Главная | Карта сайта | Библиотека |
Память преподобного отца нашего Иосифа, песнописца и творца канонов
Отечеством святого Иосифа была Сицилия1. Родители его, Плотин и Агафия, были люди
благочестивые и добродетельные; за их богоугодную жизнь Господь и даровал им
такого сына, который, как выдающийся творец канонов, украсил церковь для ее
блага священными песнопениями. Отрок был воспитан в добром книжном научении и
благонравии и уже в его детских обычаях можно было видеть указание на то, что,
став мужем, он достигнет совершенства в добродетелях: он был кроток, тих,
смирен, уклонялся от отроческих игр; с детства полюбив пост и воздержание, не
искал вкусных яств, питаясь лишь хлебом и водою, да и то вечером; Божественное
Писание изучал весьма успешно. Так возрастал Иосиф телом и духом, когда
произошло нашествие варваров на сицилийскую страну, и родители его были вынуждены
бежать из отечества своего в иные страны. Сначала Иосиф отправился с ними в
Пелопонес, но потом, оставив родителей, удалился в Фессалонику, столицу
Македонии; здесь он поступил в монастырь, постригся в иноческий чин и учился
трудам постническим, прилежно проходя все виды подвижнической монашеской жизни
и добродетелей; и стал он мужем совершенным и иноком опытным. Земля, покрытая
кожею, служила ему постелью, ветхое рубище - одеждою; пощение его было велико,
пища - небольшой кусок хлеба и немного воды, стояние - всенощное,
коленопреклонение - непрестанное; в устах всегда пение, а в руках работа.
Прилежно читал он божественные книги, исполнялся премудрости и разума
духовного, и, как Ангел Божий, сиял среди братий примером чистого и святого
жития. Невозможно рассказать подробно о его добрых делах и многих подвигах.
Так
благоугодно трудился он для Бога больше других. По настоянием игумена и братии,
принял он сан священства, быв рукоположен в пресвитера епископом
Фессалоникским. Будучи пресвитером, он еще усилил свои подвиги и труды, и часто
совершал Божественную литургию, со слезами молился о себе и о всем мире. Пришел
в монастырь тот преподобный Григорий Декаполит2;
увидев преподобного Иосифа, он очень полюбил его как мужа святого и приобрел
себе в нем друга и сожителя. Прошло несколько времени, и Григорий, отправляясь
в Византию для укрепления верных, смущаемых еретиками, просил игумена и братию
отпустить с ним ему в помощь Иосифа: ибо не хотел разлучаться с ним. Но и
братия с игуменом не хотели лишиться такого сожителя, истинного раба Божия.
Однако, уважая просьбу великого старца и внимая нуждам церкви, волнуемой бурей
еретической, они отпустили блаженного Иосифа с святым Григорием декаполитом в
Византию.
Прибыв
туда, Иосиф и Григорий поселились при церкви святых мучеников Сергия и Вакха и,
соревнуя друг другу, повели жизнь суровую и изнурительную, - особенно блаженный
Иосиф, подражавший старейшему подвижнику, великому отцу Григорию; взяв его себе
в образец, он решил в сердце своем непрестанно совершенствоваться в
добродетели. Оба трудились, прилежно поучая благочестивых соблюдать себя от
вредной ереси, не смущаться и не сомневаться в догматах правой веры и быть
твердыми в исповедании истины. В то время нечестивый царь Лев Армянин
возобновил уже осужденную3 иконоборную
ересь, и воздвиг великое гонение на Церковь; он извлекал из храмов Божиих
святые иконы, бесчестно попирая их ногами; единомысленных с ним еретиков он
ставил на престолы православных пастырей, которых свергал и при этом мучил и
губил различными способами некоторых из них.
Тогда
святой Григорий с святым Иосифом, облекшись в броню веры, начали обходить
городские улицы, площади и дома верных, с советом, увещанием и мольбою-не
прельщаться еретическим лукавством. И были слова их подобны росе утренней,
когда она оживляет цветы и траву полевую, вянущую от дневного зноя: они
оживляли сердца человеческие, малодушествующие, сомневающиеся и как бы
увядающие от зноя еретических учений. Потом многие иночествующие обратились с
просьбой к преподобному Григорию, чтобы он блаженного Иосифа, как искусного в
слове и способного по своей телесной крепости предпринять труд долгого пути,
послал в древний Рим, к православному папе Леону третьему4
и ко всем тамошним православным, возвестить о гонении, воздвигнутом в Царьграде
на святую Церковь. Они рассчитывали, что православные окажут из Рима помощь
гонимым, опровергнут неправые догматы и заградят хульные уста еретиков.
Преподобный Григорий в беседе с блаженным Иосифом подавал ему такие советы:
- Чадо,
настало ныне время явить сердечную любовь твою к Богу и ревность к благочестию;
иди в древний Рим и возвести главе тамошних христиан и всем православным на
западе, какую беду на святую восточную Церковь навел злочестивый царь и по
имени зверь, как оскорбил и попрал икону Христову и Пречистой Его Матери, отнял
у Церкви украшение ее, изгнал неповинных добрых пастырей, а лжепастырям
наемникам и хищным волкам вручил стадо Христово, и теперь овцы расхищаются и
разгоняются. Возвести, как изо дня в день яростная буря, поднятая державным,
волнует Церковь Христову, и лютой Лев, пришедший из Армении, изрыгает угрозы и
поглощает многих своим еретическим лукавством. Возвести, убеди и упроси, да обнажат
православные меч слова Божия и противостанут гонящим нас.
Так и
подобное этому говорил святой Григорий. Блаженный Иосиф, от юности вполне
привыкший к послушанию, не возражал ни мало; смиренно преклонив голову, он
испросил у Григория отеческих молитв и благословение для путешествия, вошел в
корабль и поплыл в Рим.
Но иное
было угодно непостижимым судьбам Божиим. Все на пользу устрояет Бог, и нередко
посредством таких обстоятельств, которые кажутся нам неблагоприятными и
жестокими, творить дивные и преславные дела к прославлению Своего святого
имени. Так, по устроению Божию, оказалось препятствие и к путешествию Иосифа в
Рим. Единомысленники царя Льва Армянина, слуги и помощники мучительства их,
узнав, что многие, гонимые иконоборством, уходят из столицы в иные страны,
начали устраивать тайно по путям водным и сухопутным разбойнические засады,
чтобы схватывать беглецов и возвращать их в руки иконоборцев. Не осталось
тайным для них и то, что преподобный Иосиф посылается православными монахами на
запад, в Рим; они подговорили морских разбойников напасть на него, и
преподобный попал в руки врагов. Они разбили корабль, захватили также всех
спутников преподобного Иосифа и отвезли их в Крит, к иконоборцам, где
преподобный, обремененный тяжкими оковами, был ввержен в темницу. Здесь день и
ночь утешал он боговдохновенными речами сотоварищей своих по заключению,
которых немало страдало вместе с ним за правую веру: сам радуясь в узах о
Господе, он говорил другим:
- Что
может быть сладостнее и радостнее тех уз, которыми мы обременены за любовь ко
Христу и святой иконе Его? Если и причиняет нам некоторую скорбь
кратковременное заключение, то за это страдание должно нам благодарить Бога,
ставя себе светлым примером святого Павла, который неизреченно радовался, что
сподобился за Имя Иисуса Христа страдать в оковах, и ценил их, точно дорогие
камни и золотые украшения. Более того "Ибо вы к тому призваны, потому
что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он
не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному"
(1Петр.2:21-23). по словам верховного Апостола святого Петра. Правда, телесные
страдание причиняют некоторую скорбь, но нельзя назвать носителем Христова ига
того, кто не пойдет вслед Ему, и не будет переносить, хотя частью, тех
страданий, которые Он перенес за нас. Будучи всесильным Богом, Он мог и иным
каким либо образом спасти человека, однако благоволил, чтобы от труда и
страдания родилась та сила добродетели, которая была бы в состоянии открыть
издавна затворенные врата небесные. И не показал Он нам иного пути к спасению,
кроме пути труда и скорби. Зачем же смущаться нам, истощая здоровье наше в
страданиях за святую икону Спасителя и Пречистой Его Матери? Противясь
злочестивому повелению царя, мы получим Божию благодать и благовременную
помощь.
Такими и
подобными речами утешал и укреплял преподобный Иосиф соузников своих,
заключенных с ним в темнице за почитание икон. Пришлось разделить их заключение
и некоему православному епископу, также за почитание святых икон взятому на
страдание. Он, чувствуя бессилие перенесть темничные лишения, по-человечески
смущался мыслями: из желание освободиться от уз и страданий начал уже
склоняться к иконоборной ереси и, подобно кораблю при сильном волнении, недалек
был от потопления. С какими только увещаниями не обращался к нему преподобный
Иосиф, когда уразумел смущение его! Каких только слёз не пролил, с мольбою
увещевая его без колебания умереть за икону Христову, как за Самого Христа! И
боговдохновенные речи его не остались напрасными: епископ исполнился такой
твердости, что даже в лютейших муках не отвергся благочестия своего и в
мужественном величии души претерпел всё до конца. Выведенный на пытку, при виде
мучителей и орудий мучения, он нимало не обнаружил страха, но сам снял с себя
одежды и отдал себя на истязание, желая тысячу раз умереть - если бы было
возможно - за Христа Бога во плоти изображаемого иконописанием. Повешенный
нагим на месте мучений, весь пронзенный стрелами, пораженный наконец в голову
большими камнями, епископ предал дух свой Господу. Узнав о мученической кончине
епископа, блаженный Иосиф весьма порадовался непоколебимому мужеству его и
возблагодарил Христа, утвердившего на таковой подвиг избранного воина Своего,
который, хотя и обнаружил в начале некоторую слабость, но потом вполне
исправился и победил врага. Подобным образом святой Иосиф и иных избавил от
гибели душевной и направил ко Христу, непрестанно поучая всех спасительному
пути; самого же его Бог спасал от смерти, сохраняя его жизнь на пользу весьма
многих.
Преподобный
Иосиф провел в темнице шесть лет; и вот злочестивого царя Льва Армянина
постигла лютая кончина: в ночь накануне праздника Рождества Христова он был
убит своими воинами в церкви, за утреней. В тот же самый час преподобный Иосиф
в критской темнице был извещен о погибели мучителя и чудесно освобожден от уз
явившимся ему святителем Николаем. Всю эту ночь святой Иосиф проводил без сна,
беспрерывно воспевая праздничные песнопения и молясь; перед рассветом яркое
сияние озарило темницу, и предстал пред ним облеченный в святительские одежды,
святолепный и честный муж, с седыми волосами, светлым лицом, и сказал ему:
- Из Мир
Ликийских пришел я к тебе, посланный Богом, дабы немедля принести тебе
радостную весть: враг, смутивший Церковь и расеявший овец Христовых, лишился и
царства, и жизни, призванный на суд Божий. Ныне должно тебе возвратиться в
Константинополь и утвердить многих обитающею в тебе благодатью Духа Святого.
Затем
святитель дал ему свиток и сказал:
- Прими
этот свиток, и съешь его.
В свитке
же было написано:
Ускори
щедрый, и потщися, яко милостив на помощь нашу, яко можеши хотяй. Иосиф взял
этот свиток, прочитал и, съев, радостно сказал: "Как сладки гортани моей
слова Твои! лучше меда устам моим" (Пс.118:103).
Тогда
повелел явившийся ему воспеть те же слова. Радостно воспел их святой Иосиф, и
тотчас вериги и оковы его ослабели и спали с шеи, рук и ног его, и услышал он
слова явившегося ему святителя:
- Встань и
следуй за мной.
Он встал;
двери темницы сами собою отворились, и он вышел, без ведома темничной стражи. И
увидел он себя носимым по воздуху некою невидимою силою. В непродолжительном
времени он оказался близ Константинополя, на большой дороге, ведущей в город, и
прославил Бога за такое преславное чудо.
Войдя в
город, Иосиф не нашел уже в живых любимого им отца Григория Декаполита - он
отошел ко Господу - а видел лишь ученика его, блаженного Иоанна, и вместе с ним
у гроба Григория много скорбел, что не сподобился застать в живых святого отца.
Спустя немного времени и Иоанн отошел ко Господу, и был погребен близ святого
Григория. Потом преподобный Иосиф переселился на иное место, уединенное и
безмолвное, находившееся за городом, недалеко от церкви святого Иоанна
Златоустого. Поселившись здесь, он создал церковь во имя святителя Христова
Николая, перенес в нее мощи обоих отцов, Григория и Иоанна, устроил монастырь и
собрал братию. Сюда к преподобному Иосифу постоянно стекалось слушать его
боговдохновенное учение много людей духовных и мирских, ибо благодать Духа
Святого подобно реке текла из уст его сладостными речами. Будучи однажды в
Фессалии, преподобный Иосиф получил от одного известного ему добродетельного
мужа значительную часть мощей святого Апостола Варфоломея, он принес ее в свою
обитель и, создав особую церковь во имя святого Апостола Варфоломея, с честью
положил в ней часть святых мощей его. Питая великую любовь и веру к святому
Апостолу, он часто сподоблялся видеть его в сновидениях. Он желал украсить
праздник святого Апостола хвалебными песнопениями, но не решался, сомневаясь,
будет ли угодно это дело святому Апостолу, и усердно молил Бога и Апостола
Божия открыть ему это и даровать премудрость свыше для создание достойных
святого Варфоломея, хвалебных стихов. С постом и слезами молился преподобный
Иосиф сорок дней, и когда приблизился день памяти Апостола, в навечерие
празднества увидел он, что в алтаре явился святой Варфоломей, облеченный в
белые ризы, открыл алтарную завесу, призывая его к себе. Когда же преподобный
Иосиф подошел ближе, святой Апостол взял с престола святое Евангелие, положил
его на грудь Иосифу со словами:
- Да
благословит тебя десница всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды
небесной премудрости: сердце твое да будет храмом Духа Святого, и песнопения
твои да усладят вселенную.
Так сказал
святой Апостол Варфоломей и стал невидим, а преподобный Иосиф, ощутив в себе
благодать премудрости, исполнился радости неизреченной и благодарения. С того
времени начал он писать церковные гимны и каноны, которыми украсил праздник не
только святого Апостола Варфоломея, но и многих святых, по преимуществу же
почтил он многими канонами Пречистую Богоматерь и святителя Николая. Обильно
украсил он святую Церковь песнопениями и получил наименование песнопевца.
По
воцарении Феофила5, снова восстала на
Церковь буря иконоборства, снова многие подверглись гонению и мучению. Тогда и
преподобный отец наш Иосиф песнописец, за безбоязненное и открытое обличение
ереси, был изгнан в Херсон, где в узах и страданиях оставался до смерти
Феофила. Царица Феодора с сыном Михаилом, принявшая правление по смерти Феофила
и с святейшим патриархом Мефодием восстановившая православие6, возвратила Иосифа в Царьград. Святой
Игнатий7, принявший престол по
преставлении святого Мефодия, сделал преподобного Иосифа сосудохранителем
великой Божией Константинопольской церкви. За добродетельную жизнь и за
исходившие из уст его премудрые и душеспасительные речи, многих обращавшие на
путь спасения, преподобный Иосиф был весьма любим святейшим патриархом и всем
духовным и мирским чинам. Прошло несколько лет, и преподобный Иосиф за
обличение беззакония снова потерпел изгнание от Варды, брата царицы, первого,
после царя, властелина. Не боясь Бога и не стыдясь людей, Варда тяжко нарушил
законы Церкви, удалив от себя законную супругу свою без вины с ее стороны и
взяв себе в жены родственницу свою. Преподобный Иосиф открыто обличал его, как
некогда святой Иоанн Предтеча Ирода, и за это Варда преследовал его и причинял
ему зло. Той же участи подвергся и святейший патриарх Игнатий, потерпев от
беззаконного Варды изгнание и многие беды. Когда же Варда был убит слугами царя
(и погиб с шумом), а за ним и царь Михаил лишился жизни также от своих
приближенных, и Василий Македонянин8
принял царство тогда святой Игнатий и преподобный Иосиф были возвращены в
Царьград, и Игнатий снова принял престол свой, а Иосиф - прежнюю должность
сосудохранителя. Не только святейший Игнатий, но и преемник его, патриарх Фотий9, любили и почитали святого Иосифа
песнописца. Фотий вручил преподобному все церковное управление, называл его
человеком Божиим, Ангелом во плоти и отцом отцов, и повелел всему клиру своему
иметь преподобного Иосифа отцом духовным, открывать ему совесть и исповедывать
прегрешения. Обладая прозорливостью, преподобный провидел утаиваемые грехи, но
не обличал грешника, а наставлял его увещательными речами до тех пор, пока
исповедывающийся, умилившись, не открывал тайного беззакония: ибо силен был
Иосиф в боговдохновенных речах и легко мог обращать грешных к покаянию.
Прожив
много лет и достигши глубокой старости, Иосиф впал в немощи телесные от многих
трудов, в которых подвизался с юности - от поста, гонений за правду, от уз и
темницы, от забот о церковном устроении, об украшении песнопениями праздников и
памятей святых и от великих попечений о спасении душ человеческих. Перед
отшествием из мира, в конце святой четыредесятницы, впал он в болезнь и в
сновидении получил от Бога извещение о своем скором преставлении. В святой
великий пяток вольных страстей Христовых он переписал все вверенные ему
церковные вещи и дела и отослал к святейшему патриарху Фотию. Потом, готовясь к
исходу, начал молиться Богу, говоря так:
-
Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что сенью крыл Твоих Ты сохранял меня во все
дни жизни моей! И ныне соблюди до конца дух мой и даруй мне без вреда избежать
князя тьмы и страхов воздушных, да не послужат к радости врага моего
прегрешения жизни моей, по неведению мною совершенные. Слово Отчее, сохрани
стадо Твое и защити до конца века все созданное десницей Твоей. Возлюбленным
сынам Церкви Твоей будь помощником; святой Церкви, невесте Твоей, даруй мир
вечный и тишину невозмущаемую; царское священие10
просвещай Твоими дарами; гордого велиара11
покори под ноги защитников православной веры, все вредные для души ереси
отврати от Церкви. Душе же моей даруй мирное и кроткое разлучение с телом. Если
и недостоин я принадлежать к числу святых угодников Твоих. в которых обитал Дух
Святой, - ибо сознаю себя грешным пред Тобою,-то Ты, бесконечно благий, не
взирай на грехи мои, но сотвори меня достойным участи сынов Твоих.
Сотворив
молитву и причастившись Божественных Таин, преподобный Иосиф благословил всех
бывших при нем, воздел к небу руки свои и с светлым и радостным лицом предал
Богу свою святую душу.
Тотчас
отовсюду стеклось множество иноков и мирян; многие из них плакали, называя
почившего, одни - отцом, другие - воспитателем, иные - благодетелем, иные -
утешителем, другие - учителем, наставником и вождем к спасению. С прославлением
проводили ко гробу и с почестями погребли его: но еще честнее и славнее была
провождена бессмертными духами святая душа его в небесные обители. Это
сподобился видеть очами один любимый им друг, муж праведный и богоугодный,
находившийся в значительном расстоянии от места кончины преподобного. В тот
час, когда возлюбленная Богом душа Иосифа, разлучившись с телом, возносилась к
небу, упомянутой муж слышал голос свыше, говоривший ему:
Он вышел
и, взглянув вверх, увидел раскрывшийся свод небесный и лики святых, выходившие
оттуда: сначала лик апостольский, потом мученический, пророческий и
святительский. Дивился и ужасался тот муж чудесному видению, и недоумевал о
значении его. И снова услышал он голос: "смотри и внимай, и узнаешь
значение всего тобою видимого". И тотчас увидел он четырех юношей светлее всех,
и посреди их Деву неизреченной чистоты и славы: то была Пречистая и
Преблагословенная Дева Мария, Матерь Христа Бога нашего. Шествуя, повелевала
Она воинствам святых мужей принять ту святую душу, которая прославила в
песнопениях их деяния и память и подражала житию их. И все с неизреченной
радостью встречали и с усердием и любовью принимали некое достойное почитания
лицо, возводимое к небу. Созерцатель сего, упомянутой муж, мысленно спрашивал
себя:
- Кого же
воинства небожителей сподобляют столь великой чести?
И слышал
громкие голоса Ангелов, возводивших душу святую: "Это Иосиф песнописец,
украшение всей Церкви, сподобившийся благодати Духа Святого, подражавший житию
Апостолов и мучеников и описавший дела их, за что ныне от тех же святых
принимает почесть я похвалу". Так душа преподобного Иосифа песнописца была
введена с торжеством в небесные обители. Это преславное видение исполнило
мужа-очевидца великой радостью, а также и великим сожалением, что не сподобился
он засим видеть ту славу, с которою благословенная душа вошла внутрь горних
обителей, предстала и поклонилась пресветлейшему свету триединого Бога.
Есть и
другое известие о провождении преподобного Иосифа на небо. Была в Царьграде
церковь святого мученика Феодора Фанерота, что значит (открывателя), так как притекающим
с молитвою открывал он об украденных, утаенных или погибших вещах. Бежал от
одного человека раб очень полезный ему, и тот человек в печали пришел в церковь
святого Феодора Фанерота, отслужил молебен и молил мученика Христова показать
ему раба его. Три дня и три ночи пробыл он в церкви и, не получив откровение, в
скорби хотел удалиться. За утреней, когда читалось в церкви душеполезное слово,
он немного задремал во время чтения, и увидел явившегося ему святого Феодора,
который сказал:
- Что
скорбишь, человек? Разлучался от тела Иосиф, творец священных гимнов, и мы были
при нем. Он преставился в эту ночь, и мы все, почтенные от него канонами и
песнопениями, провождали душу его к небу, и поставили пред Лицо Божие. Вот
почему я замедлил явиться тебе. Теперь же я здесь и прошение твое исполняю: иди
на такое-то место, - и назвал имя места, - там найдешь раба твоего, которого
ищешь.
Оба эти
извещения убеждают нас, какую великую славу получил преподобный Иосиф за труды
свои от Бога, и какую почесть и похвалу от святых Божиих. Предстоя ныне в
небесных селениях престолу Божию, он воспевает Ангельские песни, прославляя и
восхваляя Отца и Сына и Святого Духа, триединого Бога, во веки, аминь.
Кондак,
глас 4:
Покаяния
источник неисчерпаемый, утешения податель некончаемаго, и умиления пучина еси
Иосифе: слезы нам подаждь покаяния божественнаго, имиже утешение зде плачущееся
обрящем от Бога, твоея помощи просящее, святе.
________________________________________________________________________
1 Сицилия - один
из больших островов Средиземного моря, на юг от Аппенинского полуострова,
отделяющийся от него Мессинским проливом
6
Иконопочитание восстановлено в 840 г. Св. Мефодий 846 г., память его 14 июня.
7
Св. Игнатий 877 г., память его 23 октября
8
Василий Македонянин царствовал с 867 по 886 год.
9
Фотий первый раз занимал престол с 857 по 867; вторично -с 877 по 886 г.
10
Так называются в 1 посл. св. Ап. Петра (гл. 2, ст. 9) христиане.
11
С евр. - непотребный, - название диавола (2Кор.6:15).