Главная | Карта сайта | Библиотека |
Житие преподобного отца нашего Павла Фивейского
Когда преподобный Антоний жил со
своими учениками в Египетской пустыне1, ему
пришло однажды на мысль, что нет еще другого инока, который бы был так
совершен, как он, нет никого, кто поселился бы раньше его в пустыне и избрал
столь уединенную жизнь. Он сам рассказывал впоследствии, что когда подумал так,
то услышал в видении голос, который говорил:
- Антоний!
есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершеннее, чем
ты. Если хочешь, можешь найти его в отдаленной пустыне; только ступай к нему
скорее, пока он не отошел к Господу.
Услышав
это и придя в себя, старец тотчас взял свой посох и поспешил в пустыню,
пламенно желая поскорее найти того, о ком ему было открыто. Был полдень, и
стало так жарко, что от солнечного зноя раскалились даже камни; старец
изнемогал телом, но дух его был бодр, и он не думал возвращаться назад с
предпринятого пути. Хотя он и не знал, куда далее идти, но сохранял твердость и
говорил:
- Я верю,
что Бог покажет мне, как обещал, Своего раба.
Проходя по
этой суровой и недоступной пустыне, старец не видел ничего, кроме следов
зверей; пробыв в пути уже второй День и проведя вторую ночь в молитве, он не
знал, куда направиться далее. На рассвете; третьего дня он увидел вдруг волчицу,
которая шла по краю горы и выла. Следуя за ней издалека, он подошел к пещере, в
которой жил Святой угодник Божий Павел2.
Старец пришел в радость при виде пещеры; но обитатель ее, заметив приближение
Антония, запер дверь. Подойдя, старец постучал, но ответа не было, и он
продолжал стоять снаружи и безуспешно стучать. Видя, что ему не отворяют двери,
он упал на землю пред входом в пещеру и молился до самого шестого часа, чтобы
сподобиться ему войти внутрь и увидеть того, кого он отыскал с таким трудом.
Святой
говорил:
- Отопри
мне, раб Христов, отопри! ведь ты знаешь, кто я, откуда и зачем пришел, ибо
тебе открыл то Бог. Знаю я и сам, что недостоин видеть твое святое лицо, тем не
менее, не уйду отсюда, пока не увижу тебя. Не скрывай же себя, если тебя открыл
мне Бог: ты принимаешь зверей, - зачем же отвергаешь человека? Я нашел тебя
после долгих поисков, и вот стучу, чтобы ты отпер мне. Если же ты не отопрешь,
то я умру на твоем пороге, и ты похоронишь здесь труп мой.
Многое и
другое говорил он ему со слезами и укорял его за суровость. Тогда угодник Божий
отвечал ему изнутри пещеры и сказал:
- Можно ли
просить с угрозами, или укорять со слезами? Ты удивляешься, что я не отпираю
тебе; это - потому, что ты хвалишься, что пришел умирать здесь.
С такими
словами Святой отпер дверь, и они обняли друг друга и облобызались, называя
один другого по имени, потому что каждому из них Бог открыл имя другого. Когда
они сели, преподобный Антоний сказал.
- Радуйся,
Павел, избранный сосуд и огненный столп, житель сей пустыни!
Святой
Павел отвечал:
- Хорошо,
что ты пришел, солнце, посвящающее всю вселенную, наставник спасаемых, уста
Божьи, населивший пустыню и прогнавший из нее дьявола! Но зачем ты предпринял
такой великий труд, идя ко мне, грешному и ничтожному человеку? Вот ты видишь
пред собою дряхлого старца, беспорядочно покрытого сединами, видишь человека,
готового обратиться в прах и тление. Но любовь не знает препятствий, - и ты
пришел; скажи же мне, прошу тебя, - как живут теперь люди, в каком положении
находится мир? есть ли все еще идолопоклонники, и вместе с тем, не продолжаются
ли гонения на верующих?
- Твоими
молитвами, - отвечал Антоний, - мир находится в благополучии, гонения
прекратились, и Церковь прославляет Истинного Бога; но так как ты упомянул о
гонениях, то прошу тебя, - расскажи мне, ради Бога, о себе и открой, по какой
причине ты ушел из мира в эту далекую пустыню?
- Я
родился3 в Фиваиде4,
- начал свой рассказ Святой Павел, - и у меня была сестра; которую родители еще
при жизни своей выдали замуж. Будучи сами православными, они, дав мне светское
образование, наставили меня и в истинах православной веры. Умирая, они
разделили между нами свое богатое имение. По смерти их, муж моей сестры, из
лихоимства, задумал присвоить себе следующую мне часть имущества и вознамерился
предать меня, как христианина, на мучение нечестивому князю, чтобы, погубив
меня, таким образом, завладеть моим наследством. Царем был тогда Декий5. Он преследовал всех христиан, и от страха
пред измышляемыми им жестокими мучениями трепетала вся Фиваида. В то время был
взят нечестивыми гонителями один христианский юноша. Его долго мучили, чтобы
склонить к отречению от веры Христовой, но - напрасно. Наконец, его привели в
цветущий и душистый сад и, положив навзничь на роскошную постель, привязали к
ней мягкими веревками его руки и ноги. Когда все ушли из сада, то пустили туда
к юноше одну молодую девушку, чтобы она соблазнила его на грех. Бесстыдная
девица обнимала и целовала юношу, всячески стараясь обольстить его. Что же
сделал доблестный страдалец, после того как уже претерпел столько мучений? -
Видя себя в опасности плотского прельщения, он откусил зубами язык и выплюнул его
в лицо блудницы; страшною болью он поборол в себе страсть, оплевал кровью лицо
и одежды развратницы, сам же, с помощью благодати Христовой, устоял в чистоте.
Другого юношу, оставшегося твердым в христианской вере, после многих мучений
обнажили и, вымазав все тело медом, поставили его со связанными в плечах руками
на солнечный зной; думали, что, жалимый пчелами, осами и шершнями, он не
стерпит и согласится на принесение идольской жертвы. Но мужественный страдалец,
хотя все тело его было искусано и покрыто кровью до такой степени, что он
утратил даже образ человеческий, не отрекся, однако, от Христа. Видя все это, а
также - и все более возрастающую злобу мужа моей сестры, которой не могли
укротить ни слезы сестры, ни родство, я оставил ему все и убежал в эту пустыню.
С помощью Божьей, я постепенно дошел до сего места. Найдя эту пещеру с
источником воды внутри ее, я понял, что Сам Господь назначил мне здесь место
обитания. Я поселился здесь и живу, питаясь финиками и изготовляя себе одежду
из листьев.
Когда Святой
рассказывал это, вдруг прилетел ворон, держа в клюве хлеб; тихо положив пред
ними хлеб, он улетел и скрылся в воздухе. Видя изумление блаженного Антония,
Святой Павел сказал:
- Это
Господь многомилостивый и человеколюбивый послал обед нам, Своим рабам. Вот уже
шестьдесят лет я получаю полхлеба. Но по случаю твоего прихода Христос Господь
удвоил дар и послал Своим воинам целый хлеб.
Взяв этот
хлеб, великие угодники Божьи стали просить друг друга благословить и преломить
его, каждый поставляя другого выше себя по чести. Святой Павел хотел почтить
преподобного Антония, как гостя, преподобный же Антоний - святого Павла, как
хозяина дома и старшего по возрасту; и долго они с любовью спорили между собой.
Наконец, блаженный Павел взял хлеб с одного края, а другой вложил в руки
преподобному Антонию: хлеб тотчас сам переломился посредине, и каждый получил
свою половину.
Сев у
источника, рабы Христовы ели и насытились; потом они напились из этого
источника, имевшего чистую и весьма приятную воду. По совершении благодарственной
молитвы, они снова сели и пробеседовали всю ночь до утра. С наступлением дня,
Святой Павел сказал авве Антонию:
- Я давно,
брат мой, знал, что ты обитаешь в этой пустыне, и хотел бы, живя с тобою,
вместе служить нашему Владыке. Но так как пришло время моей кончины, которой я
всегда ждал с радостью, желая "разрешиться и быть со Христом"
(Фил.1:23), то Господь и послал тебя ко мне, чтобы ты схоронил мое смиренное
тело и предал землю земле.
Услышав
это, Антоний воскликнул со слезами:
- Не
оставляй меня, отец мой, одного, но возьми меня с собою!
- Тебе
нужно не о себе заботиться, - отвечал Святой Павел, - но о благе ближнего. если
для тебя благо было бы в том, чтобы, освободившись от тягости плоти,
последовать за Агнцем на небеса, то польза прочей братии требует, чтобы ты пока
еще наставлял и укреплял их. Прошу тебя, сходи поскорее в свой монастырь и
принеси подаренную тебе епископом Афанасием мантию6,
чтобы покрыть ею мое тело.
Святой Павел
просил об этом не потому, что нуждался в мантии. Он не заботился о том, нагим
или покрытым будет схоронено в земле его тленное тело, которое он одевал
столько времени финиковыми листьями; он хотел лишь того, чтобы его душа
разлучилась с телом в безмолвии уединения, поэтому он и отсылал от себя
преподобного Антония в монастырь.
Антоний
был очень удивлен тем, что услышал об Афанасии и о мантии. Видя в Павле как бы
Самого Христа и почитая пребывающего в нем Бога, он не осмелился более
возражать ему; долго молча и со слезами он целовал его очи, и руки и потом
поспешил исполнить приказание: против своего желания отправился в монастырь,
изнемогая телом, но духом побеждая немощи своей старости. Когда он подходил к
своей кельи, два ученика встретили его и спросили:
- Где ты
пробыл столько времени, отец наш?
- Горе
мне, дети мои, - отвечал Антоний, - горе мне грешному, мнимому иноку. Сам я
только называюсь иноком, но видел того, кто по истине, есть Илья, Иоанн в
пустыне; я поистине видел Павла в раю.
Ученики
хотели услышать об этом подробнее и стали просить его, чтобы он рассказал.
Антоний же, закрывая уста рукою, сказал:
- Для
всякой вещи есть время: время говорить, и время молчать (Еккл.3:1-7).
И захватив
с собою мантию, нисколько не отдохнув, не взяв с собою даже пищи на дорогу, он
вышел и снова поспешно отправился в пустыню, чтобы застать еще в живых святого
Павла, ибо боялся, как бы, в случае замедления, тот не умер без него.
На другой
день часу в третьем, находясь в пути, авва Антоний увидел в воздухе, чины Ангелов
и соборы пророков и апостолов, а посреди их - душу святого Павла, которая,
блистая более, чем солнце, восходила на небо. Святой Антоний, упав на землю,
посыпал свою голову песком и с рыданиями восклицал:
- Зачем
ты, Павел, оставил меня? зачем уходишь без последнего целования? - Так долго я
не знал тебя, и так скоро, когда узнал, ты оставляешь меня!
Впоследствии
блаженный Антоний рассказывал, что прошел потом остальную часть пути с такою
скоростью, как будто бы летал на крыльях по воздуху, так что от быстрой ходьбы
даже не чувствовал земле под своими ногами. Скоро он достиг пещеры и, войдя в
нее, увидел святого стоящим на коленах с простертыми вверх руками и вверх же
обращенным лицом. Думая, что он жив и молится, стал вместе с ним на молитву и
Антоний. Прошел час, и, так как от святого Павла не было слышно ни слов, ни
вздохов молитвенных, блаженный Антоний подошел к нему ближе и, увидев, что он
уже мертв, понял, что тело святого мужа и по смерти воздает поклоненье Богу,
пред Лицом Которого все живо. Долго он плакал и рыдал, целуя святое тело
преподобного; потом обвил его принесенною с собою мантиею и по христианскому
обычаю начал петь употребляемые при погребении псалмы. Но он не мог придумать,
как ему совершить погребенье святого, так как не принес с собою заступа, чтобы
вырыть могилу.
-
Возвращаться ли в монастырь за орудием? - размышлял он - но туда три дня пути.
Здесь ли оставаться? но без заступа я не могу сделать ничего. -Останусь я лучше
здесь и умру, как должно, испустив последнее дыханье близ Твоего, Христе,
воина!.
Когда он
думал об этом, вдруг из глубины пустыни приходят два льва, рыкая и как бы плача
о потере святого. Антоний сначала нисколько испугался, но потом когда увидел,
что кроткие, подобно агнцам, звери лежат у тела святого и жалостно рыкают,
точно плачут, дивился кротости этих зверей. Они же начали когтями своими рыть
землю и, выкопав яму значительный глубины, снова припали к талу святого с
сильным рыканьем, как бы прощаясь с ним; потом, подойдя к преподобному Антонию,
стали лизать руки и ноги его, как бы прося благословенья и молитвы.
Преподобный, видя, что и звери преклоняются пред Богом, славил Христа и
говорил:
- Господи,
- без Твоей воли не падают на землю ни лист с дерева и ни одна птица, -дай, как
Ты знаешь, благословенье Свое этим зверям.
Потом,
указывая рукою на пустыню, он велел зверям уйти туда. Когда они скрылись, авва
Антоний похоронил честное тело святого и преподобного отца Павла, первого
пустынножителя, скончавшегося 113 лет от роду7.
Всю следующую за погребением ночь преподобный Антоний провел над могилою
святого в слезах и молитве; с наступлением же утра, отправился обратно в свой
монастырь, захватив с собою сплетенную из финиковых листьев одежду святого.
Придя в свою обитель, он подробно рассказал обо всем своим ученикам, в
назидание их; одежду же св. Павла он берег и чтил настолько, что надевал ее
только два раза в год: в праздник св. Пасхи и в Пятидесятницу.
Святыми
молитвами преподобных отцов Павла и Антония, да сподобит нас жеребья Своих
угодников Христос Господь наш, Которому, с Отцом и Святым Духом, честь и слава
во веки, аминь.
________________________________________________________________________
1
Преподобный Антоний Великий - первый учредитель монашеского жития. Память его
совершается 17-го января. Пещера, в которой он подвизался, находилась в южном
Египте, в диком и необитаемом месте Фиваиды, на восточном берегу р. Нила.
2
Пещера преп. Павла, на горе Холзим, в прямую линию от горы Антония отстоит не
более, как на четыре версты, но она отделена столь высокою и крутою стеною, что
обход вокруг нее очень продолжителен, почему преп. Антонию и пришлось
употребить на весь путь около двух дней.
3
Год рождения Павла Фивейского по житии его определяется так. Когда Антоний
пришел к Павлу, он уже 91 год был в пустыне, в которую удалился 22-х лет.
След., ему было 113 лет. Антоний, родившийся в 25е году, пришел к нему 90 лет
от роду; след. преп. Павел родился около 228 года.
4
Фиваида - область знаменитого в древности египетского города Фивы; этим же
именем, назывался, по имени главного города, и вообще весь верхний (южный)
Египет.
5
Декий - римский император, жестокий гонитель христианства, царствовал с 249-251
г.
6
Здесь разумеется св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, искренно
почитавший и любивший египетских подвижников, сам подвижник, глубоко уважавшей
преп. Антония Великого.
7
Преп. Павел Фивейский скончался в 341 году. Тело его, по воле Византийского
императора Мануила Комнена (1146-1180 гг.), перенесено было в Константинополь и
положено в монастыре Богородицы Перивлепты; затем в 1240 году перенесено было в
Венецию и, наконец, в Венгрию в Офен; часть главы его - в Риме.