Святитель Феофан Затворник, Вышенский (1894)
В миру
Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую
Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.
В 1841 г. окончил Академию и
принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской
Духовной Академии (СПДА). В 1847
г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в
Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со
старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно
изучил греческий и французский языки, ознакомился с
еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были
отозваны в Россию, и в 1855 г.
св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан —
настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.
В 1859
г. хиротонисан во епископа
Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного
образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы,
открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о
повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал
на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен
на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской
епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие
монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время,
оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам.
После Пасхи 1872 г.
святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды:
истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей,
пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными
вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба
Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на
вразумление грешников».
Святитель оказал глубокое влияние на духовное
возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в
раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные
труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие»
(перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского
нравоучения».
Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения
Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской
пустыни.
Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры
и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества
своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви
как практическое пособие в деле христианского спасения.
См. также: