Главная | Карта сайта | Библиотека |
Сказание о Сретении Господнем
По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего
Иисуса Христа, и по исполнении дней законного очищения, Пречистая и
Преблогословенная Дева Матерь, вместе со святым Иосифом обрученником, пришла из
Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для
исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во первых, по рождении
очиститъся чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, - и
во вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать
выкуп за него установленною ценою (Лев.12:7). Так было повелено
Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери
пишется так: "Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то
она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него крайняя плоть
его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему
священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не
исполнятся дни очищения ее. По окончании дней очищения своего, она должна
принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в
жертву за грех. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт
двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву
за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста"
(Лев.12:7-8; 12:2-4).
А о посвящении Богу первенцев
мужеского пола в законе так говорится: "Освяти Мне каждого первенца
(мужеского полу) перворожденного, разверзающего ложесна" (Исх.13:2)1. И в другой раз: "Отдавай Мне первенца
из сынов твоих" (Исх.22:29). Это требовалось за то великое благодеяние
Божие в Египте, когда Господь, избивая Египетских первенцев, пощадил
Израильских (Исх.11:5-7). Посему израильтяне приносили своих перворожденных
младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную дань, установленную законом. И
опять выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая называлась
"выкупным серебром", и отдавалась служащим при храме Господнем
левитам, как о сем написано в четвертой книге Моисея (Числ.3:49-51).
Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса,
а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей2.
Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем.
Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная,
нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без
болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной
женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты, как
могла коснуться нечистота? Христос родился от Нее, как плод от древа; и как
древо, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева,
по рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и
неоскверненною. Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь
стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не
разбивает и не портит его, но еще более освещает. Не повредил девства Матери
Своей и Солнце Правды - Христос. И дверь естественного рождения, чистотою
запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин
кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту,
освятив ее своим происхождением, и просветив Божественным светом благодати.
Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления
Бога-Слова. Но дабы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься
всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с сим исполненная
смирения, Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы
нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня, - и
требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не
как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные,
приносившие двух горлиц, или двух птенцов голубиных, во всём проявляя смирение
и любовь к нищете, и избегая гордыни богатых. Ибо из золота, принесенного волхвами
(Мф.2:11), Она взяла немного, и то раздала нищим и убогим, удержав для Себя
только самое необходимое на дорогу в Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она
принесла их, по закону, для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего
первородного Младенца. "Принесли Его в Иерусалим, чтобы представить
пред Господа" (Лк.2:22) - говорит Евангелист Лука, т. е.
возвратить Божие Богу, ибо в законе Господнем написано, что всякий младенец
мужеского пола, разверзающий ложесна, должен быть посвящен Господу (Исх.13:2).
Держа на руках Своих Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колена пред
Господом и с глубоким блогоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала
Младенца Богу, говоря:
- Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом Святым во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня происшедший: Он Первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил (Евр.1:2), и с Которым вместе свету возсиять повелел: приими воплотившееся от меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю, собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына, Которого приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно, и да искупишь род человеческий Его плотию и кровию, принятою от Меня.
Произнеся сии слова, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки архиерею, как наместнику Божию, какъ-бы отдавая Его Самому Богу. После сего Она выкупила Его, как требовал закон, установленною ценою, - пятью священными сиклями, число которых какъ-бы предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и оть работы вражией3.
В то самое время, когда Матерь Божия принесла младенца Иисуса для исполнения над Ним, предписанного законом, обычая, в храм пришел, руководимый Духом Святым, старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утехи Израилевой, имевшей наступить с пришествием Мессии4. Он знал, что ожидаемый Мессия уже приближается, ибо скипетр перешёл от Иуды к Ироду, и исполнялось пророчество праотца патриарха Иакова, предрекшего, что не оскудеет князь от Иуды, пока не приидет ожидание народов, Христос Господь (Быт.49:10). Точно также окончились и Данииловы седмины числом семьдесят, после чего, по пророчеству, должно быть пришествие Мессии. Вместе с тем и самому святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть смерти, прежде чем он не увидит Христа Господня. Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на Младенца, бывшего на Ее руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь с Младенцем, и, уведав от Святого Духа, что Сей есть ожидаемый Мессия, поспешно подошёл и, приняв Его с неизреченною радостию и благоговейным страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он, убеленный сединами, как лебедь перед своею кончиною, воспел пророческую песнь: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром".
"Не имел я, - как бы так говорил он, - мира в мыслях своих, все дни ожидая Тебя, и все дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне же, увидев Тебя, я получил Дар, и, освободившись от печали, отхожу отсюда с радостною вестью к моим отцам: возвещу о Твоем пришествии в мир праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии и прочим святым отцам и пророкам, неизреченную радость принесу я им, пребывающим доселе в печали; к ним и отпусти меня, дабы, оставив печаль, они возвеселились о Тебе - Избавителе своем. Отпусти меня раба Твоего, после многолетних трудов, успокоиться на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое, уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им неведомых Божественных Таин, - Свет, воссиявший для прославления людей Твоих Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию, сказав: "Дам Сиону спасение, Израилю славу Мою" (Ис.46:2).
Иосиф и Пречистая Дева, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к Младенцу, не как к младенцу, но как к "Ветхому днями"5, и молясь обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни, или удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к ним, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая мнимого отца святого Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству. Потом, обратившись к Марии, Матери Его, а не к Иосифу - ибо он прозревал в Ней очами своими безмужную Матерь, - Симеон произнес:
- Сей послужит на падение и возстание многим во Израиле: на падение тем, которые не пожелают веровать словам Его, на возстание же тем, которые с любовью примут святую проповедь Его, - на падение книжникам и фарисеям, ослеплённым злобою, на возстание простым рыбарям и людям немудрым. Он изберет не мудрых, мудрых же века сего посрамит, - на падение ветхозаветного иудейского соборища, и на возстание благодатной Церкви Божией. Сей послужит знаменем для пререканий6, ибо великий раздор произойдет в людях изъ-за Него: одни назовут Его благим, другие же скажут, что он обманывает людей; и положат Его, - по слову пророка Иеремии, "как бы целью для стрел" (Плач.3:12); повесив на крестном древе, уязвив как стрелами, гвоздями и копьем. В то время, безмужная Матерь, - продолжал старец, - душу Твою пройдет оружие печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденным ко кресту Сына Своего, когда Ты с великою болью в сердце и рыданиями будешь провожать из мира сего Того, Кого в мир Ты родила без болезни.
Здесь же в храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена Ассирова. Она была вдова, уже сильно состаревшаяся, - ей было восемьдесят четыре года; -она семь лет только прожила со своим мужем и, овдовев, проводила Богоугодную жизнь, не отходя от храма, но в посте и молитве служа Богу день и ночь. Придя в тот час в храм, Анна много пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце, ко всем ожидавшим избавления в Иерусалиме7.
Слыша и видя всё сие, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих, и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об Отроке. Они не умолчали, но обо всём случившемся и сказанном в храме известили Ирода царя8. Тотчас он послал воинов с приказанием отыскать Божественного Младенца Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повелению, данному Иосифу во сне, Он обретался в Египте. Святой Иосиф с Пречистою Богородицею, исполнив в храме всё требуемое законом, не возвращались в Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой город Назарет9, а оттуда быстро скрылись в Египет (Мф.2:13-14). Отрок же возрастал, и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия пребывала на Нем (Мф.2:40).
Празднование Сретения Господня
установлено в царствование Юстиниана10, ранее
же, хотя Сретение Господне и воспоминалось в Церкви11,
но торжественно не праздновалось. Блогочестивый же царь Юстиниан установил
праздновать сей праздник, как Господский и Богородичный, на ряду с другими
великими праздниками. Побуждением к установлению сего праздника были особенные
обстоятельства. В царствование Юстиниана в Византии и окрестностях ея, в
течение трех месяцев, начиная с последних чисел октября месяца, был сильный
мор, так что сначала умирало по пяти тысяч человек в день, а потом по десяти
тысяч; тела даже богатых и высокопоставленных людей оставались без погребения,
ибо слуги и рабы все вымерли и не кому было погребать самих господ. А в
Антиохии12 к моровой язве, за грехи людей,
присоединилась и другая казнь Божия - страшное землетрясение, от которого
попадали все большие дома и высокия здания и храмы, и погибло много народа под
их стенами; в числе погибших был Евфрасий13,
епископ Антиохийский, задавленный до смерти при падении храма. В это страшное и
погибельное время одному благочестивому человеку было откровение, чтобы
установлено было торжественное празднование Сретению Господню, как и прочим
Господским и Богородичным великим праздникам. И вот, при наступлении дня
Сретения Господня, февраля второго числа, когда начали праздновать со всенощным
бдением и исхождением с крестами14,
смертоносная язва, мор и землетрясение тотчас прекратились, по милосердию Божию
и по молитвам Пречистой Богородицы. Ей с родившимся от Нее Христом Богом да будет
честь, слава, поклонение и благодарение во веки. Аминь.
Тропарь, глас 1:
Радуйся благодатная Богородице Дево,
из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущыя во тьме:
веселися и ты старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших,
дарующаго нам воскресение.
Кондак, глас 1:
Утробу Девичу освятивый рождеством
Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл
еси нас Христе Боже: но умири во бранех жительство, и укрепи императора, егоже
возлюбил еси, едине человеколюбче15.
________________________________________________________________________
1 По силе этого закона в память того, что в
ночь пред исходом евреев из Египта Ангел-Погубитель истребил всех первенцев
египетских, все первенцы еврейские должны были быть посвящены в особенное
служение Богу, т. е. для служения при святилище. Когда же впоследствии для сего
избрано было одно только колено Левиино, то за первородных назначен был выкуп в
пять сиклей серебра.
2 Священный сикль составляет на наши деньги около 5 коп.
3 По сказанию святого Димитрия Ростовского, святые отцы добавляют, что
святый пророк Захария, родитель Предтечи, пришедшую во храм для очищения
Пречистую Деву с Младенцем поставил не на месте жен, приходящих для очищения, а
на месте девиц, на котором женам, имеющим мужей, становиться не позволялось. И
когда книжники и фарисеи, при виде сего, начали выражать негодование, Захария,
став пред ними, возвестил, что сия Матерь и по рождестве есть Дева чистая.
Когда же они не поверили сему, Захария сказал, что человеческое естество, как и
всякое создание, должно служить Создателю своему, и в Его всесильных руках
находится устроение Своей твари, как угодно Его изволению, - а равно - и
устроение того, чтобы Дева родила, и по рождестве пребыла Девою: "по сему
и я сию Матерь не устранил - сказал он, - с места, назначенного для девиц,
потому что Она превыше всех дев".
4 Пророчество о 70-ти седминах находитея у Даниила 9-я гл.
5 Под образом ветхого днями, т. е. глубокого старца, видел Бога
пророк Даниил (Дан. 7:9-13). В Свящ. Писании старость иногда служит символом вечности
Божией.
6 В предмет пререкания, в спорное знамя,-образ взят ог военного знамени во
вреня битвы, которое одна сторона старается отбить, а другая защитить. Господь
стал знаменем пререкания в том же смысле, что одни - неверующие -силились
уничтожить Его (чего и мнили достигнуть распятием Сына Божия), другие же -
верующие - стояли и стоят под этим знаменем и за него ратуют.
7 Из этого видно, что в Иерусалиме в то время было довольно
людей, которые жили надеждою на скорое явление Обетованного Мессии, истинных
израильтян, которые, без сомнения возрадовались радостию великою, услышав об
исполнении их ожиданий и молитв.
8 Ирод, называемый в истории Великим, сын Антипатра, даря
иудеев, сначала был правителем Галилеи, но при первом римском императоре
Октавии Августе, в
9 Лук. 2:39. Вифлеем-маленький город, недалеко от Иерусалима, по
направлению к югу, а оть Назарета, галилейского города, Вифлеем
находится на расстоянии дней трех пути или немного более.
10 Император Юстиниан Великий царствовал е 527 до 566 года. Указ о
торжественном праздновании Сретения Господня по всей империи издан был им в 542
году.
11 На этот праздник есть укааания в сочинениях отцов Церкви III, IV и V веков.
12 Здесь разумеется Антиохия - один из древнейших и богатых городов
Сирии, столичный ее город; лежит при р. Оронте, верстах в 10-ти от впадения ее
в Средиземное море. Для христианской церкви Антиохия имеет особенную важность,
как второе после Иерусалима великое средоточие христианства, и как мать
христианских церквей из язычников. В настоящее время Антиохия представляет
собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10-ти тысяч
жителей.
13 Евфрасий был епископом Антиохийским от 523 до
14 В память прекращения язвы, бывшей в Константинополе, и страшного
землетрясения в Антиохии, в некоторых местах принято Церковию исходить с
литиею пред литургиею вне обителей и во время этого крестного хода
воспевать стихиры праздника и канон, по обычаю; а по возвращении во храм
совершать Литургию.
15 В кондаке на Сретение Господне Церковь воспоминает избавление от бед,
постигших восточную церковь и по милости Божией прекратившихся при императоре
Юстиниане.