Главная | Карта сайта | Библиотека |
Первое избиение преподобных отцов в Синае и Раифе
В 14-й День января вспоминается
двукратное избиение иноков, подвизавшихся в обителях и пещерах горы Синайской1 и в сопредельной с Синаем прибрежной пустыне
Раифе. Первое избиение совершено было в четвертом веке. Оно описано Аммонием,
египетским иноком, очевидцем этого события. Аммоний повествует о сем так:
"Однажды,
когда я сидел в своей скромной кельи, в стране Александрийской, в месте,
называвшемся Каново, у меня явилась мысль пойти в Палестину. Я не мог спокойно
смотреть, как христиане терпят нескончаемые страдания от нечестивых мучителей,
и Святой отец наш, патриарх Петр2, вынужден
переходить с места на место и скрываться, лишенный возможности твердо управлять
своим словесным стадом. Вместе с тем я желал поклониться святым местам в
Иерусалиме, по которым ходил Господь наш Иисус Христос, совершая тайну Своего
промышления о нас. Придя туда, я глубоко радовался о всех чудных делах Божьих и
горячо благодарил милосердного Господа, что Он удостоил меня поклониться святым
местам. Потом я отправился с некоторыми иноками в пустыню и, с помощью Божьей,
достиг чрез восемнадцать дней Синайской горы и поклонился там святым местам.
Оставаясь там, я наслаждался общением и беседами с ангелоподобными синайскими
отцами и ежедневно, для своей душевной пользы, приходил в кельи каждого из них.
У них был такой устав: безмолвными сидели они все дни в своих кельях; вечером
же в субботу, при наступлении воскресного дня, все собирались в церковь и
вместе совершали всенощное бдение; причастившись по утру, за святой литургией,
святых бессмертных Христовых Таин, каждый из них снова уходил в свою келью. Вид
их был подобен ангельскому: от сильного воздержания и непрестанного бодрствования,
тела их были изнурены, и они жили подобно бесплотным, - не употребляя в пищу
ничего такого, что может возбуждать и питать страсти. Они совсем не вкушали ни
вина, ни масла, пи хлеба, но довольствовались лишь небольшим количеством
фиников или желудей, и только этим поддерживали свою жизнь. Однако для
странников имелся иногда у настоятеля и хлеб.
Спустя
несколько дней после того, на эту страну внезапно напало множество варваров,
называвшихся Влеммианами3. Они нещадно избили
всех отцов, которых нашли в окрестностях. Мы, жившие близ пирга4,
смутились и встревожились; поспешно собрались мы в укрепленное место, вместе со
своим святым отцом настоятелем, по имени Дулой, - ибо он поистине был рабом
Христовым, отличавшимся между всеми особенными, терпением и кротостью, почему
некоторые называли его и Моисеем. Упомянутые варвары избили всех отцов, живших
в Хориве5, в Тефровиле, много святых погубили
они в Кидаре, опустошили и прочтя окрестности Синайской горы. Подошли они и к
нам и, не встречая ни откуда сопротивления, едва было, не погубили нас. Но
милосердный Бог, являющий Свою помощь тем, которые призывают Его всем сердцем,
ниспослал на вершину горы великий пламень, и мы видели, что вся гора была
покрыта дымом, и из нее выходил огонь, поднимавшийся до неба. При виде этого,
мы пришли в трепет и едва не умерли от страха. Упав ниц на землю, мы молились
Господу, чтобы миновало нас угрожающее нам бедствие. Ужас напал на варваров,
когда они увидели огонь, и они тотчас же обратились в бегство, при чем
некоторые побросали даже свое оружие и оставили верблюдов, ибо вид этого
ужасного огня был для них совершенно невыносим. Мы же благодарили и прославляли
Бога, Который не оставляет до конца обращающихся к Нему. После того мы сошли с
пирга, и нашли в различных местах убитых мечем тридцать восемь отцов, из
которых каждый был убит там, где был захвачен. На телах их было множество
разнообразных ран, - и кто мог бы описать образ их мученической смерти? Двое же
из них, Исайя и Савва, оставались еще живы, но были весьма изранены и еле
дышали. Мы тотчас же с великими слезами похоронили убитых отцов и позаботились
о живых. Да и кто бы мог быть настолько жестоким и немилосердным, чтобы не
оплакивать горько столь многих и таковых отцов, - мужей праведных и святых,
жалостным образом распростертых на земле? У одного голова была отрублена
совсем, у другого держалась только на коже с одной стороны; один был перерублен
пополам, у другого отсечены руки и ноги, у одного выколоты глаза, другой с
головы до ног рассечен надвое. Да и кто мог бы описать подробно все, что мы
видели, убирая и погребая тела святых? Двое еще живых братьев лежали, тяжко
страдая. Один из них, по имени Исайя, умер во втором часу ночи, другой же - Савва
оставался жив, и была надежда на его выздоровление, ибо раны его были не
особенно тяжелыми. Он благодарил Бога за свои страдания, но скорбел, что не
удостоился умереть вместе со святыми отцами и с плачем говорил:
- Горе мне
грешному! горе мне, не вошедшему в число святых отцов, пострадавших и умерших
за Христа! горе мне, непотребному рабу, отвергнутому в одиннадцатый час (Ср.
Мф.20:6), стоявшему уже на пороге спасительного Царства Христова, но не
вошедшему в него!
Со слезами
молился он Богу и говорил:
- Боже
Вседержитель, ниспославший для спасения рода человеческого Своего Единородного
Сына, единый и благой Человеколюбец, не разлучай меня с умершими прежде святыми
отцами, но да восполнится чрез меня четыредесятное число их! Соблаговоли на
сие, Господи Иисусе Христе, ибо я с самого рождения был Твоим последователем и
Тебя единого возлюбил!
Среди
такой молитвы, на четвертый День по избиению святых отцов, он и предал свой дух
в руки Господни.
Когда мы
еще скорбели и плакали, пришел к нам один измаильтянин6,
и сообщил, что варварами перебиты все подвижники, жившие во внутренней пустыне,
называемой Раифой7. Эта пустыня, находившаяся
от нас на расстоянии более двух дней пути, лежала в приморских местах, по
берегу Черного моря. Там было двенадцать источников воды и, как говорится в
книге Чисел (Числ.33:9), семьдесят финиковых пальм, число которых потом весьма
увеличилось. Мы спрашивали этого человека, при каких обстоятельствах и сколько
было избито отцов, но он ничего не мог рассказать нам об этом, ибо и сам он
слышал от других только то, что жившие в Раифе отцы избиты были все без
исключения, - от старшего до младшего. Спустя несколько часов, это известие
подтвердил нам и другой. А чрез несколько дней пришел, чтобы поселиться на
Синайской горе, один из тамошних иноков. Узнав о нем, игумен Синайской горы,
отец Дула, начал тщательно расспрашивать его, желая в подробности узнать о всем
постигшем святых отцов, также и о том, каким образом ему самому удалось спастись
бегством. Тогда инок рассказал следующее:
- Я, отцы,
немного жил с ними, - только около двадцати лет, - но были там и такие, которые
жили подолгу: одни по сорок лет, другие по шестьдесят, а некоторые и по
семьдесят. Местность эта весьма ровная и очень широкая; в длину она
простирается на семьдесят поприщ, с востока ограничена горою, - как бы какою
либо стеною, - до самого Чермного моря8. Там
обитало много отшельников, которые, согласно апостольскому слову (Евр.11:38),
скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земле. У подошвы горы
стояла церковь, в которую еженедельно собирались эти поистине небесные мужи.
Живя на земле, они были похожи по душе и образу жизни на ангелов. Тела свои они
так изнуряли, - как будто то были не их тела, а чужие; души же они украшали не
одною какою-либо добродетелью, но весьма многими. Желая изобразить их страдания
и смерть, вообще - все причиненное им бесами искушение, не могу, возлюбленные,
рассказать по порядку о всех их добродетелях. Но я передам вам об одном или о
двух отцах, и этого будет довольно для вас, чтобы иметь понятие о жизни и всех
прочих.
Был между
ними один старец, по имени Моисей. Происходя по рождению из соседней страны
Фаранской9, он с юности возлюбил иноческую
жизнь. Он был настоятелем у живших там прежде отцов, пробыв в иночестве
семьдесят три года. Живя в одной пещере, по близости от монастыря, он поистине
был вторым Ильей Фесвитянином10, ибо Господь подавал
ему все, чего бы он ни просил у Него. Чудесными знамениями и исцелением всяких
болезней, он обратил в христианство всех жителей, находившихся в пределах
фаранских, равно как и измаильтян, живших в этой стране. Видя чудеса и
совершаемые Моисеем исцеления, все преисполнялись верой во Христа и, принимая
крещение, вступали в святую Церковь Христову. Много Святой отец исцелял и
бесноватых, ибо, по благодати Христовой, имел власть и над бесами. С самого
начала своей подвижнической жизни он ни разу не вкусил хлеба, хотя и имел его в
небольшом количестве для странников; этот хлеб давали ему навещавшие его
Египтяне. Сам же он довольствовался несколькими финиками и простой водой; из
той же финиковой пальмы он приготовлял и одежду себе; время проводил в строгом
молчании - как никто другой, - нарушая его лишь ради приходивших к нему для
исповедания своих помыслов; таких он принимал со вниманием и кротостью. Спал он
очень немного, да и то уже после утренней службы, ночь же всю проводил без сна.
В продолжение всего Великого поста, до самого Великого Четверга, он не говорил
ни с кем. Во все это время пища его состояла приблизительно из двадцати
фиников, питье - из одной кружки воды, и этого, по свидетельству его ученика,
часто доставало ему до самых Страстей Христовых11.
Однажды, Великим постом, к нему привели, для исцеления, Ведиана, начальника
одного эфиопского племени, который был одержим нечистым духом. Когда подошли к
кельи старца на расстояние одного поприща, нечистый дух поверг Ведиана на землю
и начал восклицать:
- Горе
мне! к кому ведут меня! ни на минуту не мог я соблазнить и искусить этого
человека!
После
таких слов, он вышел из Ведиана, и тот тотчас выздоровел, уверовав во Христа
вместе со многими другими, и потом удостоился святого крещения. Следовало бы
рассказать вам и многое другое об этом праведнике, но по недостатку времени,
приходится умолчать. Он умер от руки напавших на нас варваров.
У этого
дивного и блаженного отца был одноименный ему ученик, называвшийся тоже
Моисеем. Будучи родом из Фиваидской страны12,
он прожил при нем в безмолвии сорок шесть лет, ни в чем не отступая от правил
своего отца, и был примером для прочих молодых иноков. Вместе с ним
первоначально жил и я, но потом, по причине крайнего воздержания его, отделился
от него. Вместе со святыми отцами и он был также убит. Весьма полезно было бы
вспомнить и рассказать о жизни и добродетелях каждого из этих отцов. Но, за
недостатком времени, умолчав о прочих, я скажу лишь об одном еще праведнике.
Был между
ними один отец, по имени Иосиф, родом Аналитин. Живя от моря на расстоянии двух
поприщ, он построил себе, своими руками жилище; он был человек святой жизни и
поистине муж мудрый и добродетельный. Он пробыл на том месте около тридцати лет;
ученик его жил не вместе с ним, но недалеко от него в другой кельи. К сему
преподобному Иосифу пришел однажды за наставлением один из братий. Он постучал
в дверь, но, не слыша ответа, заглянул в оконце и увидел старца стоящим посреди
кельи как бы в пламени с головы до ног. Он упал от страха и лежал в оцепенении,
как мертвый, до двух часов. Придя в себя, он сел у дверей кельи. Погруженный в
богомыслие, старец не знал о случившемся. В пять часов брат этот снова
постучал. Старец впустил его и спросил:
- Когда
ты, сын мой, пришел?
- Часа
четыре или больше, - отвечал он, - прошло с тех пор, как я пришел, но не стучал
до сих пор, чтобы тебе, отче, не помешать.
Святой
старец догадался, что брат знает о бывшем с ним; ничего он не сказал ему об
этом и, дав ему душеполезное наставление, с миром отпустил его. Но, по уходе
этого брата, дивный старец, боясь человеческой славы, оставил свою келью и
скрылся. Спустя несколько дней ученик его Геласий, придя в келью старца, уже не
нашел его. Сколько потом он ни искал его в той пустыне, все поиски его
оставались тщетными. С горькими слезами возвратился он в келью старца и
поселился в ней, чтобы, хотя в этом, найти утешете для своей души.
Прошло
шесть лет, и вот однажды, в девятом часу дня, кто-то постучался в двери келью.
Выйдя. Геласий вдруг увидал своего авву, стоящим около келью. Изумленный
неожиданному появлению его, он подумал, не дух ли это, но все же радостно
сказал ему:
- Сотвори,
отец мой, молитву.
Старец
сотворил молитву, поцеловался с учеником и потом сказал ему:
- Хорошо
ты сделал, сын мой, что сначала попросил о молитве, ибо многоразличны бывают
козни дьявола.
Брат
сказал ему:
- Почему
захотел ты уйти от отцов и оставить меня, своего сына, - и вот я до сих пор был
в горе и слезах?
- Сын мой!
- отвечал старец, - почему я уходил, сие ведает один Бог. Однако знай, что на
самом деле до этого самого времени я не покидал ни сего места, ни тебя, и не
было ни одной недели, в которую я не причащался бы в церкви, вместе с отцами,
святых бессмертных Таин Христа Бога, нашего.
Брат очень
удивился, что старец жил среди них, и никто не видел его.
- Зачем же
ты, отец мой, теперь пришел ко мне, сыну твоему? - спросил он.
Старец
отвечал:
- Уже
настало, сын мой, время моей смерти, и я пришел, чтобы ты похоронил меня.
Преподав
брату много душеполезных наставлении и утвердив его в благочестии, старец
поднял к небу свои руки, помолился о нем и потом с миром почил о Господе.
Тотчас же, после того, как брат рассказал нам об этом, мы собрались с
пальмовыми ветвями в руках, и с песнопениями перенесли его в церковь, при чем
лицо почившего сияло, как в древности - у пророка Моисея (Исх.34:29-30,35). Мы
похоронили его вместе с почившими раньше святыми и божественными отцами. Много
и другого я мог бы еще рассказать вам, но не буду, ибо уже пора приступить к
рассказу о варварах: я вижу, что вы хотите знать, как они перебили святых
отцов.
Так
добродетельны были эти блаженные отцы, которые, живя в полной нищете, твердо
претерпевали ради Господа всякие скорби и непрестанно пребывали в молитве и богомыслии.
Всех нас жило там сорок три человека. И вот однажды пришли к нам двое каких-то
людей и сообщили, что из Эфиопской страны приплыло чрез море на корабле
множество варваров.
- Они
схватили нас, когда мы плыли на лодке, - говорили пришельцы, - взяли в плен и
стали говорить: покажите нам дорогу к городу, и мы пощадим за это вашу жизнь.
Мы, против своей воли, должны были дать обещание, но сами стали выжидать, не
подует ли южный ветер, чтобы нам уплыть от них. С Божьей помощью, нам удалось
ночью спастись на лодке, из их рук. И вот мы предупреждаем вас, чтобы вы
побереглись на некоторое время, - как бы эти варвары не открыли вашего убежища
и не перебили вас; их триста человек.
Узнав об
этом, мы поставили при море сторожей, чтобы те известили нас, когда увидят
корабль. Сами же мы собрались на всенощную службу и молились, чтобы Господь
послал нам то, что служит на пользу душам нашим.
В первом
часу ночи показался корабль с поднятыми парусами, который направлялся к нам.
Жившие в Фаране миряне приготовились к битве, чтобы защищать своих жен и детей.
Их было двести человек, не считая женщин и детей. Мы же собрались в свою,
обнесенную оградою, церковь. Корабль с варварами, достигнув, под управлением
кормчих, пристани, оставался в продолжение ночи у западного берега, под
прикрытием горы, близ источников. При наступлении утра, варвары, связав
кормчих, удалили их, оставив на корабле, только одного, а чтобы он не уплыл с
кораблем, они оставили, для надзора за ним, своего товарища. Высадившись у
источников, они вступили в бой с местными жителями, и с обеих сторон было
пущено очень много стрел. Варвары, будучи более опытными в стрельбе, победили и
обратили жителей в бегство, перебив из них сто сорок семь человек; остальные же
убежали - кто куда мог, при чем жен и детей их нечестивые варвары захватили
себе. После, этого они бросились, как дикие звери, на нашу, упомянутую выше,
ограду, рассчитывая найти у нас много золота. Окружив стены ограды, они начали
громко поносить нас, намереваясь устрашить своими свирепыми криками. Среди
такого бедствия и горя, мы не знали, что делать, - только плакали и взывали к
Богу. Одни из нас переносили эту скорбь мужественно, другие плакали, иные же
молились и благодарили Бога; все же вместе, утешая друг друга, восклицали:
- Господи,
помилуй!
Настоятель
наш, Святой Павел, стал среди церкви и сказал нам:
- Отцы и
братия! послушайте меня, грешного и недостойнейшего из всех. Всем вам хорошо
известно, что мы по любви к Господу нашему Иисусу Христу удалились из суетного
мира и, пребывая в этой суровой пустыне, удостоились понести Его благое иго в
голоде, жажде и крайней нищете. Всяческую земную суету презрели мы, чтобы
удостоиться участия в Небесном Царстве Его, и ничего другого мы не желаем, как
чтобы постигла нас сейчас смерть. Зачем же нам предаваться печали и скорбеть,
если наш Владыка хочет скорее освободить нас от этой суетной жизни и взять к
Себе? не радоваться ли нам должно, напротив? Радоваться и благодарить Господа
должны мы, но отнюдь не унывать! Что может быть для нас более любезного и сладостного,
как созерцать славу Господню и видеть Его Святой Божественный Лик? Отцы и
братия! вспомните, как мы всегда величали и прославляли святых мучеников,
живших прежде нас, как, рассказывая друг другу о страданиях их за имя Христово,
пылали желанием последовать им. Вот, наконец, время настало, и наше желание -
пребывать вместе с ними в будущей жизни - исполняется. Посему не унывайте, не
скорбите и не бойтесь, но соберите все свои силы и ободритесь, с твердостью
примите смерть, и Бог с любовью примет вас в Свое Царство.
Иноки
единогласно отвечали:
- Как ты
сказал, честный отец, так мы и поступим, ибо, что "воздадим Господу за
все благодеяния Его к нам? Чашу спасения примем и имя Господне призовем"
(Ср. Пс.115:3-4).
Став лицом
к востоку и подняв руки к небу, Святой отец наш возгласил:
- Господи
Иисусе Христе, Боже Вседержитель, уповайте и помощь наша! не забудь нас, Своих
недостойных рабов, но вспомни о нашем бедствии и нашей скорби, ибо весьма
прискорбна душа наша. Укрепи нас в этот час бедствия нашего, прими с
благоволением, как приятную жертву, наши души, ибо Тебе подобает слава и честь,
ныне и всегда, и во веки веков.
И лишь
только успели все сказать: "аминь", тотчас же из святого алтаря во
всеуслышанье раздался голос:
- "Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28).
Страх и
ужас напали на нас от этого голоса, у всех ослабели колена и сердца, ибо хотя
дух и бодр, как сказал Господь (Мф.26:41), плоть же немощна; так что мы уже
отчаялись в своей жизни и только обращали лица наши к небу. Между тем варвары,
не встречая никакого сопротивления, перелезли, с помощью длинных бревен, чрез
стены нашей ограды. Открыв двери, они ворвались внутрь, с обнаженными мечами в
руках, подобно диким волкам и хищным зверям. В дверях церкви сидел один Святой,
почтенного вида, старец, по имени Иеремия. Схватив его, они стали требовать:
- Укажи
нам вашего начальника!
Старец,
нисколько не смутившись при виде их свирепых лиц и обнаженных мечей в руках,
посмотрел на них и сказал:
- Что вы устрашаете
меня, враги Христовы? Ничего не скажу я вам о том, о чем вы меня спрашиваете.
Стоял там
по близости и настоятель. Варвары удивились смелости этого мужа, - что он не
только не боится их, но еще более раздражает. Удивление их перешло потом в
ярость. Они связали ему руки и ноги, поставили его посреди себя обнаженными, и
стали пускать в него стрелы. Все тело праведника было изранено стрелами.
Восстав, таким образом, мужественно на дьявола и сокрушив главу змея, он прежде
всех сподобился ученического венца и показал пример страдания старым, и
молодым.
Вслед за
этим, вышел к варварам и Святой отец наш Павел и, указывая на себя перстом,
воскликнул:
- Вот я,
кого вы ищете!
И
мужественный раб Христов безбоязненно предал себя врагам. Он не хотел и думать
о тех ранах и муках, которые причинят ему нечестивцы, прежде чем умертвят его.
- Скажи
нам, - где у тебя спрятано золото? - спросили они.
Он отвечал
им тихо и кротко, как всегда привык говорить:
- Поверьте
мне, что ничего земного я не приобрел во всю свою жизнь, кроме этих ветхих
одежд, которые вы видите на моем теле.
При этом,
взяв в руку одежды, он показывал их.
Тогда
варвары изранили стрелами все тело его и пробили голову камнем, приговаривая:
"отдай свое богатство". Не достигши ничего, после долгих истязаний,
они разрубили ему голову надвое, так что половины головы повисли на плечах,
одна в одну сторону, другая - в другую. Получив множество и других ран, он
лежал мертвым у ног убитого ранее отца - второй, после него, победитель
дьявола. Я же, недостойный, при виде мучительной смерти святых, их крови и
распростертых на земле тел, испугался и стал искать места, чтобы скрыться и
потом спастись бегством. Заметив, что по левую сторону от церкви лежат сучья
финиковой пальмы, я побежал туда и, пока варвары были заняты истязанием святого
отца нашего Павла, успел спрятаться под ней. При этом я думал, что со мной
непременно будет одно из двух: или я скроюсь здесь и избавлюсь от смерти, или
меня найдут здесь и убьют вместе с отцами. Нечестивые варвары, оставив двух упомянутых
отцов, когда те умерли, ворвались в церковь; неистово крича и размахивая
мечами, они бросились на отцов и беспощадно перебили всех без исключения, от
старого до малого.
Рассказывая
нам об этом, инок горько плакал и рыдал; его рассказ, - передает Аммоний, -
вызвал и с нашей стороны громкий плач и рыдание. Плакали все много. Слезы,
подобно ручьям, струились из наших очей и омочали наши одежды.
- О,
братия, - продолжал со слезами этот инок свой рассказ, - как мне изобразить или
как описать все горестное, что видели глаза мои! Был там один великий отец, по
имени Адам. У него был молодой ученик Сергей, лет пятнадцати. С младенческого
возраста он воспитывал его, поучая иноческой жизни и борьбе с бесами. Варвары
сжалились над красотой и молодостью Сергия, и не умертвили его. Они вывели его
за руку вон и хотели взять с собою. Юноша, видя, что его не хотят убивать
вместе с отцами и братьями, но что он должен сопутствовал нечестивым варварам,
горько плакал и рыдал. Потом, воспылав духом и отбросив всякий страх, он смело
подбежал к варвару и, выхватив у него меч, ударил им в плечо одного варвара; он
хотел возбудить этим против себя злобу варваров, чтобы они убили его. Желание
его исполнилось. Обезумев от злобы, варвары изрубили его в куски. Под ударами
мечей он улыбался и говорил:
-
Благословен Господь, Который не предал нас живыми в руки грешников, - и потом
почил о Господе.
Я видел
все это и молил всемилостивого и человеколюбивого Бога, чтобы нечестивые
варвары не заметили меня, и чтобы, таким образом, было кому похоронить тела
святых.
Тела
убитых святых отцов наполняли кровью всю святую церковь. Они приняли смерть без
страха и скорби, радуясь и благодаря Бога за свою участь. Мысли их были
обращены к своему Владыке. Чрез праведную жизнь они сделали себя храмами для
святого Духа. Презрев прелесть и суету мирскую, они последовали одному Богу и,
наконец, умерли за имя Его среди разного рода мучений.
Между тем
варвары, перебив отцов, стали обыскивать весь монастырь, рассчитывая найти в
нем много всяких богатств. Нечестивцы не знали, что святые отцы не заботились о
приобретении ничего земного, но, живя во плоти, были подобны ангелам. Пока все
это происходило, я, хотя не имел на себе ни одной капли крови, лежал, однако,
как мертвый. Я боялся, что варвары, ища сокровищ, могут приподнять сучья. Часто
я высматривал из-под них, и ждал, когда, наконец, придут ко мне и, найдя, убьют
меня, как прочих. Смерть стояла пред глазами моими, и я молил Бога спасти меня,
если сие угодно Ему. Действительно, варвары подошли к сучьям, но Бог ослепил их
сердца и глаза: вещь эта показалась им нестоящей внимания, и они ушли. Затем,
оставив мертвых святых отцов и не найдя никакой добычи, они снова возвратились
к пристани, чтобы отправиться морем в свой путь. Но когда они пришли на место,
то нашли свой корабль разбитым, ибо оставленный для охраны корабля кормчий,
перерезал, тайно от бывшего с ним варвара, веревку корабля. Ветер прибил
корабль к берегу, и он разбился об него, кормчий же, убив варвара, убежал и
скрылся в горах. Потеряв корабль, варвары не знали, что им делать и как
возвратиться в свою землю. В отчаянии и свирепой злобе, они бросились с мечами
на своих пленников и перебили их всех, не исключая женщин и детей, потом
развели огонь и пожгли все финиковые деревья.
Между тем
из города Фарана пришло множество отборных воинов, числом до шестисот, ибо до
них уже дошел слух об избиении святых отцов в Раифе. Узнав об этом, варвары
приготовились к битве и, с восходом солнца, вступили на берегу моря в бой с
пришедшими. С обеих сторон было пущено множество стрел, при чем фаранские
жители, как более многочисленные, стали одерживать верх, и перебили уже много
варваров. Так как для последних не было надежды на спасете, то они защищались и
держались до девятого часа. Ими было убито восемьдесят четыре фаранских жителя,
не считая многих раненых. Варвары же пали все поголовно, отнюдь не сдаваясь
врагам и не сходя со своего места. Пока это происходило, я, собравшись
понемногу с духом, выполз из места, в котором скрывался. Когда я ощупал тела
убитых святых, то оказалось, что умерли уже все, кроме лишь троих: Домна,
Андрея и Ориона. Из них Домн мучился жестоко от тяжкой раны в боку. Андрей,
хотя имел и много ран, но не очень тяжелых, почему и остался жив. Орион же
совсем не был ранен. Варвар ударил его мечем в правый бок, и меч, совсем не
коснувшись его тела, вышел чрез одежду с левой стороны. Варвар, думая, что
Орион убит, оставил его и обратился к другим; Орион же лег между убитыми и
лежал как мертвый. Встав теперь, он обходил вместе со мною тела святых, плача и
рыдая о постигшем их бедствии.
После
этого фаранские жители, оставив тела варваров у морского берега, на растерзание
зверям и хищным птицам, собрали тела своих друзей и с плачем похоронили их под
навесом горы, где были источники. Потом они возвратились к нам; пришел с ними и
князь их Ведиан, которого, как раньше было сказано, преподобный Моисей исцелил
от беснования. Войдя вместе с ним в церковь, мы рыдали, били себя в грудь и
горько плакали, видя стадо Христово поверженным на землю, - подобно овцам, растерзанным
зверями. Почтенные старцы, украшенные честными сединами, казались юными,
подобно ангелами, ибо добродетельность их жизни сияла на их лицах, как свет
утренней зари. Рабы и мученики Христовы лежали, покрытые страшными и тяжкими
ранами: один имел рану от плеча до живота, другой лежал перерубленный пополам;
у одного была отсечена голова, у другого выколоты глаза, третьему отрубили руки
и ноги, четвертому в сердце вонзилось копье. Так скончались они все с
различными ранами на своих телах. При жизни, они всегда носили в теле мертвость
Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле их (2Кор.4:10). После
богоугодно проведенной жизни, они просветились при кончине своею кровью и
причислились чрез то к сонму святых.
Мы собрали
тела святых в одно место. Благочестивый князь Ведиан принес, вместе с другими,
из Фарана светлые одежды, и мы похоронили тридцать девять святых отцов. Все,
кто оказался там в то время, взяли вербы и финиковые ветви и понесли честные
мощи святых с пением псалмов, вместе - и с горькими слезами. Их похоронили всех
вместе, кроме лишь Домна. Вышеупомянутый же Домн, по происхождению римлянин,
был еще жив; к вечеру же и он почил о Господе. Его похоронили рядом со святыми
отцами. Святые мученики Христовы скончались четырнадцатого числа месяца января,
в девятом часу дня. Отец Андрей и отец Орион колебались, не зная, на что
решиться - оставаться ли там, или уходить. Я же не мог вынести печали и
запустелого вида этого места, не мог осилить слез об убитых отцах, и вот пришел
к вам, хотя благочестивый Ведиан и уговаривал меня остаться там, обещая часто
посещать меня и приносить нам все нужное. Прошу вас, отцы, в свою очередь,
рассказать мне о всем случившемся здесь, подобно тому как сами подробно узнали
от меня обо всем.
- Мы, -
говорит Аммоний, - рассказали ему обо всем, что произошло здесь, и дивились
чудным судьбам Божьим, - как в один День и в одно число и там и здесь были
убиты святые отцы, - и снова все вместе стали плакать и рыдать. Преподобный
отец наш Дула встал и сказал:
-
Возлюбленные мои! святые мученики, как избранные рабы Христовы, поистине
удостоились теперь, когда запечатлели свои подвиги мученическим венцом,
блаженства в Царстве Небесном, великой славы и чести. Мы же, уцелевшие от
недавнего бедствия, позаботимся о себе и будем просить их молитв за нас ко
Господу, чтобы и нам унаследовать вместе с ними Царство Небесное; теперь же
вознесем благодарственное пение Богу, спасшему нас от руки варваров.
Такими
словами он ободрил всех нас, обратил в радость печаль наших сердец и утешил наши
души.
Я, грешный
Аммоний, с помощью Божьей возвратился в Египет и написал рассказ обо всем этом.
Я не пошел уже снова на прежнее место, называемое Каново, но поселился в
небольшой кельи, близ Мемфия13. Живя в ней,
часто с благоговением я вспоминаю о мучениях и подвигах преподобных мучеников
Христовых. Вместе с ними, да подаст Господь и нам удостоиться участия в Его
Небесном Царстве насладиться неизреченными и нетленными благами со всеми
любящими Его, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, с Безначальным
Его Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во
веки веков, аминь.
Тропарь,
глас 4:
Боже отец
наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас,
но молитвами их в мире управи живот наш.
Кондак,
глас 2:
От мирския
молвы избегосте, и к тихому пристанищу преставистеся, мученичества кровьми, и
постничества трудами венчаеми, темже и показастеся мучеников и преподобных
единовсельницы.
________________________________________________________________________
1
Гора Синай находится в средине синайского полуострова; она представляет собою
собственно группу гор, состоящих, из гранитных скал, прорезана и окружена
крутыми и шероховатыми долинами; у Арабов ныне называется горой "Тур"
или "Дже-бель-Тур-Сина". В Ветхом Завете при горе Синае Израильтяне
вступили в завете с Богом и получили от Него заповеди закона (Исх.20). В IV и
V-м веках по Рождеству Христову гора Синай славилась обилием христианских
пустынножителей, живших в ущельях и пещерах ее.
2
Святой Петр, патриарх Александрийский, правил церковью от 300 до 311 года;
память его празднуется 25 ноября.
3
Влеммиане - теперешнее бедуины, ливийский разбойничий народ, живший на юг и на
запад от Египта; этих варваров опасались даже римские императоры, так что
Диоклетиан старался обеспечить себя от них Деньгами и уступкою земель.
4
Пирг от греч. крепость, башня; так назывались укрепленные сторожевые места в
монастырях.
5
Хорив - гора в пустыне Аравийской, западная возвышенность того же горного
хребта, восточную часть которой составляет Синай. здесь было явление Бога
Моисею в купине, которая горела и не сгорала (Исх.3). Близ этой горы находились
и упоминаемые здесь Кидар и Тефровил.
6
Измаилтяне - потомки Измаила, сына патриарха Авраама от Агари. (Быт.25:12 и
след.).
7
Раифа - место близ Фарана на восточном берегу Красного моря, на расстоянии двух
дней пути от Синая.
8
Чермное, или, так называемое, Красное море представляет, собою длинный узкий
пролив Индийского моря, отделяющий Аравийский полуостров от Египта и Азию от
Африки.
9
Фаран - пустыня и гористая страна между Палестиной, Египтом, Идумеей и
Синайским полуостровом. У горы Фарана явился Бог в Духе Святом, сошедшем на 70
старейшин Израилевых (Числ.9:10-30); здесь же скрывался Давид от преследований
Саула.
10
Илья Фесвитянин - славнейший из пророков ветхозаветных, родом из Галилейского
города Фисви - в колене Нефеалимовом, ревностнейший чтитель Бога Истинного и
грозный обличитель нечестия и идолопоклонства во времена Ахава и Иезавели,
прославившийся многими чудесами. Он удостоился беседовать с Богом на горе
Хериве (3Цар.19); по чудесном переходе чрез Иордан, на огненной колеснице взят
живой на небо, передав со своею милотью дар чудотворения преемнику своему
Елисею. Память св. пророка Ильи - 20 июля.
11
Т.е. до утрени Великой Пятницы, когда вспоминаются страсти, т. е. страдания
Христовы.
12
Фиваида - область знаменитого в древности египетского города Фивы; этим же
именем назывался, по главному городу, и вообще весь верхний (южный) Египет.
13
Мемфий или Мемфис - древняя могущественная столица Египта; - находился в
среднем-Египте у Нила, между главной рекой и ее притоком, омывавшим западную
сторону города.