Главная | Карта сайта | Библиотека |
Святые Апостолы (из семидесяти) Прохора, Никанора, Тимона и Пармена
После Вознесения Господня и по ниспослания Святого Духа на Апостолов, число верующих в Иерусалиме значительно увеличилось; посему, по совету Апостолов, пребывавших в то время в Иерусалиме, избраны были семь мужей, исполненных Духа Святого и премудрости (Деян.6:5), на служение диаконское. Имена сих мужей были следующие: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай антиохиянин. О самом избрании их книга Деяний апостольских повествует так:
"В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме" (Деян.6:1-7).
Из числа всех сих избранных память святого первомученика Стефана почитается в двадцать седьмой день декабря месяца; память святого Филиппа чтится в одиннадцатый день месяца октября; память же прочих диаконов, за исключением Николая, – не причтенного к лику святых1, святая Церковь почитает одновременно в нынешний день, несмотря на то, что они скончались в разные времена и в разных местах, проповедуя имя Христово и запечатлев свою проповедь мученическою смертью.
Святой Прохор первоначально сопутствовал святому верховному Апостолу Петру2 (еще до Успения Матери Божией) вместе с прочими учениками; сим же Апостолом Петром святой Прохор был поставлен в епископы вифинского города Никомидии, как об этом повествует блаженный Симеон Метафраст3 в сказании о житии и подвигах святого Апостола Петра (под 29 июня). После же Успения Матери Божией Прохор был спутником и сотрудником святого Апостола Иоанна Богослова4; вместе с ним Прохор прошел по многим странам, принимая везде страдания от язычников за благовествование имени Христова; вместе с Иоанном Богословом Прохор был заточен на остров Патмос; здесь он записывал всё, что слышал от святого Иоанна Богослова, изрекавшего по откровению Божию5; после сего святой Прохор опять потрудился в Никомидии, где он был первым епископом; здесь он обращал ко Христу язычников, умножая новособранную церковь. Скончался святой Прохор мученически, будучи убит язычниками за благовествование имени Христова в городе Антиохии6.
Святой Никанор пострадал в тот же день, когда был побит камнями святой первомученик Стефан; в это время было поднято жестокое гонение на церковь иерусалимскую; святой Никанор, как и первомученик Стефан, был умерщвлен вместе с двумя тысячами людей, уверовавших во Христа. Об образе убиения его упоминается в каноне, что он был как ягненок, принесен в жертву Богу7.
Святой Тимон был поставлен святыми Апостолами епископом города Бостории, находившегося в Аравии; за проповедь имени Христова он много пострадал как от иудеев, так и от язычников; наконец был брошен в сильно разожженную печь, но нисколько не пострадал от огня и вышел из печи невредимым. Предание римской церкви прибавляет, что святой Тимон, выйдя из печи невредимым, был предан крестной смерти8.
Святой Пармен со усердием совершал служение, порученное ему святыми Апостолами; на их глазах он умер и их руками был похоронен и ими же оплакан. Однако, некоторые утверждаю, что он пострадал пред смертию и был украшен венцом мученическим9.
Кондак, глас 1:
Диакони честнии и самовидцы Слова, и сосуди избраннии явистеся веры, Никанор, Прохор, Пармен и Тимон, славнии: темже днесь священную память вашу празднуем, в веселии сердца вас ублажающе.
__________________________________________________
1 Некоторые из церковных
писателей (св. Ириней Лионский, Епифаний Кипрский, блаж. Иероним и др.) считают
диакона Николая основателем и начальником секты николаитов, коих обличает св.
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в Апокалипсисе (2:6,15). Предполагают, что
диакон Николай неправильно понял учение Христа о любви и свободе христианской и
был проповедником несдержанной плотской любви. Впрочем Климент Александрийский
свидетельствует, что диакон Николай проводил строгую и благочестивую жизнь,
имел жену и детей, и его дочери состарились в девстве. Его слова: "Надобно
плоть употреблять на зло", т.е. пренебрегать плотью, не дорожить ею, –
обуздывать ее, – были ложно поняты сектантами; сам же Николай был, как строгий
аскет, чужд таких заблуждений".
3 Симеон Метафраст –
знаменитейший церковный писатель X в.; родился в Константинополе; состоял
секретарем при императоре Льве Философе и Константине VII; исполнял важные
дипломатические поручения; спас г. Солунь от истребления, которым угрожали
этому городу арабы в 904 г., убедив предводителя их взять за город денежный
выкуп; к концу жизни был патрицием и магистром. За свою благочестивую жизнь
причтен св. Церковью к лику святых (память его празднуется св. Церковью 27
ноября). Симеон Метафраст весьма прославился своими церковно-историческими
трудами; он составил (или, правильнее, собрал) "Жития святый"; но при
этом св. Симеон не ограничивался одним собиранием древних сказаний о житиях,
подвигах и страданиях святых, а пересказал или переложил их; отсюда и его
прозвище "Метафраст" (от греч. пересказывать, перелагать).
4 Память его 26 сентября и 8
мая.
5 По преданию, св. Прохор
записал со слов св. Иоанна Богослова Евангелие.
6 По мнению некоторых
исследователей следует различать двух лиц с именем Прохора: 1) Прохор диакон, –
спутник св. Апостола Петра и впоследствии епископ Никомидии. Это Прохор
пострадал за исповедание имени Христова в Антиохии 9 августа. 2) Прохор позднее
живший, ученик и спутник св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Этот
Прохор считается составителем сказания о жизни и чудесах св. Ап. и Ев. Иоанна
Богослова, от Успения Матери Божией и до кончины его. Полагают, что именно этот
Прохор изображен на древних иконах писцом (переписчиком Евангелия). Однако с
достоверностью мы не можем утверждать, что следует различать два лица с именем
Прохора; быть может, Прохор диакон и Прохор спутник св. Апостола и Евангелиста
Иоанна Богослова – одно лицо, как это принимает св. Димитрий Ростовский.
8 Память св. Апостола Тимона
совершается еще св. Церковью 30 декабря и 4 января (вместе с собором 70
Апостолов).
9 По мнению некоторых исследователей, св. Апостол Пармен проповедовал Евангелие в Македонии. Мученическую кончину св. Апостола Пармена относят ко времени царствования императора Траяна (98-117 гг.) и именно к последним годам его царствования.