Главная | Карта сайта | Библиотека |
Житие преподобного отца нашего Исаака Сирина
Святой Григорий Двоеслов, папа
Римский, в своем диалоге с диаконом Петром1
рассказывает следующее о святом Исааке. Во времена древних готов близ города
Сполето жил весьма праведный муж по имени Исаак; он пробыл здесь до конца
владычества готов2, и его знали многие жители
Рима. Из них особенно чтила святого Исаака одна девица Грегория, жившая в Риме
при храме Пресвятой Богородицы. Во дни своей юности Грегория была обручена, но,
когда настало время бракосочетания, она поспешила в церковь, желая получить
иноческий образ; преподобный Исаак избавил Грегорию от родственников, хотевших
силою извлечь ее из церкви и, при содействии Божием, постриг ее в инокини;
таким образом Грегория, презрев земного жениха, удостоилась обручения
небесному. О святом Исааке святой Григорий Двоеслов узнал особенно много от
честного отца Елевферия, находившегося в близких отношениях с преподобным, и
то, что он передавал о святом Исааке, вполне подтверждалось другими сведениями
о его жизни. Святой Исаак был родом не из Италии, но мы опишем здесь лишь те
чудеса, которые он содеял в этой стране. Когда преподобный Исаак пришел из
Сирии в Сполето, то он прежде всего вошел в церковь; здесь он попросил
пономарей разрешить ему молиться в церкви столько времени, сколько он хочет,
хотя бы даже он пожелал остаться на ночь в храме, когда уже будут закрыты
церковные двери. И, став на молитву, он без отдыха провел в ней двое суток с
половиной. Заметив это, один из пономарей, отличавшийся гордостью, - последняя
и довела его до согрешения, возбудив в нем несправедливое негодование на
преподобного, - начал поносить святого Исаака бранными словами, называя его
лицемером, притворно молившимся почти трое суток для приобретения известности;
затем, подойдя к преподобному, он ударил его по щеке, требуя, чтобы тот, как
лицемер, оставил с бесчестием храм. Тотчас же этого пономаря постигло
наказание: по Божию попущению на него внезапно напал нечистой дух и, причиняя
ему сильные мучения, поверг его к ногам Божия человека с криком: "Исаак
меня изгонит!"
Никто до
этого объявления имени нечистым духом не знал, как называется странник.
Преподобный наклонился над мучимым и его тотчас оставил нечистый дух. Весть о
происшедшем в церкви быстро разнеслась по городу, и тотчас мужи и жены, богатые
и бедные поспешили ко храму, чтобы пригласить в свой дом угодника Божие; одни
обещали ему устроить монастырь с селами и имениями, другие желали его снабдить
пищею и всем необходимым для жизни.
Но раб
всесильного Бога отринул все обещание предлагавших: выйдя из города он нашел
невдалеке пустынное место, где создал себе маленькую келлию. Сюда к нему стало
стекаться много народа: видя его добродетельное житие некоторые из приходивших
возгорелись любовью к вечной жизни и под руководством преподобного посвятили
себя исключительно на служение Богу; таким образом создался монастырь. Когда
ученики святого Исаака просили его, чтобы он ради монастырских нужд принимал
приносимые ему дары, то он, твердо сохраняя нищелюбие, отвечал: монах,
приобретающий имение, уже не монах; он так же боялся утратить свою нищету, как
богатые скупцы опасаются потерять свои сокровища.
Святой
Исаак был одарен духом пророческим; благодаря своим чудесам и своей, сиявшей
как свет, добродетельной жизни, он сделался известен всем жителям той страны.
Однажды, когда день уже склонялся к вечеру, он велел братии бросить в огород
все заступа, какие только имелись в монастыре, и, когда на другой день братия
встали для утреннего молитвословия, преподобный сказал: с восходом солнца
приготовьте для наших работников пищу. После того как в указанное время была
приготовлена пища, святой Исаак, велел захватить ее, отправился с братией в
огород; здесь они нашли столько работников, сколько вечером было брошено
заступов. Последние были воры и проникли в огород с целью грабежа; но, войдя в
него, они оставили свое дурное намерение и, взяв находившиеся здесь заступа
начали работать с первого часа, когда проникли в огород, до времени прихода к
ним преподобного; за это время они вскопали всю невозделанную в огороде землю.
Подойдя к ним, святой Исаак сказал: радуйтесь, братия! оставьте работы, потому
что вы много потрудились за ночь. Отдав им принесенную с собою пищу он просил
их подкрепиться и отдохнуть от трудов. Когда они насытились, преподобный
обратился к ним с такими словами: "оставьте с этого времени всякие поползновения
к совершению дурных дел; если вам понадобится что-нибудь из огородных растений,
то входите открыто, просите нужного и берите с благословением; воровство
бросьте" Потом преподобный приказал собрать им столько ярового хлеба,
сколько они желали. Таким образом вошедшие в огород с дурным намерением,
отягощавшим грехом душу, удалились из него без греха, с благословением, неся
награду за свой труд. В другое время ко святому Исааку пришли какие то
странники, одетые в ветхое рубище и просили у него одежды. Велев им немного
обождать, преподобный призвал одного из своих учеников и сказал ему тайно: поди
в рощу за монастырем, там в Одном месте есть дерево с дуплом; те одежды,
которые найдешь в нем, возьми и принеси сюда. Брат отправился куда было указано
и, поискав, действительно нашел в дупле спрятанные одежды; захватив, он отдал
их наедине учителю. Получив одежды, угодник Божий отдал их странникам со
словами: так как вы наги, то вот возьмите и оденьте. Они взяли и узнали в
одеждах свои собственные, нарочно спрятанные ими; их объял великий стыд, потому
что думая обманом получить чужую одежду, они принуждены были принять свою.
Случилось также, что один благочестивый человек послал преподобному со слугою
две корзины с яствами, прося святого помолиться о нем. Слуга одну корзинку
спрятал дорогой, а другую принес угоднику Божию, передав просьбу пославшего.
Молча приняв корзину, святой Исаак затем дал такое наставление слуге: я приемлю
дары, ты же смотри, прикасайся осторожнее к скрытой тобою на пути корзине: в нее
влезла змея, и если ты, не остерегшись, протянешь руку, она ужалит тебя. Эти
слова сильно устыдили слугу и возбудили в нем с одной стороны боязнь, а с
другой радость при мысли, что узнал о змее, от которой мог бы умереть.
Так
повествует святой Григорий Двоеслов о преподобном Исааке Сириянине. От него
сохранилась книга "подвижнических слов", заключающая в себе весьма
полезные наставления для иноков; за свою жизнь он и сам удостоился от Бога
вписания в книгу жизни вечной и с сонмом святых предстоит одушевленному Слову
Отчу, Христу Сыну Божию, Ему же со Отцом и Святым Духом слава во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1
Этот диалог или разговор содержится в известном сочинении святого Григория
Великого (540-604): "Собеседование о жизни и чудесах италийских
отцов", за которое он и получил название Двоеслова. Сочинение состоит из
четырех книг и содержит та себе рассказы о подвигах благочестивых людей,
совершаемых ими при содействии благодати Божией; сведения для этих рассказов
святой Григорий заимствовал частью из собственных разговоров с италийскими
отцами, частью их доставлял ему епископ Сиракузский Максимилиан.
2
Приблизительно до начала второй половины VI в., когда окончательно пало
владычество готов в Италии.