Главная | Карта сайта | Библиотека |
Память святого пророка Наума
Святой пророк Наум, - один из двенадцати, так называемых, малых пророков, - происходил из Галилеи, из селения Елкоша1.
Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии2, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима3 на Иегову4. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Иона 2:2) не было отменено, но лишь отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.
Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился, Евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил с своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем5.
Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т. е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя6.
Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования Иудейского царя Езекии, т. е. к 745-714 годам до Р.Х. (после разрушения царства Израильского).
О других
обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м
году жизни и был погребен в своей отечественной земле.
Кондак, глас 4:
Просветившееся духом
чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко
настоящая далече сущая. Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.
________________________________________________________________________
1 Почему пророк и называет
себя Елкошеянином или Елкосеянином (Наум.1:1). По славянскому и другим перводам
пророк Наум значится сыном Елкесиевым; но большинство толковников (например,
блаженный Иероним, св. Кирилл Иерусалимский, Епифаний и другие) принимают
еврейское слово Елкоши (переведенное по-славянски "сын Елкесиев") за
наименование места рождения Наума. По преданию, записанному блаженным
Иеронимом, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в царстве Израильском.
2 Ниневия была главным
городом Ассирийцев, с которыми Евреи тогда находились во враждебных отношениях.
Ниневия лежала на восточном берегу реки Тигра в Месопотамии. Это был
многолюднейший и богатейший город в древнем мире; имел около 84 верст в
окружности.
3 Сеннахирим -
царь Ассирийский, сын и преемиик Салманассара, разрушившего царство
Израильское.
4 Иегова (по
слав. Сущий) - одно из иен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и
неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Священном Писании об
одном Истинном Боге.
5 Это пророчество
о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия,
осажденная врагами (Циаксаром, царем Мидийским и Набопалассаром, царем
Вавилонским около 600 г. до Р. Хр.), три года стойко выдерживала осаду, и
только разлив реки Тигра, подмывший городские стены, дал возможность врагам,
прежде чем Ниневитяне успели воздвигнуть новую стену, войти в город и разрушить
его до основания (Кн. прор. Наума гл. 3, ст. 14). Царь Ниневийский Сарданапал,
отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой
костёр, собрал сюда все свои сокровища и сжёг себя вместе со всеми наложницами.
Так исполнились грозные слова Наума и другаго великого пророка Исаии (Исаия гл.
30, ст. 33)
6 Кроме
пророчества о падении Ниневии в книге пророка Наума можно находить и
мессианские черты: "Наум изрекает, - говорит блаж. Феодорит, - гибель
Ниневии, ее войску и городу за то, что они, хотя и покаялись после проповеди
Ионы, но вскоре забыли о ней и пошли с оружием на Израиля, но - продолжает он -
есть в книге и пророчество о Спасителе такое: "Поднимается на тебя
разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с
силами" (Кн. Наума гл. 2, ст. 1) (по-славянски: "взыде вдыхаяй в
лице твое"), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос,
возобновляя сей образ, "дунул" на Апостолов "и говорит
им: примите Духа Святаго" (Иоан.20:22). Поэтому и под всем сокрушенным
царством Ассириян, в книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную
Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении
вселенную". - За богослужением правосл. церкви книга прор. Наума не
употребляется.