -
изумлялись и тому, что состарившаяся родила младенца, и тому, что
немотствовавший отец мыслил о имени сына одинаково с матерью, и тому, что
немой, по написании имени, стал говорить и написанное рукой произнес языком, -
как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые, после написания
Захариею этого имени, отверзлись для прославления Бога. Слушая речи Захарии, все
дивились и ужасались еще более и поведали о всём виденном и слышанном во всей
горней стране иудейской, то есть в пределах священного города Хеврона2, в котором был дом Захарии.
Город этот с его пределами, еще
во дни Иисуса Навина, отделен был священническому племени Аарона. От Иерусалима
он отстоял на расстоянии 8-ми часов пути и был расположен немного дальше
Вифлеема на возвышенном месте. "Горним градом" он назывался из-за
высоких гор, на которых он был расположен; при этом пределы его носили название
"горней страны", как о том написано в Евангельском повествовании о
путешествии Пресвятой Богородицы к ее родственнице Елисавете: "Встав же
Мария во дни сии (из Назарета Галилейского), с поспешностью пошла в
нагорную страну, в город Иудин, т.е. в Хеврон, и вошла в дом Захарии, и
приветствовала Елисавету" (Лк.1:39-40).
Таким образом, здесь-то в
Хевроне, в горнем граде колена Иудова, посреди нагорной страны, и происходили
все те изумительные и чудесные события, о которых было говорено выше. И все
слышавшие об эти событиях много дивились и с недоумением думали: "что
будет младенец сей?" (Лк.1:66).
И рука Господня была с
новорожденным отроком, умножающая в нем действие благодати Божией и соблюдающая
его от меча Ирода. Ибо о чудесном рождении Иоанна дошел слух и до Ирода, и он
много дивился ему, говоря в себе "что будет младенец сей!"
Когда же родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме иудейском и с востока
пришли волхвы3 и расспрашивали о новорожденном
Царе иудейском, тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, с повелением избить там
всех дутей мужского пола, - вспомнил и о Иоанне, сыне Захарии, о котором он
слышал много чудесного, и стал размышлять: "не он ли будущий царь
иудейский". Поэтому, терзаясь злобою, он задумал убить и его, и с этою
целью нарочито послал убийц в Хеврон, в дом Захарии. Однако посланные не нашли
святого Иоанна.
Когда начались в Вифлееме
безбожные убийства детей, то глас и вопль, бывший в Вифлееме, дошел и до
Хеврона, отстоявшего от города Давидова в недалеком расстоянии; при этом здесь
узнали и о причине бывшего в Вифлееме плача. Святая Елисавета, взяв отрока
Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в высочайшие горы пустыни ( в это время
святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя прилучившуюся чреду служения
своего). Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося
Его защитить ее с отроком. И когда, с высоты гор, она увидела приближающихся
воинов, то возопила, обратившись к каменной скале:
- Гора Божия! приими матерь с
чадом!
И тотчас расступилась гора,
приняла Елисавету с отроком Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от
настигавших убийц. Так воины, не найдя искомого, возвратились к пославшему их с
пустыми руками. Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать
ему "отдай мне сына твоего".
Святой Захария ответил:
- Я служу теперь Господу Богу
Израилеву, а где в настоящее время сын мой, - того не знаю.
Ирод сильно разгневался и снова
послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет
сам. И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление
беззаконного царя, и с яростью говорили священнику Божию:
- Где ты скрыл своего сына? Выдай
нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына
своего.
Захария на это мужественно
ответил:
- Вы убьете тело мое, Господь же
примет мою душу.
И тотчас убийцы, исполняя
беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между
церковью и алтарем (Мф.23:35).
Пролитая кровь его впитавшись осталась на мраморе и сделалась как камень, во
свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.
Между тем Елисавета, сокрытая
Богом вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божьему
повелению, образовалась для них пещера; вблизи нее явился источник и выросла
финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи,
дерево преклонялось, - когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось.
По прошествии 40 дней послей
убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в упомянутой пещере. С того
времени святой Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до
дня явления своего Израильскому народу. Так хранила и покрывала рука Божия
святого Иоанна, да предъидет он пред лицом Господним, духом и силою Илииною, и
уготовит путь Ему, грядущему спасти род человеческий. За всё сие да славится
Христос, Бог и Спас наш, со Отцам и Святым Духом во веки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Пророче и предтече пришествия
Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтуще тя: неплодство бо
рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и
воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
Кондак, глас 3:
Прежде неплоды днесь Христова
Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества; егоже бо пророцы
проповедаша, на сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк,
проповедник, вкупе и предтеча.
______________________________________________________
1 Выражение взято из
богородичного догматика.
2 Хеврон (называемый теперь у
арабов Ель-Халиль), - город, расположенный на юге Палестины, один из самых
древнейших городов Азии. Он был известен как древний город еще во времена
Авраама и, по известию Флавия (историк иудейский, живший в начале христианской
эры), около его времени ему считалось уже 2300 лет. Город издавна считался у
евреев священным, так как в нем находятся гробницы Авраама и Сарры, Исаака и
Ревекки, Иакова и Лии. Во дни Константина Великого над погребальною пещерою
Авраама была воздвигнута церковь, которая обращена мусульманами в мечеть. Самый
город лежит на высоте на тысячу футов выше Иерусалима, в глубокой и узкой
долине, с обеих сторон окруженной горами. Вся долина и склоны гор заняты
садами, - масличными, фиговыми, абрикосовыми, гранатовыми и виноградными. В настоящее
время город имеет до 10000 жителей, которые занимаются здесь выделыванием
стекла, хлебопашеством, разведением фруктовых садов и виноделием.
3 Под именем волхвов в
древности разумелись люди мудрые, обладавшие знанием тайных сил природы, светил
небесных и т.п. Волхвы, приходившие на поклонение Христу, по видимому, были из
Персии. Они были астрологи, т.е. служили звездам и занимались наблюдением за
светилами небесными. Очевидно, они были при этом люди добродетельные, почему и
удостоились особенных откровений Божиих.