Главная | Карта сайта | Библиотека |
Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст
Преподобный Далмат жил в царствование Феодосия Великого1 служил в войске2 и пользовался уважением царя. Затем, презрев ля Бога всё мирское, он оставил жену и детей3; взяв с собою одного только сына Фавста, он пошел к преподобному Исаакию, имевшему обитель близ Константинополя; здесь они были пострижены преподобным Исаакием в иноческий чин и оба вели богоугодную жизнь, постоянно соблюдая строгий пост. Когда преподобный Исаакий4, уже достигший глубокой старости, почувствовал приближение смерти, то созвал братию; преподав ей последнее наставление, он поставил игуменом вместо себя преподобного Далмата, от имени которого и самая обитель получила впоследствии название Далматской5. Патриархом цареградским Аттиком преподобный Далмат был рукоположен во священника6. Он проводил жизнь полную воздержания и однажды в великий пост в течение сорока дней не вкушал пищи7; постом и молитвою преподобный Далмат побеждал бесовскую силу. Он подвизался и против видимых служителей беса – еретиков несториан, хуливших Пречистую Матерь Божию8: преподобный Далмат был деятельным помощником святых отцов третьего вселенского собора, заседавшего при царе Феодосии Младшем в Ефесе9, этим преподобный Далмат приобрел себе любовь царя и святых отцов, которые сделали его архимандритом Далматской обители. Отдав, таким образом, почти всю свою жизнь на служение Богу, преподобный Далмат отошел в глубокой старости в вечность10. – Преподобный Фавст, подобно своему отцу, был великим подвижником, он строго соблюдал заветы иноческие и из них особенно пост11. Скончав течение здешней земной жизни, он переселился в вечные обители и в бессмертной жизни причтен к лику преподобных отцов.
Кондак, глас 2:
Пощением воссиявшыя яко светила, и ереси развратившыя верою, песньми Исаакия восхвалим, и с Далматом Фавста, яко Христовы угодники, Того молящи о всех нас.
____________________________________________________
1 Феодосий Великий –
император 379-395 гг.
2 Во втором гвардейском
полку, которые тогда назывались схолариями.
4 О богоугодной жизни и
великой ревности по вере прп. Исаакия, подвигшей его на безбоязненное обличение
нечестивого царя Валента, которому он предсказал погибель, и о блаженной его
кончине достаточно сообщается под 30 числом мая месяца; желающий может прочесть
там.
6 По другим, более
достоверным сведениям, он был поставлен в настоятели обители патриархом
Нектарием (381-397), а не Аттиком (408-425).
7А затем, по принятии пищи,
43 дня до праздника Вознесения Христова он пробыл в экстазе (восхищении) и в
это время удостоился божественных видений и рассказал, в каких местах стояли
трое из братий их обители, находившиеся на празднике в церкви Маккавеев, чем
приобрел всеобщую славу. – Св. патриарх Прокл (434-446), еще при жизни прп.
Далмата, чрезвычайно хвалит его в письме Иоанну Антиохийскому.
8 Еретики несториане
утверждали, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицею, потому
что Она родила не Бога, а только человека, с которым, помимо Нее, соединилось
Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии,
был лишь обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, чрез наитие
Св. Духа, стал Христом, т.е. помазанником и Слово Божие пребывало с ним в
особом нравственном или относительном соединении. Ересь несторианская осуждена
на III Вселенском соборе.
9 Узнав, что православию на
Ефесском соборе угрожает насилие, св. Далмат, став во главе игуменов, монахов и
верных православию христиан, пошел к дворцу царя и с мужеством говорил пред
императором за истину; между тем до сего он 48 лет не выходил из монастыря,
хотя царь и просил его об этом, желая, чтобы великий подвижник участвовал в
общих молитвах об избавлении от землетрясения.
10 Время кончины его с
точностью неизвестно, можно только сказать, что он жил еще при св. Прокле,
патриархе Константинопольском. Св. Димитрий Ростовский говорит, что по
неизданному житию Исаакия, Далмата и Фавста, св. Далмат скончался не менее 90
лет от рождения 2 августа, погребен 3 августа при патриархе Прокле, следов.
после 434 г. и вероятно около 440 г.
11 О жизни его не сохранилось подробностей.