Главная | Карта сайта | Библиотека |
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (1563)
Святитель Макарий, митрополит
Московский и всея Руси (1563)
Русская земля со времени своего
Крещения произрастила множество духовных плодов — святых подвижников, угодивших
Богу своими подвигами и благочестивой жизнью. Русская Церковь прославляет
страстотерпцев, благоверных государей, дивных святителей, великих чудотворцев,
преподобных и равноангельных постников, святых жен, всех угодников Божиих,
просиявших добродетелями, неусыпными трудами и молитвами. При своей жизни они
явились «солью» (Мф. 5, 13) земли Русской, подвигами которых она «оселялась» и
укреплялась. После своей блаженной кончины они, предстоя Престолу Божию,
молитвенно ходатайствуют о своем Отечестве. Это светильники земли Русской, возжегшиеся
на церковном небосводе. «Святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и
деятельной любви осуществил в себе богоподобие и тем явили всем Божий образ,
чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию». Взиранием на них еще при
жизни, а после их блаженной кончины пред их иконами и святыми мощами
возгревалась и укреплялась православная вера наших соотечественников. В чтении
их житий совершалось их духовное воспитание и возрастание русского народа.
«Открывая нам глубины человеческого сердца, жития святых также ясно открывают
пред нами и полноту Божественной благодати, которая приходит на помощь заблудшему, отыскивает потерянного». В год празднования
1000-летия Крещения Руси на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был
прославлен целый сонм святых Божиих угодников, деятельность которых охватывает
около шести веков церковной истории. И среди них - глава Русской Церкви XVI в., святитель Макарий, митрополит
Московский и всея Руси.
Всероссийский митрополит Макарий
родился ок.
Обитель эта была известна строгой
аскетической жизнью своих иноков. Здесь первоначально подвизались великие
угодники Русской Церкви: преподобные Иосиф Волоцкий и Левкий Волоколамский (XVI
в.), Даниил Переяславский (+1540; пам. 7 апр.) и Давид
Серпуховской (+ 1520; пам. 18 окт.). При постриге будущий святитель был назван
в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария
Египетского (+ 391; пам. 19 янв.). В обители он неленостно проходил школу
монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную
премудрость, постигал писание святых икон. Соборный храм Боровской обители был
расписан знаменитым иконописцем Дионисием, были в нем и иконы преподобного
Андрея Рублева (XV в.; пам. 4 июля). У великих мастеров древности учился
художественному мастерству инок Макарий, будущий митрополит.
Сохранилось свидетельство о трудах и
подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив». Промыслу Божию было угодно
воздвигнуть сей сосуд смирения и послушания на более высокую степень церковного
послушания: 15 февраля
Будучи настоятелем обители, он
заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей
братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного
покровителя -преподобного Макария Египетского. Но
пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года
он был призван к архипастырскому служению.
4 марта
На новом высоком поприще владыка
Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной
Новгородской земли. Он неоднократно посылает туда священников для проповеди
Евангелия, повелевая разорять языческие требища, искоренять языческие обряды и
все кропить святой водой. Святительская грамота с этими, по выражению
архиепископа Филарета (Гумилевского; ( 1866 ), есть
поистине «памятник апостольских трудов Макария для распространения света
Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на
самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги
получил от святителя преподобный Трифон Печенгский (+ 1583; пам. 15 дек.).
В
Большую заботу проявил святитель о
создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великом
Новгороде. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор, над входом в когорт по его благословению были
написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией, «на
поклонение всем православным христианам». Владычные мастера устанавливают в
соборе амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой.
Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и
вновь украшаются после пожаров около сорока храмов,
для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во
владычной мастерской.
Получив еще в Пафнутиево-Боровском
монастыре навык иконописания, святитель, как о том сообщается в летописи под
Являясь пастырем чад церковных,
святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к
богатым и бедным, малым н великим. О сам хоронит сгоревших в тюрьме во время
пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского
плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом
возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского. Во время приключившихся
в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, деятельный архипастырь
созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения
святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и
эпидемия прекращаются. Своей многотрудной деятельностью архиепископ Макарий
снискал великую любовь у пасомых чад.
В
По благословению святителя в
Новгороде пишутся жития и службы русским святым. Иеромонах Илия из домовой
владычной церкви составил житие мученика Георгия Болгарского (+ 1515; пам. 26
мая), а также написал канон и службу Михаилу Клопскому (+ ок. 1456; 11 янв.).
Его житие было написано Василием Михайловичем Тучковым, в
В период архипастырства святителя по
его благословению в Великом Новгороде составляется новый летописный свод.
Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков, работает над
исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в
Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и
составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в
В
В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой
не тяготело иноземное иго. И вот в
Незадолго перед казанским походом
царь, озабоченный возникшим в новооснованном городе Свияжске бедствием,
обращается к митрополиту с вопросом, как помочь случившейся беде. На что святой
старец дерзновенно отвечает: «Да принесутца мощи всех святых в церковь
соборную, да совершица над ними служба и святится с них вода, да пошлетца
тобою, государем, нашим смирением хто от священник на Свиягу к Пречистей
честнаго Ея Рождества и всем церквам да такоже молебные службы совершатся и
святят воды съвокупят въедино, да святят город крестным обхождением и водами святыми,
и всех людей оградят крестом и водою кропят, да негли Христос за молитвы святых
Его утолит праведный Свой гнев, да и к живущим в град
послати поучение, в чем якоже человецы согрешиша, да поне мало предстанут от
злоб своих». После молебна митрополит Макарий написал учительное послание во
Свияжский град. В нем он побуждает жителей ревностно исполнять христианские
традиции, памятуя страх Божий и избегая греховных поступков. Освященная на
молебне вода вместе с посланием была послана в
В
В 1547 и 1549 гг. святитель созывает
в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем
Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого
прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного
архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов.
Митрополит Макарий же, которого современники называли мучениколюбцем, созывая
Соборы, подъял на себя великий труд установления общецерковного прославления и
почитания святых угодников Божиих. Макарьевские соборы
На Макарьевских Соборах были
канонизованы первый автокефальный митрополит Иона, Новгородские
иерархи Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья
Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества -
преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон
Радонежский, Савва Сторожевский и др. Хронология этих имен охватывает
чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени, их литургическое
прославление показывает многообразие их спасительных подвигов. К их
молитвенному предстательству с усердием о6ращались русские люди.
Прославление подвижников требовало
написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о
порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее
написанных их житий. Всем этим занимается первосвятитель Макарий славы ради
Божией и Его святых угодников, которых «Господь Бог прославил многими чудесы и
различными знаменми». Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление
митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем
во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые
редакции прежних житий, то почти в два раза больше».
В начале
Известно, что святитель Макарий
прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе
Святитель Макарий внес огромный
вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды
архиепископа Геннадия (+ 1505; пам. 4 дек.). И если архиепископ Геннадий собрал
воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю
«чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации
русской церковной литературы в
Митрополит Макарий руководит работой
не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору
Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанскою.
По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской
истории — «Книга степенная царского родословия», непос-редственно
над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского
собора Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и
продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту
Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве
Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами
псковских святых.
Святитель Макарий стал покровителем
печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается
печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом
Иваном Федоровым. В послесловии Апостола
Святитель Макарий, столько сил
отдавший прославлению русских святых, по милости Божией удостоился в своей
повседневной деятельности постоянного общения с благочестивыми мужами, которые
позднее были канонизированы Русской Церковью. По его бла-гословению была
основана обитель преподобным Адрианом Пошехонским ( +1550;
пам. 5 марта), которого митрополит сам рукоположил и дал ему грамоту на
возведение церкви Успения Богоматери.
Современником святителя Макария был
удивительный святой, которого москвичи называли нагоходцем,— Василий Блаженный ( пам. 2 авг.). Он неоднократно молился на службах в
Успенском соборе, совершаемых митрополитом. Знаменательно его обличение царя,
когда после Божественной литургии в многолюдном храме блаженный удивил
самодержца, помышлявшего во время службы о построении себе нового дворца,
заметив, что «за литургией никого не было, но токмо
трое: первый митрополит, вторая — благоверная царица и третий он, грешный
Василий». Позднее святитель сам лично отпевал и погребал блаженного.
«Преосвященный Макарий митрополит со священным Собором псалмы и песни
надгробные певше над мощами святого, погребоша его честно»,— читаем в житии
святого Василия.
3 февраля
Особо следует остановиться на
взаимоотношениях митрополита с великим русским подвижником XVI в.
преподобным Александром Свирским (+1533; пам. 30 авг.). Преподобный Александр,
которого Сам Господь почтил Тройческим снисхождением —
посещением, был знаком митрополиту, чтившему его труды и подвиги еще с
новгородского периода. Перед своей кончиной преподобный Александр поручил
святителю Макарию заботиться о своей братии и основанном монастыре. Через 12
лет после кончины преподобного митрополит повелевает свирскому игумену Иродиону
написать его житие, а еще через 2 года, т. е. всего 14 лет после кончины, на
Соборе
Это благодатное явление двух
светильников духа, записанное агиографом, интересно для нас и тем, «что оно
свидетельствует о несчастье, случившемся с митрополитом, о «затворенном его
десном оке». Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в
Москве в
После того пожара в Кремле ведутся
большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые
святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме,
Пскове, Тихвинском монастыре и других местах.
В
Митрополит Макарий постоянно
заботился не только о всей пастве, но и о каждом
человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так,
однажды, в Успенском соборе, после вечернего богослужения некто «вражьим
научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог
этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему
рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повели отпустить его,
но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго
воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное
место. Придя на Кулишки, к церкви Всех святых, тот
стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на
митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал
на них, а тело умершего повелел предать погребению.
Основой добродетельной жизни
митрополита Макария был повседневный труд подвижничества, поста и молитвы. Один
из неизвестных его современников писал: «Митрополиту же святейшему Макарью на
Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное... от зольного
воздержания и елико ему едва ходити, кроток же и
смирен, и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и
запрещаше, злобою отроча обреташеся умом всегда совершен бываше». О высоте его
духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие
русскими войсками Казани в
Известно, что митрополит провидел
грядущие бедствия Русской земли, которые принесли ей многочисленные бунты бояр
и духовенства против царя, последовавшие после его блаженной кончины, и смутное
время 1598-1612 годов. «Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной
молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному,
паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет
нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не
помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его
келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем
глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И
глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и
кровоизлияние, и разделение земли». Это важное сообщение пискаревского
летописца сближает образ митрополита Макария со
вселенскими патриархами Геннадием (458—471; пам. 31 авг.) и Фомой (607—610;
пам. 21 марта), которые усердно молились, чтобы Господь отвратил грядущие для
Церкви и народа бедствия, по крайней мере, во время их святительства.
Однажды попросил грозный царь
митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения,
он удивился и сказал святителю: «Прислал
еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И
рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что
еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со
внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».
В середине сентября
4 ноября святитель в последний раз
молился в Успенском соборе и во время молебна сам прикладывался к иконам и
мощам великих чудотворцев Петра, Ионы и других преосвященных митрополитов,
погребенных в соборе, при этом слезы сердечные из очей его текли, и много
времени молитвенно воздыхал старец владыка перед образом Пречистой Богородицы
Владимирской, так что все предстоящие дивились чудному его молению. Затем
святитель у всех смиренно испросил прощения.
3 декабря к Митрополиту Макарию
пришел царь просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться
в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь, но царь уговорил
его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю
об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя
вынужден был вновь от этого отказаться. Наступил праздник Рождества Христова,
но жизнь святителя уже гасла. Он не мог больше сам читать Евангелие, что делал
всю жизнь, и теперь Священное Писание читали по его просьбе близкие ему
духовные лица.
И вот 31 декабря
Отпевали святителя 5 архиереев в
присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана
первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал
митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипас-тырское благословение.
Так кончил свою дивную жизнь великий
устроитель Русской Церкви — Московский митрополит Макарий, почитание которого
началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая
икона святителя. Известно, что, возвратившись из Литовского похода
Имя святителя
начиная с XVII в.,
встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и
предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец,
писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи
Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле
российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы
Успения написа».
Последние дни жизни, кончина и
погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми
списках, причем ранние — в составе Хронографа. Сохранилось также и его
рукописное житие.
Самое раннее прижизненное
изображение святителя Макария находится на четырехчастной иконе
На иконах святитель изображается
сухим, высоким, седым старцем. «Митрополит Макарий, стар и сед, в золотом
саккосе и зеленом омофоре, на котором черные с золотом кресты; на голове
святительская шапка, верх с разноцветными камнями; тушь белая, сбоку его
надпись: «О агиос Макарий митрополит»; сияние над святителем празелень».
«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. И со избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27)»,- говорит псалмопевец и пророк Давид. Постоянно общаясь со святыми подвижниками, Митрополит Макарий явил пример веры и высоты архипастырского служения. Он заботился о духовном просвещении своей паствы. Прославив столько русских святых, он и сам ныне предстоит престолу Живоначальной Троицы.