Главная | Карта сайта | Библиотека |
Житие и страдания святого апостола Варфоломея
Святой апостол Варфоломей был один из числа двенадцати апостолов Христовых. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков (Деян.1:13; 2:1-4), святому Варфоломею выпал жребий, вместе с апостолом Филиппом, идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Туда они оба и отправились - то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей ко спасению через веру в Иисуса Христа.
Проповедуя Евангелие в Малой Азии, святой Филипп на некоторое время отделился от святого Варфоломея и обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии1. В это время святому Варфоломею, проповедовавшему Христа в соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу. Присоединясь к нему, святой Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в апостольских трудах и подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его - девица Мариамна, и все вместе они стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя города Сирии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биение и скорби, были заключены в темницы, избиваемые камнями, но несмотря на все гонения, благодатью Божиею, оставались живы для предстоящих трудов по распространению веры Христовой.
В одном из лидийских селений они встретили возлюбленного
ученика Христова, святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну
Фригийскую. Войдя в город Иераполь2, они
проповедовали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым
поклонялись все его жители; между другими ложными божествами была там одна
громадная ехидна3, для которой был построен
особый храм; туда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные
жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Святой Филипп,
прежде всего, вместе с своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем
помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они
вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой, умертвили
ее. После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для
проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду
святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались
в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших
свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову
Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.
В том городе жил один человек, по имени Стахий, бывший
слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные
очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия,
святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой
Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы
поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих
больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что
большое число людей уверовало во Христа и крестилось.
Жена начальника того города, по имени Никанора, была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она в отсутствие своего мужа повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное - от укушения змеи и душевное - от бесовского обольщения, ибо, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научена веровать во Христа. Страшно разгневавшись, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахиев сжечь, - что и было исполнено. Собралось множество народа - и святых апостолов Филиппа, Варфоломея, а также и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, поругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого, начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых: и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: "Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились эти чужестранцы, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы, знаменитая наша богиня-ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов!"
Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, - и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие.
Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступени ног его и
продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой перед дверями
капища ехидны и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли святого
Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение: земля
разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством
неверующих. Все оставшиеся в живых - и верующие и язычники - пришли в великий
страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить
Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех.
Поспешно бросились снимать с крестов распятых апостолов. Святой Варфоломей был
повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять со креста,
потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное
произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть,
перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким
образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им
грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению
его, и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за
исключением градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все громким голосом
исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда
хотели снять со креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу
святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все
время смотревшая на страдание и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала
и лобызала снятое с дерева тело его, и радовалась, что Филипп сподобился
пострадать за Христа4. Святой Варфоломей
совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом
Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого апостола Филиппа. На
том месте, где истекла кровь святого Апостола, произросла в три дня виноградная
лоза, в знамение того" что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя
Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим во Царствии Его.
После погребения Апостола Филиппа, святой Варфоломей с
блаженной девой Мариамной пробыли несколько дней в Иераполе, утверждая в вере
Христовой вновь основанную церковь, а затем отправились каждый в свой путь.
Святая Мариамна направилась в Ликаонию5 и
здесь, среди успешного благовествования слова Божия, мирно преставилась ко
Господу6. А святой Апостол Варфоломей
отправился в Индийские страны, где и пробыл довольно продолжительное время,
трудясь в благовестии Иисуса Христа, проходя по городам и селениям и исцеляя
болящих Его именем. Посветив своей проповедью многих из язычников и устроив
церкви, он перевел на их язык Евангелие от Матфея, которое носил с собой и
передал им. У них же он оставил Евангелие, написанное на еврейском языке,
которое по прошествии ста лет и было принесено в Александрию Пантеном,
философом христианским7. Из Индии святой
Варфоломей отправился в Великую Армению8.
При его появлении здесь идолы или, лучше сказать, бесы, обитавшие в идолах,
умолкли, громко прокричав последние слова, что Варфоломей их мучит и скоро
изгонит. И действительно, не только из идолов, но и из людей изгонялись
нечистые духи при одном уже приближении апостола; и ради этого многие
обращались ко Христу.
У царя той страны Полимия была бесноватая дочь, устами
которой бес взывал: "Варфоломей и отсюда гонишь ты нас!"
Царь, услышав об этом, приказал немедленно найти Варфоломея; и когда апостол Христов пришел к беснующейся, бес тотчас бежал от нее, и царевна получила исцеление. После этого царь, желая отблагодарить святого, послал к нему верблюдов, навьюченных золотом, серебром, жемчугом и другими драгоценными дарами. Апостол же, исполненный нищеты духовной (ср. Мф.5:3), ничего из присланного не оставил у себя, отослав все обратно к царю со словами: "Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом".
Царь Полимий, умилившись такими словами, уверовал во Христа со всем своим домом, принял крещение от самого святого апостола вместе с царицей и исцелевшейся дочерью своей и со множеством вельмож и великим числом людей из народа: ибо до десяти городов и больше приняли тогда, по примеру царя, святое крещение.
При виде этого идольские жрецы вознегодовали на святого
апостола, тяжко печалясь о том, что их боги уничтожались, идолослужение
исчезало, и капища их, откуда они получали пропитание, приходили в запустение.
Приступив к брату царя - Астиагу, они научили его погубить Варфоломея и
отомстить ему за обиды их богов. Тот же, улучив удобное время, схватил святого
апостола и в городе Альбане9 распял его на
кресте головой вниз. Святой же апостол с радостью страдал за Христа и, вися на
кресте, не переставал возвещать слово Божие; верующих он утверждал в вере,
неверующих же увещевал познать истину и от тьмы бесовской обратиться к свету
Христову. Этого не мог слышать мучитель и велел с апостола содрать кожу, святой
же, с великим терпением перенося эти мучения, не умолкал" поучая всех о
Боге и вознося славословия Ему. Наконец, мучитель повелел вместе с кожей усечь
и главу святого Варфоломея. Тогда умолкли его богоглаголивые уста, тело же,
когда была отнята от него голова, осталось висеть на кресте, имея ноги,
обращенные кверху, как бы показывая тем шествие апостола к небу. Так скончался
апостол Христов Варфоломей, после многих болезней и трудов перейдя в
безболезненный покой, в радость Господа своего10.
Бывшие при кончине святого апостола верующие, сняв с креста его тело, главу и
кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе,
Албане, что в Великой Армении. И подавались от мощей апостольских чудесные
исцеления болящим, ради чего многие из неверующих обращались ко Христовой
Церкви.
Спустя довольно продолжительное время жестокие гонители,
овладевшие той страной, помраченные идолобесием, слыша от других и сами видя
чудеса, совершавшиеся от мощей святого, не желая познать Божию силу, взяли те
святые мощи в оловянной раке и ввергли их в море. Оловянная же рака, плывя по
воде подобно легкой ладье, пристала к острову Липару.11
Тамошний епископ Агафон, узнав по откровению во сне о том, что к их острову
приплыли святые мощи, вышел с клиром и со всем народом на берег моря. Увидав
мощи святого апостола, епископ и все пришедшие сильно удивились, как оловянная
рака не потонула в воде, но легче лодки проплыла столь далекий морской путь. И
все прославили Бога, творящего столь дивные и чудные дела Свои. Взяв раку со
святыми мощами, они с великой радостью перенесли ее с псалмопениями в свою
церковь12.
Не подобает умолчать и о следующем, находящемся в житии
преподобного Иосифа Песнописца13, сказании о
святом апостоле Варфоломее.
Будучи однажды в Фессалии, преподобный Иосиф получил от одного известного ему добродетельного мужа часть мощей святого апостола Варфоломея. Принеся ее в свою обитель, находившуюся близ Константинополя и построив там особую церковь во имя святого Апостола Варфоломея, Иосиф с честью положил в ней часть святых мощей его. Питая великую любовь и веру к святому апостолу, он часто сподоблялся видеть его в сновидениях и желал посему украсить праздник святого апостола хвалебными песнопениями; однако он не решался сделать этого, сомневаясь, будет ли угодно это дело святому апостолу, и усердно молил Бога и апостола Божия открыть ему это и даровать премудрость свыше для создания, достойных святого Варфоломея, хвалебных стихов. С постом и слезами молился преподобный Иосиф сорок дней, и когда приблизился день памяти апостола, в навечерие празднества увидел он, что в алтаре явился святой Варфоломей, облеченный в белые ризы, и открыл алтарную завесу, призывая его к себе. Когда же преподобный Иосиф подошел ближе, святой апостол взял с престола святое Евангелие и положил его на грудь Иосифу, со словами: "Да благословит тебя Десница всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды небесной премудрости: сердце твое да будет храмом Духа Святого, и песнопения твои да усладят вселенную".
Так сказал святой Апостол Варфоломей и стал невидим, а преподобный Иосиф, ощутив в себе благодать премудрости, исполнился неизреченной радости и благодарения. С того времени начал он писать церковные гимны и каноны, которыми украсил праздник не только святого апостола Варфоломея, но и многих святых, по преимуществу же почтил он многими канонами Пречистую Богоматерь и святителя Николая. Обильно украсил он святую Церковь песнопениями, за что и получил наименование песнописца. За все сие Христу Спасителю нашему слава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Некоторые думают, что Варфоломей - одно и то же лицо с
Нафанаилом, которого Филипп привел ко Христу (Ин.1:45). Именно считают, что имя
этого апостола Христова было Нафанаил, по прозванию же, или лучше сказать - по
отцу, он назывался Варфоломей, то есть сын Фоломеев. Ибо слово "вар"
с еврейского переводится сын, как и в другом месте Христос Господь сказал
Апостолу Петру: "блажен ты, Симон,
сын Ионин" (Мф.16:17), то есть, сын Ионин. И слепец Иерихонский
назывался Вартимей, то есть сын Тимеев. Так толкуют и о Варфоломее, что он по
отцу назывался Варфоломей - сын Фоломеев; ибо Фоломей у евреев было имя древнее
и часто употреблявшееся, настоящее же имя Варфоломея, полагают, было Нафанаил.
Предполагают же это на таком основании. Прежде всего, в Евангелии нигде не
говорится о призвании к апостольству Варфоломея, если только не считать вместо
него имя Нафанаил. Затем, первые три евангелиста: Матвей, Марк и Лука,
повествующие о Варфоломее, ничего не говорят о Нафанаиле, а евангелист Иоанн,
повествующий о Нафанаиле, не говорит о Варфоломее и говоря о ловлении рыб при
явлении воскресшего Спасителя называет Нафанаила в числе лиц, близких к
апостолам, - именно, он говорит: "были
вместе Симон Петр, и Фома, и Нафанаил, и сыновья Зеведеевы" (Ин.21:2).
Но иные толкователи с этим не согласны и, согласно с Прологом полагают, что
Симон Зилот - одно лицо с Нафанаилом, а некоторые полагают, что Нафанаил - один
из числа 70 учеников Христовых.
Кондак, глас 4:
Явился еси великое солнце вселенней, учений сияньми и чудес
страшных, световодя почитающыя тя, Варфоломее Господень Апостоле.
________________________________________________________________________
1 Лидия и Мизия - северо-западные области Малой Азии.
2 Город Иераполь (с греч. священный город) - находился
в малоазийской области Фригии. Иераполь некогда имел епископа,
присутствовавшего на 1 Вселенском соборе в 325 г. В настоящее время здесь одни
развалины, и место это служит пристанищем для прокаженных.
3 Ехидна - ядовитая змея, величиною более сажени,
уязвление ее очень опасно и в большинстве случаев оканчивается скорой смертью.
4 Память св. апостола Филиппа (из 12) празднуется 14
ноября.
5 Ликаония - одна из серединных областей Малой Азии,
на границе с Фригией.
6 Память святой Мариамны празднуется 17 февраля.
7 Пантен (жил во III веке) один из знаменитых учителей
александрийской школы, в которой получили христианское просвещение многие из
отцов Церкви.
8 Великая Армения - горная страна между рекой Курой и
верховьями рек Тигра и Евфрата, она называлась Великой Арменией в
противоположность Малой Армении - области между верховьями рек Евфрата и
Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 г. по Р,
Х. - в состав Римской империи.
9 Альбан (или Албанополь, также Абарнополь) - город на
западном берегу Каспийского моря - нынешний Баку.
10 Святой Апостол Варфоломей скончался в 71 г. по Р.
Х.
11 Липара - один из золийских островов между Италией и
Сицилией.
12 При императоре Анастасии, около 508 г., мощи св.
Апостола Варфоломея перенесены были из Альбана в город Дары (в Месопотамии).
Когда, в 574 г., персы овладели этим городом, то некоторые из дарских христиан
взяли св. мощи апостола и удалились с ними к берегам Черного моря, где были
застигнуты врагами, которые бросили честные мощи в море; но они не потонули, а
приплыли чудесно на остров Липару. Впоследствии остров был взят арабами,
которые рассеяли мощи Апостола Варфоломея, но они чудесным образом были собраны
воедино; св. Варфоломей явился одному монаху и указал место, где найти их.
После этого мощи св. апостола были перенесены в Неаполитанский город Беневент
(в IX веке), откуда их перенесли (по крайней мере часть св. мощей) в X столетии
в Рим. Перенесение мощей св. апостола на остров Липару вспоминается Церковью 25
августа.
13 Преподобный Иосиф Песнописец жил в IX веке; память
его празднуется Церковью 4 апреля.