Главная | Карта сайта | Библиотека |
Преподобный авва Дорофей из обители аввы Серида (ок. 620)
Преподобный авва
Дорофей был учеником преподобного Иоанна Пророка в
палестинском монастыре аввы Серида
в VI веке.
В молодости он усердно изучал
науки. "Когда учился я внешнему учению, - писал авва,
- то вначале весьма тяготился я учением, так что, когда приходил брать книгу,
то шел как бы к зверю. Но когда стал я принуждать себя, то Бог помог мне, и я
так привык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теплоты, ощущаемой при
чтении. Никогда не могли завлечь меня за трапезу к кому-либо из друзей моих,
даже не ходил к ним и для беседы во время чтения, хотя любил я общество и любил
товарищей моих. Когда отпускал нас философ... я отходил туда, где жил, не зная,
что буду есть, ибо не хотел тратить времени для
распоряжения насчет пищи". Так впитывал преподобный авва
Дорофей книжную премудрость.
С еще большей ревностью посвятил он
себя иноческому деланию, когда удалился в пустыню. "Когда пришел я в
монастырь, - вспоминал преподобный, - то говорил себе: если столько любви,
столько теплоты было для внешней мудрости, то тем более
должно быть для добродетели, - и тем более укрепился".
Одним из первых послушаний
преподобного Дорофея было встречать и устраивать приходивших в обитель
богомольцев. Ему приходилось беседовать с людьми разного положения, несшими
всевозможные тяготы и испытания, боримыми
разнообразными искушениями. На средства одного брата преподобный Дорофей
выстроил больницу, в которой сам прислуживал. Сам святой авва
так описывал свое послушание: "В то время я только что встал от болезни
тяжкой. И вот приходят странники вечером, - я проводил с ними вечер, а там
погонщики верблюдов, - и им приготовлял я нужное; много раз случалось, что
когда отходил я спать, встречалась другая нужда, и меня будили, - а затем
приближался час бдения". Чтобы бороться со сном, преподобный Дорофей
упросил одного брата будить его к службе, а другого не позволять дремать во
время бдения. "И поверьте мне, - говорил святой авва,
- я так уважал их, словно от них зависело мое спасение".
В течение 10 лет преподобный
Дорофей был келейником у преподобного Иоанна Пророка.
Еще и прежде он открывал ему все помыслы, а новое послушание соединил с
совершенным преданием себя в волю старца, так что не
имел никакой скорби. Беспокоясь, что он не исполнит заповедь Спасителя о том,
что многими скорбями подобает войти в Царство Небесное, авва
Дорофей открыл этот помысл старцу. Но преподобный
Иоанн ответил: "Не скорби, тебе не о чем беспокоиться, кто находится в
послушании у отцов, тот наслаждается беззаботностью и
покоем". Преподобный Дорофей считал счастьем для себя служить великому
старцу, но всегда был готов уступить эту честь другим. Кроме отцов обители аввы Серида преподобный Дорофей
посещал и слушал наставления и других современных ему великих подвижников, в
том числе и преподобного аввы Зосимы.
После кончины преподобного Иоанна Пророка, когда авва Варсануфий принял на себя совершенное молчание, преподобный
Дорофей оставил монастырь аввы Серида
и основал другую обитель, иноков которой окормлял до
самой кончины.
Преподобному авве Дорофею
принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами
преподобных Варсануфия Великого и
Иоанна Пророка. В рукописях известны также 30 слов о подвижничестве и
запись наставлений преподобного аввы
Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой
духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и
доступностью изложения. Поучения раскрывают внутреннюю жизнь христианина,
постепенное восхождение его в меру возраста Христова. Святой авва часто обращается к советам великих святителей: Василия
Великого, Григория Богослова, Григория Нисского.
Послушание и смирение, соединенные с глубокой любовью к Богу и ближним, являются
теми добродетелями, без которых невозможна духовная жизнь, - эта мысль
пронизывает все поучения аввы Дорофея.
В изложении везде ощутима личность
преподобного Дорофея, которого его ученик, преподобный Досифей (память 19
февраля), охарактеризовал так: "К подвизавшейся с ним братии он относился
со стыдливостью, смирением и приветливо, без гордости и дерзости; ему были
свойственны добродушие и простота, он уступал в споре, - а ведь это начала
благоговения, доброжелательства и того, что слаще меда - единодушия, матери
всех добродетелей".
Поучения аввы
Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь
духовного делания. Простые советы, как поступить в том или другом случае, и
тончайший анализ помыслов и движений души являются надежным руководством для
тех, кто решил опытным путем читать творения аввы
Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь.
Творения аввы Дорофея
находились во всех монастырских библиотеках и непрестанно переписывались. На
Руси его книга; душеполезных поучений и ответов
преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка по
количеству списков была самой распространенной, наряду с "Лествицей" преподобного Иоанна и творениями
преподобного Ефрема Сирина. Известно, что преподобный Кирилл Белозерский (+
1427, память 9 июня), несмотря на многочисленные обязанности игумена,
собственноручно переписал поучения аввы Дорофея
вместе с Лествицей преподобного Иоанна.
Поучения аввы
Дорофея относятся не только к инокам: вовсе времена эту книгу читали все, кто
стремился исполнить заповеди Спасителя.